8 привычек личной гигиены, которые надо привить ребенку

Как привить ребенку навыки личной гигиены

Маркова Людмила
Как привить ребенку навыки личной гигиены

Родители всегда хотят чтобы его ребенок ходил чистым, аккуратным и опрятным, но не всегда так бывает. И удивляются когда ребенок возвращается с улицы в растрепанной и грязной одежде. Причиной этого обычно бывает не только любопытство и желание проявить самостоятельность детей, но и неряшливость родителей, которые дома не следят за своим внешнем видом. Мамы находясь дома не всегда ухаживают за собой, ходят в чем попало. Они не придают значения своему внешнему виду, но считают, что ребенок должен быть всегда опрятным.

Детям передаются все манеры и привычки родителей. И например если мама не следит за своей прической, то дочка тоже не захочет расчесывать свои волосы и делать косички. И будет сложно научить ее делать это самостоятельно.

Если ребенок испачкался, то нужно его переодеть. Он должен научится самостоятельно следить за своим внешним видом и сам замечать, если что – то не в прядке.

Вместе с ребенком мойте руки после прогулки, до и после еды, после туалета. Ребенку постарше нужно напоминать об этом и хвалить его за самостоятельность, что он сам вспомнил и выполнил это.

Маленьких детей часто купают, и водные процедуры они воспринимают положительно. Поплескаться в воде с мыльной пеной им приятно, поэтому ему нужно сообщать о том, что ему пора мыть руки, радостным голосом, не превращая это в принуждение приказом. Нужно объяснить маленькому ребенку, почему необходимо мыть руки, но не пугать микробами, но старшим детям можно об этом рассказать. Рекомендуется прочитать сказку про «Мойдодыра» и поговорить о том, что важно следить за чистотой. Ванную комнату нужно оборудовать так, чтобы малыш мог самостоятельно дотянуться до крана, мыла и полотенца. Интерес к гигиеническим процедурам повысит детские фигурные мыло и мягкое полотенце с нарисованными героями из мультфильмов.

Сначала нужно ребенка научить мыть руки и лицо. Когда он с этим начнет справляться, нужно показать как правильно мыть и вытирать полотенцем уши, шею, ноги. Может не всегда у ребенка все получиться с первого раза, не не нужно торопиться тут же его перемывать. Пусть он сохранит ощущения самостоятельности, а до чиста его можно отмыть и чуть позже.

Вечером перед сном ребенку полезно принять душ. Для малыша нужно приготовить резиновый коврик, детское моющее средство и яркую мочалку. Можно предложить малышу половить рукой струи воды, немного поиграть с ним. Пусть водная процедура будет приятной и приносить радость малышу.

Ребенок много раз видел, как моет его мама, можно предложить ему попробовать самому. Нужно просто подсказать где еще потереть мыльной мочалкой, как ополаскиваться водой из под душа. Можно превратить эту водную процедуру в ежедневный ритуал подготовки ко сну.

Нужно учить ребенка пользоваться носовым платком. Всегда в кармашке ребенка должен лежать носовой платок и при необходимости напоминать о том, что можно в него высморкаться, и вытереть нос.

Как помочь ребенку начать говорить? Во- первых, с ребенком нужно организовать правильное общение, ограничить просмотр телевизора, особенно без речевых мультиков, таких как.

Консультация для воспитателей «Как ребенку привить любовь природе» Впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе своего края,.

Конспект занятия во второй младшей группе с применением деятельностного подхода на тему «Предметы личной гигиены». Цель: содействие стремлению детей к соблюдению правил личной гигиены, поддержанию и укреплению своего здоровья. Задачи: Образовательные:.

Консультация для родителей «Как привить ребенку уважение к старшим» Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое. Белинский В. Г. Воспитание детей одно из самых сложных и благородных.

Консультация для родителей «Как сформировать навыки самообслуживания у детей» Родители жалуются что дети не убирают за собой игрушки, нет порядка в шкафу, не моют посуду, и пр. Прежде чем спрашивать с детей, их нужно.

Правила личной гигиены для детей дошкольного возраста Соблюдения правил личной гигиены – необходимое условие сохранения здоровья ребёнка. Родители должны являть им в этом пример, достойный подражания.

Рекомендации «Как помочь ребенку с дисграфией?» Рекомендации «Как помочь ребенку с дисграфией?» В работах учащихся с нарушениями речи встречаются ошибки различного характера, одни из.

Советы родителям, как научить ребенка личной безопасности на улицах Все мы – педагоги, родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?».

Советы родителям, как научить ребенка личной безопасности на улицах Все мы – педагоги, родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?».

Статья «Как привить любовь к чтению вашего ребёнка» Статья «Как привить любовь к чтению вашего ребёнка» Хотите, чтобы ваш ребенок вырос умным и стал успешным, и готовы приложить для этого.

Опрятность и чистоплотность: воспитываем полезные навыки у ребенка

«Мой ребенок – грязнуля. Сыну уже 12 лет, но он совершенно не умеет следить за собой. Не успеет надеть новую вещь — или пятно неотстирываемое, или дыра. В комнате беспорядок — повсюду учебники, скомканная одежда, какой-то мусор. Безалаберно относится к учебе — листы тетрадей загнуты, а то и вовсе без обложки. Я даже поставила в комнату сына мусорное ведро, но это не помогло. Иногда спрашивает, можно ли пригласить домой друзей. Я отвечаю, что в такой бардак просто неприлично приводить друзей. Сын понимает, но все равно ничего не предпринимает. И ладно бы только беспорядок, так еще и гигиена «хромает» — постоянно приходится напоминать об элементарных вещах, что нужно помыться и причесаться. Мне стыдно за сына, не знаю, как приучить мальчика к опрятности. Разговариваю, ругаю, наказываю –— все бесполезно».

У взрослого полезные привычки чистить зубы по утрам и следить за своим внешним видом дошли до автоматизма. А маленькому ребенку только предстоит всему этому научиться. Аккуратность и опрятность — не «встроенные опции», которые по умолчанию должны быть у малыша. Эти навыки необходимо воспитывать, ведь они очень пригодятся ему во взрослой жизни. В статье поговорим о том, как приучить ребенка к аккуратности и опрятности?

Почему ребенку важно быть опрятным?

Опрятность как качество личности — способность всегда выглядеть ухоженно, соблюдать порядок на рабочем месте, содержать личные вещи и личное пространство в чистоте. Сюда можно отнести и гигиенические процедуры, и уборку, и уход за одеждой. [1]

Сформированная еще в детстве привычка следить за собой не дает проявиться в дальнейшем таким качествам характера как:

  • безалаберность,
  • необязательность,
  • непунктуальность,
  • небрежность.

Многие дети-неряхи растут одинокими, поскольку их неопрятность и нечистоплотность вызывают негативные эмоции у сверстников. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте. Неприятный запах изо рта, грязная одежда и неухоженный вид могут становиться причинами буллинга в школе. Неряшливый ребенок, как правило, хуже учится. Ему сложно сконцентрироваться на выполнении домашних заданий, когда рабочее пространство не организовано должным образом. Малыш, постоянно пребывающий в хаосе разбросанных по комнате вещей, непременно забывает взять на занятия нужные тетради и учебники. [2]

А личная гигиена, которая является главным правилом опрятного внешнего вида, позволит избежать множества проблем со здоровьем:

  • кожных заболеваний (акне в подростковом возрасте, дерматитов);
  • заболеваний зубов и десен;
  • заболеваний мочеполовой системы;
  • кишечных расстройств.

Неряшливый ребенок: причины

Далеко не все дети младшего и среднего возраста разделяют и понимают заботы родителей о чистоте и порядке. По мнению американского психолога А. Фромма, для этого есть несколько причин [3]:

  • Детей гораздо меньше волнует, как они выглядят в глазах окружающих.
  • Грязь и неопрятность не отталкивают детей так, как взрослых. Они еще не привыкли расценивать эти личные качества человека как нечто плохое.
  • У детей правила гигиены и опрятного внешнего вида еще не превратились в привычку.
  • Соблюдение многих правил гигиены детьми воспринимается как скучное занятие.

Проблема неряшливости актуальна не только для школьников 7-8 лет, которые еще учатся быть чистоплотными. Даже в подростковом возрасте некоторые дети остаются неаккуратными, совершенно не желают следить за собой. Можно выделить ряд причин такого поведения[2]:

  • чрезмерная опека родителями ребенка и выполнение за него всех обязанностей,
  • отсутствие положительного примера родителей,
  • лень ребенка,
  • несформированный режим дня у ребенка,
  • ненадлежащие санитарно-гигиенические условия в доме,
  • депрессия,
  • утрата близкого человека,
  • характерная черта личности,
  • употребление наркотиков и алкоголя.

Если неряшливость и несоблюдение элементарных правил гигиены уже превратились в привычки, можно предложить ребенку пройти программу модификации поведения по технологии 7Spsy. Освоив новую модель поведения, ребенок поймет, что аккуратность и опрятность — это полезные качества, которые помогают комфортно общаться с окружающими, грамотно организовать свое личное пространство и избежать многочисленных конфликтов в семье.

Опрятность и аккуратность — это полезные привычки

Как приучить ребенка к опрятности? Личная гигиена и поддержание порядка в комнате — это привычки, которые нужно вырабатывать не один год. Крики, наказания, выполнение ряда дел за малыша — не выход. Приучая неаккуратного, неопрятного ребенка к порядку, родителям важно действовать в соответствии с этапами формирования любой полезной привычки:

1. Осознание важности

Ребенок должен понять, почему нужна привычка соблюдать чистоту и опрятно выглядеть. Взрослому будет достаточно теоретического обоснования, а вот детям важны неоспоримые доказательства. Если ребенок не хочет по утрам чистить зубы, можно рассказать ему о том, как легко возникает кариес, и что потом придется лечить зубы у стоматолога.

2. Планирование

Воспитание любой привычки вносит коррективы в повседневную жизнь. Не помешает составить четкое расписание дня, чтобы у ребенка хватало времени не только на учебу, но и на уборку комнаты.

3. Правильный настрой

Позитивный настрой и вера в себя позволят ребенку воплотить желаемое в жизнь. Родителям тоже придется участвовать — напоминать, объяснять, показывать, подбадривать, хвалить. Уборка в комнате и содержание личных вещей в чистоте не должны становиться для ребенка наказанием.

4. Воплощение

После осознания важности привычки и грамотного планирования дня, зарядившись позитивными эмоциями, можно приступать к воплощению задуманного. Ребенок должен выполнять поставленные перед ним задачи с оговоренной периодичностью.

Как приучать детей разного возраста к порядку и чистоте

Формировать привычку быть опрятным и аккуратным нужно начинать с раннего детства. Помогут следующие советы:

Малыши в 2-3 года начинает активно «копировать» действия взрослых. Именно в этот период родителям следует всерьез задуматься над тем, как приучить ребенка к аккуратности и как сформировать у него привычки личной гигиены. Можно начать с уборки игрушек за собой и письменных принадлежностей после развивающих занятий, научить аккуратно складывать свои вещи. Задача родителей — объяснять и показывать правильный порядок действий. Особенно сложные для ребенка задачи можно превращать в интересную игру.

В идеале ребенок дошкольного и младшего школьного возраста должен уже сам убирать за собой вещи и заботиться о личной гигиене. Важно объяснить ребенку, что порядок в комнате поможет сосредоточиться на домашних заданиях, что в убранной комнате приятнее находиться, можно приглашать гостей.

Как приучить ребенка к чистоте? Уже сейчас можно привлекать малыша к посильной помощи в быту. Важно, чтобы ему было комфортно выполнять поставленные задачи. Собственное рабочее место, шкафы и коробки для детских игрушек, одежды и школьных принадлежностей — ребенку должно быть удобно следить за порядком.

Ранний подростковый период характеризуется становлением собственного «Я» ребенка. Часто дети воспринимают стремление родителей к их совершенствованию как попытку подавления индивидуальности. Возможно, с помощью «рабочего» беспорядка в комнате ребенок пытается донести до родителей, что «это МОЙ стол, не трогайте!».

Что делать если уже в сознательном возрасте ребенок растет грязнулей? Важно без скандалов и затяжных конфликтов оговорить границы дозволенного. Что приемлемо в доме, а что — нет. Личная гигиена, застеленная кровать, опрятный внешний вид, отсутствие завалов на столе — обязательные пункты для выполнения. Все остальное можно оставить на усмотрение ребенка.

Как помочь ребенку стать опрятным и аккуратным в подростковом возрасте?

По мнению многих психологов, ребенку 10-15 лет довольно трудно привить какие-либо привычки. В этом возрасте активно развиваются приобретенные в раннем детстве навыки, а все новое может вызывать неприятие. Что делать, если неряшливому ребенку «хронический» беспорядок в комнате и несоблюдение правил гигиены мешают учиться и наладить отношения со сверстниками? Важно не упустить время и помочь малышу стать более организованным.

Это запатентованный, подтвержденный научно метод, основанный на теориях поведенческой психологии. Программа рассчитана на 2-6 недель. Ребенок, самостоятельно занимаясь с психологами, изменит патологическую модель поведения, которая мешает ему быть опрятным и аккуратным. Позитивные установки помогут ребенку пересмотреть свое отношение к чистоте и личной гигиене. Он поймет, что неряшливость только осложняет жизнь. А родителям консультации психолога помогут приучить ребенка к опрятности без упреков и строгих наказаний.

Одно из главных преимуществ курса — дистанционные занятия. Работу можно осуществлять в удобное время, не выходя из дома. Гарантируется полная конфиденциальность. Ребенок и его родители получают поддержку и помощь психологов — по телефону и e-mail, в онлайн-чатах.

  1. «Дошкольная педагогика», 2001 г., С. А. Козлова
  2. «Возрастная психология: учебник для вузов», 2007 г., Л. Ф. Обухова
  3. «Азбука для родителей. Как договориться с ребенком в любой ситуации», 2017 г., А. Фромм

Как привить детям культурно гигиенические навыки.
консультация на тему

Важной составной частью культуры поведения человека, являются культурно-гигиенические навыки. С самого раннего возраста необходимо прививать детям любовь к чистоте и опрятности, потому как, несомненно, это залог физического и психологического здоровья. Привитые с детства навыки приносят огромную пользу в дальнейшей жизни.

Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников – весьма специфичны и требуют определенных знаний, как от педагога, так и от родителей. Необходимо учитывать, что малыши 2-3 летнего возраста впервые сталкиваются с такими задачами, как умывание, мытье рук, использование полотенца, зубной щетки, носового платка и т.д. Самостоятельно одеться или раздеться – еще очень трудно для них, поэтому знакомство с этими важными навыками должно быть мягким и терпеливым со стороны взрослых. Однако не стоит забывать, что излишняя мягкость так же не желательна, так как ребенок однажды потерпев неудачу в довольно не легкой для него задаче, и почувствовав незамедлительную помощь взрослого, в следующий раз может отказаться что-либо делать сам. Следовательно – главными приоритетами в формировании культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников должны быть: понимание внутреннего мира ребенка, терпение к его неуклюжести и медлительности, поощрение любого, даже самого незначительного успеха, настойчивость в правильном и последовательном выполнении задачи, требовательность к проявлению самостоятельности.

Одной из главных задач в работе с детьми I младшей группы (от 2 до 3 лет) детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком). В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку. В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Приведем ниже несколько полезных рекомендаций для проведения гигиенических процедур. Учим умываться. Для начала создайте все необходимые условия:

  • разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;
  • подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;
  • прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;
  • положите в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке. Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.). Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

Теперь можно перейти непосредственно к самому умыванию. Для этого нужно:

  • завернуть рукава одежды ребенка;
  • проверить температуру воды;
  • намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга;
  • смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям;
  • вымыть лицо, называя каждую его часть;
  • учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха;
  • еще раз обмыть водой руки ребенка;
  • закрыть воду;
  • снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом;
  • насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются;
  • похвалить малыша, например, предложив посмотреть в зеркало: “Вот какой ты стал чистенький и красивый!”

Гигиеническое воспитание младшего дошкольника направлено на приобщение его к следующим гигиеническим навыкам, как в детском саду, так и дома:

  • мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
  • умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
  • принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;
  • мыться с мылом и мочалкой через два дня на третий;
  • подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
  • полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
  • пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
  • пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
  • пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
  • ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);
  • не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства).

Необходимо тесное сотрудничество воспитателей и родителей. Привитые в детском саду культурно-гигиенические навыки и самостоятельность, должны поддерживаться и приветствоваться родителями. Только так возможно гармоничное развитие личности ребенка.

Как помочь ребенку приобрести полезные привычки

Ни для кого не секрет, что чистить зубы – это не только полезная, но и необходимая привычка. И важно обучать этому детей с самого младшего возраста. Однако к полезным привычкам можно отнести еще и множество других, не столь очевидных, как личная гигиена, но не менее значимых для будущего здоровья и благополучия человека. Перечислим некоторые из них:

Здоровое питание и культура приёма пищи. От того, что мы едим, напрямую зависит состояние нашего организма. При этом пищевое поведение, сформированное в детстве, очень трудно изменить во взрослом возрасте. Поэтому правильное питание, как и корректное отношение к еде в целом должно быть усвоено с детства. Важно и то, как мы едим: обстановка, сервировка стола, обеды или ужины всей семьей либо в дружеской компании. Позитивные эмоции при употреблении пищи способствуют хорошему ее усвоению, а значит, и нашему здоровью.

Физическая активность. Движение – это также залог здоровья человека, оно просто необходимо для хорошего самочувствия. Это знают все, но, к сожалению, не все реализуют это знание на практике.

Планирование. Четкий распорядок дня помогает малышу чувствовать стабильность и избегать излишнего напряжения. А взрослым людям планирование времени позволяет более эффективно и с меньшими энергетическими затратами выполнять свою работу, справляться с задачами.

Вежливость и этикет. Соблюдение правил, принятых в обществе, является одним из залогов успешности человека. Вежливость помогает расположить к себе окружающих, особенно незнакомых, так как показывает уважение к собеседнику, да и к самому себе.

Помощь по дому. Это не только навык ребенка, полезный для родителей. Регулярная уборка, помимо основного ее плюса – чистоты в доме, развивает двигательные навыки малыша, прививает позитивное и уважительное отношение к своему и к чужому труду.

Помощь ближним. Посильная помощь окружающим людям, животным, природе – это вклад каждого в создание мира, в котором мы хотим жить. Результат этих усилий неосязаем и слишком отдален во времени. Именно поэтому так важно объяснять детям, зачем нужно помогать другим.

Забота о себе. Чтобы помогать окружающим, необходимо иметь моральные и физические ресурсы: быть здоровым, чувствовать себя полным энергии, радости и любви. Только когда все наши базовые потребности удовлетворены, мы можем отдавать энергию другим людям. Зачастую мы это упускаем, например, когда посвящаем все свои силы детям и забываем о себе. Печальным итогом этого может стать эмоциональное выгорание родителей и хроническая усталость, когда на теплые отношения с детьми уже просто не хватает сил.

Саморазвитие. Стремление к новым знаниям и навыкам заложено в ребенке природой. Нужно только не гасить это стремление и всячески его поддерживать. Умение и желание учиться – это очень ценный навык не только для обучения в школе или университете, но и для успешности будущего взрослого человека в современном мире.

Зачем нужно формировать полезные привычки.

Если у нас нет какой-либо полезной привычки, чаще всего, ее место занимает вредная. Например, если мы не привыкли готовить дома, то привыкаем питаться полуфабрикатами, фастфудом и на бегу. Если у нас нет привычки регулярно заниматься спортом или делать зарядку, то, как правило, мы проводим свободное время перед телевизором или компьютером.

Как мы видим, плохие привычки не заставляют себя ждать, так как не требуют от нас никаких усилий, они сами возникают и прочно закрепляются в нашей жизни, если мы не противимся этому. В то время как осознанное формирование полезных привычек поначалу требует от нас немало сил, настойчивости и упорства. Однако, когда какое-либо действие превращается в привычку, нам не стоит труда выполнять его каждый день, не задумываясь. И, если однажды мы его не выполним, мы даже можем ощутить некоторый дискомфорт.

Чем старше мы становимся, тем труднее изменить свой привычный образ жизни, хотя в любом возрасте это, конечно, возможно. Но представьте, как было бы легко бегать по утрам, эффективно планировать свое время, питаться с пользой для организма, если бы все это было обычными каждодневными делами в вашей родительской семье. Вы бы наверняка и не задумывались, пойти ли на пробежку или нет, а просто встали бы рано утром, надели спортивную форму и побежали бы. Оцените, насколько труднее вам сейчас просто сделать это, не имея такой привычки с детства. И сделайте выбор, какого состояния вы хотите для своих детей в будущем.

Как родителям сформировать полезные привычки у ребенка.

С помощью личного примера. Это первое и самое необходимое правило, если Вы хотите привить сыну или дочери любую полезную привычку. В процессе эволюции главным механизмом обучения ребенка стало подражание поведению родителей. Поэтому, что бы вы не говорили, он будет повторять ваши действия и копировать ваш образ жизни.

Не формировать негативных ассоциаций с полезной привычкой. Ругань за то, что чего-то не сделал, принуждение делать что-либо, нравоучения и сравнение ребенка с другими естественным образом вызывают негативные эмоции. Если подобные методы используются регулярно, отрицательные чувства подсознательно связываются с самим действием, которого вы хотели добиться от чада. И, даже если ваши намерения были исключительно благими, само напоминание об этом действии в итоге будет вызывать у него такие же негативные эмоции. Конечно, результатом будет отказ от выполнения того, чего вы хотите. И впоследствии, когда малыш вырастет и сам поймет, что эта привычка действительно полезна, он будет через силу выполнять это действие или забывать о нем вовсе.

Формировать позитивные ассоциации с полезной привычкой. Исходя из предыдущего пункта, становится понятным, что привычка может легко закрепиться, если вызывает у малыша положительные эмоции. Для этого не обязательно давать ребенку конфетку каждый раз, когда он выполняет полезное действие. Гораздо эффективнее будет ваше одобрение, совместное времяпрепровождение и общение, ваше внимание к малышу в момент выполнения этих действий. С детьми помладше можно использовать игру или веселое соревнование.

Объяснять ребенку на доступном языке, что ему даст то или иное действие, если он будет его повторять изо дня в день. Когда ребенок маленький, понимание времени еще не сформировано. Поэтому ему действительно не ясно, что и почему может произойти через длительные промежуток времени, в будущем. Или какие последствия вызовут его собственные действия, помимо тех, которые он может наблюдать сразу же. Например, малышу вряд ли станет понятнее, если вы скажете: «Нужно кушать овощи, чтобы быть здоровым». На данный момент он чувствует только вкус, который большинству детей не нравится.

Действовать постепенно. Не стоит стараться сформировать несколько привычек одновременно, это снизит эффективность ваших усилий, если вообще позволит добиться результата. Начните с одной, и только когда она закрепилась, можно приступать к следующей.

Быть готовым к временным отступлениям от привычки. В стрессовых ситуациях, во время болезни или значимых событий в жизни ребенка можно пренебречь строгим соблюдением правил, при условии, что привычка уже закрепилась, а после возврата к обычной жизни она обязательно будет возобновлена. Также в таких состояниях лучше не начинать прививать какие-либо новые привычки и дождаться для этого более комфортного периода.

Ценить старания, а не критиковать результат. Лучше всего, если первая реакция на попытку ребенка сделать что-то хорошее (например, помыть полы) будет положительной: «О, ты решил помочь мне, как я рада, спасибо тебе!». Конечно, он не сможет сделать все с первого раза идеально, возможно, Вам даже придется все переделывать после его «помощи». И не стоит вводить его в заблуждение о том, что сделал он это отлично. Но можно позволять ребенку самостоятельно выполнять какие-то дела по дому, не исправляя и не критикуя каждый его шаг, а замечая его старания и внося предложения о том, как это можно было бы сделать еще лучше. Таким образом Вы сможете сформировать у ребенка желание помогать и удовольствие от собственных усилий, что на данном этапе гораздо важнее чистого пола.

При всем этом не стоит прививать полезные привычки ребенку потому, что так надо или принято, для того, чтобы похвастаться другим родителям, или потому, что вас самих в детстве заставляли это делать. Думаю, цель приобретения полезных привычек в благополучии, здоровье и счастье вашего ребенка. Поэтому не забывайте проявлять любовь к детям и принимать их любыми, даже если они не хотят делать зарядку по утрам или есть овощи.

7 привычек, которые волгоградцам нужно привить детям

Важно, чтобы с раннего возраста ребенок пользовался индивидуальными предметами личной гигиены – такими как щетка, расческа, мыло и полотенце.

Тщательно мыть руки перед едой и после туалета. Этому ребенка можно обучать с 1 года. Сначала, безусловно, ему потребуется ваша помощь, но со временем он будет самостоятельно следить за чистотой рук.

Ежедневное принятие душа или ванны. Лучше всего купаться перед сном в одно и то же время.

А вот мыть голову ежедневно нет необходимости. Однако важно приучить ребенка следить за чистотой и опрятностью волос, а кроме того, расчесывать их каждый день.

Чистить зубы после каждого приема пищи. В 1,5 года можно начать чистить зубы щеткой без пасты, а в 3 года использовать специальную детскую зубную пасту.

Следить за чистотой носа. Не трогать его грязными руками, регулярно очищать утром и перед сном, пользоваться только чистым платком или одноразовыми салфетками.

Родителям рекомендуется приучить малыша грамотно подмываться и делать это ежедневно и каждый раз после похода в туалет.

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий

vpravda.ru в соцсетях

Происшествия

Политика

Общество

Экономика

Спорт

Культура

© 2021 ООО “ИД “Волгоградская правда”
г. Волгоград.

Сетевое издание “Волгоградская правда.ру” зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство: ЭЛ № ФС77-72702 от 23 апреля 2018 года.

Учредители: администрация Волгоградской области, комитет по делам территориальных образований, внутренней и информационной политики Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью “Издательский дом “Волгоградская правда”.

И.о. главного редактора: Екатерина Валентиновна Голод.

Адрес электронной почты и телефон редакции: (8442) 43-60-49 , id-vpravda@ya.ru ; рекламная служба: (8442) 43-61-24; прием объявлений и извещений (8442) 43-61-12, +7-937-563-71-85, reklama@vpravda.ru, reklama@vlg-media.ru. Адрес редакции и издателя: 400131 , Волгоград , ул. Краснознаменская, 7 , (8442)43-60-49.

Телефон для связи: +7(937)714-46-33

Все права защищены ©ООО “ИД “Волгоградская правда”. Условия использования информации: для текстов – с обязательным указанием источника («Волгоградская правда» или vpravda.ru) и гиперссылкой, для фото, видео – только с письменного разрешения редакции.

Нажимая кнопку «Отправить» или «Сохранить» Вы подтверждаете свое ознакомление с Политикой конфеденциальности, а также подтверждаете своё согласие на Обработку персональных данных

Письма читателей не рецензируются и не возвращаются. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность рекламной информации. Все рекламируемые товары и услуги имеют необходимые лицензии и сертификаты. Материалы, отмеченные рубриками *Визитная карточка, *Актуально, публикуются на платной основе и являются рекламой.

Как привить ребенку хорошие привычки? 5 советов для молодых родителей

Учишь, учишь малыша чистить по утрам зубы, а он, чуть повзрослев, все норовит, покривлявшись перед зеркалом, покинуть ванную комнату, даже не намочив зубную щетку.

Как воспитать хорошие привычки, когда браться за это дело, как долго они формируются. Эти вопросы волновали теоретиков и практиков разных времен от Ушинского и Макаренко до Сухомлинского и последователей вальдорфской педагогики. В их работах можно найти советы, которые пригодятся любому родителю.

Совет первый

Начинать формировать хорошие привычки надо как можно раньше.

Например, приучать малыша засыпать самому в своей кроватке, без укачивания, или спать в прохладной комнате при открытой форточке можно еще до того, как ему исполнится год. Чуть позже вы начнете приучать ребенка мыть перед едой руки, на ночь убирать на свои места игрушки, потом – говорить «спасибо», первым здороваться со старшими… Еще позже – уступать в транспорте место пожилым людям, помогать старым и слабым, всегда доводить начатое до конца, выполнять любую работу не кое-как, а хорошо…

Чем раньше вы начнете предпринимать усилие, чтобы какой-то навык стал привычным, выполнялся автоматически, тем быстрее добьетесь успеха.

Совет второй

Кстати
Вредные привычки, которые мы иногда наблюдаем у детей: кто-то грызет ногти, кто-то сосет палец или постоянно ковыряет в носу, врачи называют привычными патологическими действиями. Они доставляют ребенку удовольствие, когда жизнь скучна и других радостей нет. Борьба с этими привычками – это всегда борьба с тревожностью, неуверенностью, пессимизмом.

Привычка легко усваивается, когда ребенок подражает взрослому. Одна воспитательница вальдорфского детского сада рассказала в Интернете, как она приучала детей мыть руки. Утром дети приходили в детский сад не одновременно, а один за другим, с некоторым интервалом. Это дало ей возможность каждого малыша сразу отводить в умывальник и мыть там с ним руки. И при этом они пели веселую песенку, чтобы занятие было приятным. Если ребенок не видит, как вы сами, придя с работы, моете руки, как вы утром чистите зубы, ему трудно эти действия сделать привычными, даже если вы постоянно ему о них напоминаете.

Совет третий

Привычку не создашь дрессурой, это осознанный навык.

Ребенок должен не только уметь сам вымыть руки, но и знать, почему их необходимо мыть. И получать удовлетворение от того, что он поступил правильно. Поэтому объясняйте, почему надо здороваться, убирать игрушки, говорить «спасибо»… И почаще хвалите за правильно выполненное действие.

Совет четвертый

Читайте также:
5 женских привычек, которые мужчины совершенно не переносят
Какие привычки лишают нас сил?

Чтобы навык превратился в привычку, требуется бесконечное повторение.

На это уйдет немало времени, но торопиться нельзя. Воспитание – вообще процесс долгий. Одна мудрая мама заметила, что в деле воспитания результат мы, как правило, получаем лет на 5 позже, чем ожидаем. Возможны и неожиданности. Например, привычка, казалось бы, прочно укоренившаяся, вдруг пропадает в подростковом возрасте. Психологи утешают: бунт подростка и отказ делать правильно то, что он делал все детство, как раз и показывает, что норму ребенок усвоил. Всю младшую школу мы вместе с сыном собирали ранец заранее, по вечерам, всю среднюю школу он делал это без напоминаний сам, а в десятом классе начал раз за разом откладывать сбор ранца на утро и, конечно, каждое утро впопыхах что-то да забывал. Интересно, всплывет ли хорошая привычка собирать вещи накануне, когда минует возраст ниспровержения родительского авторитета?

Совет пятый

Приобретение привычки не стоит ребенку никаких усилий, зато требует неимоверных усилий от его родителей.

Это заметил кто-то из великих. Все так. Но наши усилия оправданы. Автоматизм в выполнении каких-то действий высвобождает время на развитие и творчество. А потом, что такое хорошие привычки? Это хорошее воспитание, как давным-давно сказал Платон. И вот когда наши дети станут поступать правильно, даже если никто за ними не наблюдает и никто их не контролирует, мы со спокойной совестью скажем, что вырастили воспитанных людей.

Правила личной гигиены для детей

Ребенок, который привык ухаживать за собой с самого раннего возраста, будет защищен от воздействия множества вредных факторов, провоцирующих патологические состояния, и не станет объектом для насмешек окружающих. Существующие правила гигиены для детей являются базовыми навыками, которые они приобретут в первые годы жизни и будут совершенствовать на протяжении долгих лет.

Гигиена в детском саду

В дошкольном возрасте происходит не только физическое, но и психологическое формирование маленького человека. Для ребенка, посещающего детский сад, важно постоянство и последовательность определенных действий.

Малыш будет здоровым и развиваться соответственно возрасту, если станет соблюдать режим дня и выполнять правила личной гигиены для детей, к которым родители должны приучить его с ранних лет. Основные рекомендации по гигиеническому уходу для дошкольников:

  • Мытье рук. Каждый воспитанник детского сада должен регулярно мыть руки, если они испачкались, каждый раз перед едой и после прогулок, посещения туалета. Также эта процедура необходима, если у ребенка начался насморк, независимо от того, сморкается он в одноразовый бумажный платок или многоразовый тканевый. Для того чтобы процесс заинтересовал дошкольника, воспитатели нередко используют интересные скороговорки или стихи. Уход за руками должен осуществляться по всем правилам: сначала нужно засучить рукава, намочить и намылить руки, полностью смыть образовавшуюся пену, а затем вытереться чистым полотенцем (желательно одноразовым на бумажной основе).
  • Чистота всего тела. Кожные покровы защищают людей от инфекционных болезней. Активные дошкольники все время бегают и прыгают, в результате на поверхности туловища, конечностей и головы появляются капли пота. Если долго не мыться, на коже накапливаются потовые частицы, жир и пыль. Загрязненный эпидермис перестает выполнять свою защитную функцию. По этой причине лицо и тело нужно регулярно очищать. После прогулки в летнее время года в детском саду ребенок должен умываться и мыть ноги.

Другие правила личной гигиены для детей в дошкольном учреждении:

  • полоскать рот после еды для удаления частичек пищи и свежести дыхания;
  • расчесывать волосы только с использованием личной расчески;
  • при чихании или кашле закрывать рот рукой, правильно пользоваться платочками.

Опытные и отзывчивые воспитатели способны привить ребенку навыки ухода за собой в условиях сада, которые малыш будет оттачивать дома. Становясь старше, дети уже не требуют постоянного контроля, однако все же нуждаются при необходимости в небольшой корректировке действий. Доброжелательность и настойчивость педагогов гарантируют быстрое усвоение гигиенических правил, которые ребенок будет использовать на протяжении всей жизни.

Гигиена для мальчиков и девочек школьного возраста

Школьники уже имеют определенные гигиенические навыки, привитые родителями и воспитателями в детском саду. Однако воспитание продолжается и в школе, оно осуществляется педагогами и местным врачом.

В начальных классах проводятся специальные уроки здоровья. Гигиене обучают и на занятиях по обычным предметам (к примеру, в природоведении есть раздел, касающийся тела человека и ухода за ним).

В средних и старших классах школьники приобретают знания на уроках естествознания и биологии. Наибольшее значение имеет личный опыт учителей и другого персонала школы, которые должны всегда выглядеть опрятно, чисто одеваться, регулярно мыть руки, убирать за собой рабочее место.

Гигиена ребенка школьного возраста включает выполнение следующих рекомендаций:

  • чистить зубы 2 раза в день;
  • мыть руки после пробуждения, перед едой, при загрязнении, после посещения улицы и туалета — делать это нужно как можно чаще;
  • расчесываться, с использованием личной расчески, мыть голову не реже чем раз в неделю, в жаркое время года — чаще;
  • ежедневно умываться и принимать душ, каждый раз надевать после водных процедур чистое белье;
  • еженедельно принимать горячую ванну, тщательно мыться мочалкой с мылом;
  • стричь ногти по мере отрастания, не допускать скапливания грязи под ногтевыми пластинами;
  • поддерживать чистоту в детской комнате;
  • ходить в опрятной выглаженной одежде, без пятен и дырок.

Чистка зубов

Уход за зубами и всей полостью рта должен быть начат своевременно, задолго до полного прорезывания. Родителям не стоит игнорировать гигиену молочных зубных единиц, несмотря на то, что они со временем все равно сменятся на постоянные. Кариес временных зубов оказывает влияние на последующее здоровье и внешний вид коренных.

Как правильно чистить зубы:

  1. тщательно вымыть руки с мылом;
  2. промыть под проточной водой зубную щетку;
  3. прополоскать рот чистой теплой водой, используя специально предназначенный для этого личный стаканчик ребенка;
  4. выдавить из тюбика на влажную зубную щетку немного детской зубной пасты определенной возрастной категории;
  5. чистить сначала передние и боковые поверхности при сомкнутых челюстях, затем внутреннюю и жевательную часть с открытым ртом;
  6. тщательно прополоскать ротовую полость, пока полностью не будут вымыты частицы зубной пасты или порошка;
  7. вымыть щетку и поставить ее в стакан ручкой вниз до полного высыхания.

Качественный уход за зубами подразумевает и прием в пищу определенных продуктов питания. Если у ребенка присутствуют молочные зубы, не следует давать ему исключительно мягкую или протертую еду. Поедание яблок, моркови и другой твердой пищи способствует усиленному отделению слюны, притоку крови к челюстям и лучшему их питанию, а также качественному очищению промежутков между зубными единицами. Челюсти в таком случае будут развиваться согласно нормам, а коренные зубы после своего появления будут расти ровными рядами.

Мытье рук перед едой

Мама и папа должны объяснить ребенку, что он постоянно трогает различные предметы (кнопки лифта, дверные ручки, общие игрушки в саду), гладит животных. На всех поверхностях есть грязь и микробы, которые не видны невооруженным глазом и остаются на кожных покровах. Если взять грязными руками какую-нибудь еду, а затем съесть ее, в организм попадут патогенные микроорганизмы, которые вызывают различные заболевания. Мыться нужно не только перед приемом пищи, но и после посещения туалета, прогулок на улице, при контакте с животными и каждый раз перед отходом ко сну.

Использование салфеток

Салфетки — аксессуар, который должен присутствовать в каждом доме, даже если в нем нет детей. С их помощью можно вытереть руки, высморкаться, очистить различные поверхности, поэтому они просто необходимы. Родителям следует давать ребенку с собой и влажные, и сухие бумажные салфетки, поскольку они выполняют разные функции.

Несколько вариантов использования материала:

  • При загрязнении стола и другой мебели фломастером или карандашом, остатками пищи достаточно протереть поверхность влажной салфеткой. Ребенок должен обязательно убирать за собой.
  • Когда дети простужаются, лучше использовать при насморке одноразовые бумажные или влажные салфетки. Многоразовый тканевый аксессуар будет накапливать патогенные микроорганизмы, которые вновь будут контактировать с лицом ребенка. Лучше сморкаться в бумажную салфетку и сразу ее выбрасывать
  • Если малыш испачкал кожу или одежду, поранился, а поблизости отсутствует умывальник или дезинфицирующие средства, следует использовать влажные салфетки. На всякий случай родителям нужно приобрести и положить с собой сыну или дочери специальные платочки с антибактериальной пропиткой.

Смена нижнего белья

Нижнее белье контактирует с самыми деликатными частями тела. Даже при беспрекословном соблюдении правил гигиены его необходимо регулярно менять.

Чистые трусики ребенок должен надевать каждый день. Бюстгальтеры у девочек меняются каждые 2-3 дня. Летом смена белья должна производиться чаще из-за обильного потоотделения. Если ребенок занимается спортом и ведет активный образ жизни, мытье в душе с последующей сменой одежды показано несколько раз в день.

Грязное нижнее белье вызывает раздражение кожи, в тяжелых случаях — язвы. Это происходит из-за активного размножения бактерий на одежде, которая долго носится и контактирует с телом. Отсутствие гигиены перед сменой нижнего белья грозит различными инфекционными заболеваниями у девочек и мальчиков.

Важно! При стирке детских вещей необходимо выбирать режим дополнительного полоскания. В противном случае на ткани останутся частицы порошка, которые приведут к раздражению слизистых оболочек и кожных покровов даже при соблюдении всех правил гигиены.

Ванна и душ

Каждое утро после пробуждения и вечером перед сном необходимо умываться, уделяя внимание не только лицу, но и ушам, шее. В первую очередь следует тщательно вымыть руки, а затем приступить к остальным частям тела.

Важно! После умывания стоит вытереться насухо чистым полотенцем. У каждого ребенка должен быть свой личный аксессуар. Если на поверхности ткани после вытирания не видно пятен, значит маленький человек умылся по всем правилам.

Ежедневно перед отходом ко сну необходимо мыть ноги. На нижних конечностях накапливается много грязи, они сильно потеют. Если ноги моются редко, а ребенок носит грязные носки или колготы, на коже появляются опрелости, возрастает риск развития грибковых заболеваний. Для вытирания ног нужно выделить ребенку отдельное полотенце. Носки следует менять не реже чем раз в день. Зайдя в квартиру или дом, необходимо переобуваться в тапочки или надевать другую домашнюю обувь.

Ежедневные водные процедуры предназначены не только для гигиены детей, но и для закаливания и улучшения эмоционального состояния. Легкий душ по утрам бодрит и помогает поскорее пробудиться, такие же манипуляции перед сном способствуют успокоению и быстрому засыпанию.

Мыться в ванной или душе полностью рекомендуется не реже раза в неделю. Вода должна быть исключительно теплой, обязательно стоит использовать качественную мочалку и мыло (лучше глицериновое или детское) — так с тела будет смыта вся грязь и пот. Особое внимание уделяется мытью волос и головы с применением подходящего возрасту ребенка шампуня. Каждый раз после выхода из ванной следует надевать чистую одежду.

Уход за волосами

В волосяном покрове накапливается огромное количество кожного сала, пыли, грязевых частиц. За короткими волосами ухаживать намного легче, чем за длинными локонами. Желательно стричь мальчиков летом как можно короче. Девочкам стоит мыть голову не реже чем раз в неделю.

В подростковом возрасте детские волосы претерпевают колоссальные изменения. Излишняя жирность, перхоть и другие неприятные явления — одни из многих проблем переходного возраста, с которыми можно бороться только соблюдением правил гигиены.

После всех гигиенических процедур необходимо расчесать ребенка. У него должна быть личная расческа, недоступная для использования другими людьми, даже самыми близкими членами семьи.

Стрижка ногтей

Качественного ухода и гигиены требуют пальцы и рук, и ног. Раз в 1,5-2 недели необходимо подстригать ногти, для того чтобы в них не накапливалась грязь, удалить которую будет гораздо труднее, чем снять излишек чистой ногтевой пластины. Длинными ногтями можно поцарапать себя и окружающих людей. Неухоженные руки у ребенка говорят о его неряшливости, отсутствии внимания родителей. Если маленький человек постоянно грызет ногти, следует в обязательном порядке избавить его от этой вредной привычки, иначе микробы и другие патологические микроорганизмы попадут в ЖКТ и другие системы органов.

Заключение

Детская гигиена — актуальная проблема для родителей мальчиков и девочек разных возрастных категорий. Для того чтобы ребенок меньше подвергался инфекционным заболеваниям и паразитарным патологиям, необходимо с самого раннего возраста приучать его к чистоте и соблюдению гигиенических правил. Маленький человек должен понимать, что отсутствие качественного ухода за собой приводит к негативным последствиям, касающимся здоровья, и нежеланию сверстников общаться с неухоженным грязнулей.

Ссылка на основную публикацию