Холодный радиатор – проблемы и решения

Холодный радиатор: причины проблемы и методы их устранения

Содержание
  • Проблемы самих радиаторов
  • Низ батареи забит грязью
  • Воздух в отопительных приборах
  • Неправильный монтаж элементов системы отопления
  • Неграмотное обустройство автономной отопительной системы
  • Отчего плохо греют батареи в частном доме
  • Недостаточная циркуляция теплоносителя
  • Что в итоге

Холодный радиатор отопления в разгар отопительного сезона – далеко не редкость. Случается такая неприятность не только в квартире, но и в собственном доме.

Все батареи вверху горячее, внизу же холоднее. Однако, когда перепад температур очень большой, это говорит о возникшей проблеме. Ведь радиатор излучает тепла гораздо меньше запланированного.

Такая проблема знакома очень многим.

Проблемы самих радиаторов

Почему радиатор сверху горячий — а снизу холодный и как исправить это?

Низ батареи забит грязью

Нижняя часть радиатора забита грязью.

  • Поначалу проверьте отопительные трубы в своей квартире. Когда они теплые, опросите соседей.
  • Когда и у них, и с отопительной разводкой, а также радиаторами все в порядке, значит, дело именно в вашем приборе.
  • Чаще всего причина в том, что он забился грязью – металлическими окислами (ржавчиной) и прочими взвесями, которые оседая, не позволяют проходить теплоносителю. Поэтому верх радиатора горячий — низ холодный.
  • Попробуйте прогреть батарею в проблемном участке. Вода закипит там, придет в движение и возможно взвесь уйдет.

    Обратите внимание!Конечно, более эффективный способ прочистить батарею – это снять ее и промыть.Однако самостоятельно вы такую работу сделать не сможете, т.к. придется отключать от воды весь отопительный стояк.Работники ЖЭКа в зимние холода делать это откажутся.Поэтому промывать батареи следует заранее, перед началом отопительного сезона.

    Воздух в отопительных приборах

    Кран для стравливания воздуха.

    Нередко батареи греют плохо, т.к. в них создалась пробка воздуха. Она образуется при нагревании теплоносителя и резком заполнении им обогревательной системы.

    Когда радиатор оснащен выпускным клапаном, справиться с проблемой своими руками несложно.

  • На современных типах батарей данное приспособление монтируется наверху и функционирует автономно, периодически стравливая лишний воздух.
  • Часто применяются и ручные вентили. Их следует открутить и держать в таком состоянии, пока не начнет течь вода.
  • В старых моделях батарей кранов нет. Зато есть заглушка.
  • Подставьте под радиатор тазик, чтоб вода не лилась на полы. Открутите заглушку до появления шипящего звука. Подождите, пока не выйдет весь воздух и начнет сочиться вода. Далее заглушку прикрутите обратно.

    Неправильный монтаж элементов системы отопления

    Нижнее подключение подачи неправильно.

    Сейчас распространены такие типы подключения отопительных труб: диагональный аналог, подсоединение нижнее, боковой монтаж.

  • Диагональный тип подключения инструкция считает сейчас наиболее эффективным.
  • Не грамотно сопряжение, когда подающая ветка теплоносителя подключается к низу батарей. Тогда горячая вода протекает в нижней части отопительного прибора и в полной мере его не прогревает. Тут может исправить ситуацию монтаж удлинителя притока воды.
  • Неэффективно и боковое подключение. Тогда в радиаторах достаточно прогреваются лишь начальные секции, от силы 4/6. В данной ситуации вам смогут помочь квалифицированные сантехники.

    Обратите внимание!Очень распространены случаи, когда на последних этажах многоквартирных домов радиаторы горячие, внизу же они чуть теплые.Тут проблема очевидна – неграмотный проект и монтаж системы отопления.Тут вы сами не справитесь, будет необходима консультация независимого специалиста-теплотехника.

    Следует отметить, что число секций в любом типе отопительной системы не должно превышать нормативного предела.

  • При обогревании самотечном (гравитационном) в радиаторе не должно быть более 12 секций.
  • В принудительно-циркуляционных системах не стоит составлять отопительные приборы, больше, чем из 24 секций. В противном случае, последние из них все равно не будут прогреваться.

    Неграмотное обустройство автономной отопительной системы

    В гравитационных отопительных системах скорость теплоносителя изначально невысока.

    При обустройстве обогрева в своем доме часто возникает вопрос, почему в двухтрубной системе последние радиаторы холодные.

    Отчего плохо греют батареи в частном доме

    Батареи в данном случае могут быть холодными снизу, когда были спутаны «обратка» и «подача» либо скорость циркуляции теплоносителя внутри приборов недостаточно высокая.

  • В случае первом все просто. Была неправильно подключена батарея к патрубкам питающего и обратного стояков обогревательной системы. Тут достаточно радиатор отсоединить и подключить правильно, согласно схеме отопления.
  • Когда радиатор горячий сверху холодный снизу во втором случае, это объясняется так. Когда теплоноситель течет по системе с большой скоростью, ее элементы будут горячими везде. Когда скорость невысока, вода постепенно охлаждается и внизу радиаторов становится более холодной.

    Недостаточная циркуляция теплоносителя

    Недостаточная скорость теплоносителя бывает в таких случаях.

  • Когда на каком-либо участке заужен внутренний диаметр трубы.
  • Когда скорость течения носителя тепла недостаточно высокая в принципе.

    Частая причина медленного передвижения воды – это маломощный либо неисправный циркуляционный насос. В случае самотечной (гравитационной) отопительной сети его вообще нет.

    Внутреннее сечение труб может непредвиденно уменьшаться в таких случаях.

    На фото ситуация, когда регулировочный кран имеет маленькое внутреннее сечение.

  • Неправильный выбор регулировочного вентиля, с зауженным внутренним диаметром.
  • Некачественная спайка пластиковых труб, когда в точках их сопряжения возникают внутренние наплывы и заусенцы.
  • Отложения на стенках труб, не дающие проходить возможному объему теплоносителя и замедляющие его течение (гидравлическое сопротивление).

    Есть еще одна ситуация, когда низ радиатора холодный — а верх горячий. Это когда помещение не утеплено (например, холодный балкон, веранда). Если температура воздуха в комнате пониженная, то и теплоноситель в радиаторе будет быстрее остывать.

    Когда верхний патрубок батареи нагрет, а нижний холодный, то «обратка» и «подача» не спутаны. Поэтому следует проверить вентиля и трубы.

    Трубы могут быть забиты отложениями.

  • Если батарея имеет регулировочный вентиль, стоит его скрутить и проверить. Если обнаружите, что его внутренний диаметр слишком узкий, надо будет поставить кран с достаточным проточным сечением.
  • Когда сами отопительные трубы имеют слишком маленький внутренний диаметр либо их стенки забиты отложениями, не остается ничего другого, как поменять их.
  • Есть еще один выход из положения — установить циркуляционный насос отопления. Однако данное решение не совсем корректно, да и цена его велика.

    Что в итоге?

    Неэффективная работа отопительного радиатора может вызываться совершенно разными факторами. В первую очередь следует понять, какова причина проблем и лишь затем пытаться их устранить. Видео в этой статье также посвящено данной тематике.

    Холодные батареи: определяем причины и устраняем неисправности

    Холодные батареи зимой – экстренная ситуация, требующая немедленного решения. Для устранения серьезных неисправностей следует привлечь специалистов, но с некоторыми проблемами можно справиться самостоятельно. Даже если хозяин квартиры или дома не собирается ремонтировать отопление собственными силами, ему не помешают знания о признаках и причинах неисправностей.

    Признаки и причины плохой работы отопления

    Характерные признакиВозможные причины
    Стояк холодныйТехнические неисправности за пределами квартиры
    Стояк горячий, батареи холодныеЗакрыты вентили, засорение отопительной системы
    Холодная нижняя часть радиатораНедостаточно открыты вентили, засорение радиаторов, низкое давление теплоносителя в трубах
    Холодная верхняя часть батарейВоздушная пробка
    Последний радиатор в системе холодныйНе отрегулирована система, недостаточное давление
    Дальняя от патрубков подключения часть радиатора холоднаяНедостаточное давление, засорение батареи, воздушная пробка

    Выявлению причин неисправностей поможет анализ событий, предшествующих их возникновению.

    Проводимые работы, особенности эксплуатацииВозможные неисправности
    Замена отопительных приборов, трубВоздушная пробка вследствие попадания воздуха в систему или изменения уклонов труб. Засорение труб и радиаторов. Уменьшение проходных сечений вследствие ошибок при сборке системы
    Система отопления работает без обслуживания долгие годыОбразовалась накипь, ухудшилась теплоотдача батарей, “прикипели” детали запорной арматуры
    Начало отопительного сезонаКотельная не вышла на проектную мощность, сотрудники соответствующих служб забыли открыть задвижки, при заполнении системы образовались воздушные пробки.
    Соседи делали ремонтСнижение давления в системе вследствие непрофессиональных действий соседей

    Прежде всего, при плохом отоплении опросите жильцов дома. Если у них та же проблема, значит, плохо работает котельная или перекрыты вентили в подвале дома. В этих случаях следует сообща обращаться в управляющую компанию. Если холодно лишь в одной квартире, проверьте, открыты ли вентили, нет ли воздушных пробок. Вызовите специалиста через диспетчера обслуживающей дом организации.

    Основные неисправности отопительных систем и их устранение

    Воздушные пробки

    Воздушные пробки возникают в радиаторах, трубах и мешают нормальной циркуляции воды в системе отопления. Они появляются по разным причинам:

    • нарушение технологии заполнения системы водой после летнего периода;
    • несоблюдение режима деаэрации воды;
    • выполнение ремонта с разборкой трубопроводов;
    • несоблюдение уклонов при монтаже системы отопления;
    • подсос воздуха через негерметичные стыки.

    Для удаления воздуха из системы используют кран Маевского, установленный на радиаторе. Следует открыть его, дождаться, когда выйдет воздух, прекратится шипение, вода начнет изливаться спокойно без пузырьков. После этого вентиль закрывают. Не забудьте подставить емкость для слива воды или полотенце.

    В старых чугунных батареях кранов Маевского нет. Воздух выпускают, не до конца выкручивая пробки на торцах радиаторов. Лучше доверить эту операцию сантехникам – если выкрутить заглушку полностью, можно затопить квартиру.

    Почему низ у батареи холодный, а верх горячий ?

    Нередко на строительных форумах люди жалуются на отопительные системы – низ батареи холодный, а верх горячий. Стоит отметить, что любой радиатор сверху теплее, чем внизу, но если зазор между этими температурами слишком большой, то, скорее всего, с системой не все в порядке. Более того, это значит, что батарея отдает меньше тепловой энергии, чем должна. Ведь всем известно, что КПД отопительных приборов напрямую зависит от равномерности нагрева их поверхностей.

    • 1 Основные причины данного явления
      • 1.1 Причина №1. Обычное засорение
      • 1.2 Причина №2. Неполадки в запорной арматуре
      • 1.3 Причина №3. Давления в системе недостаточно
      • 1.4 Причина №4. Установка совершена неправильно
      • 1.5 Причина №5. Теплоноситель движется с недостаточной скоростью
      • 1.6 Причина №6. Холод
      • 1.7 Можно ли как-то устранить проблему?

    Сегодня мы попытаемся разобраться, почему возникает такое явление и что с этим нужно делать.

    Как поменять батарею в квартире

    Ранее мы рассказывали о том как своими руками, быстро и просто заменить батарею отопления в квартирекак, в дополнение к этой статье советуем вам ознакомится с данной информацией читайте об этом тут

    Основные причины данного явления

    С проблемой «холодного низа» (назовем это так) сталкиваются не только те, у кого система оснащена достаточно старыми обменниками тепла, но и люди, установившие биметаллические отопительные радиаторы. Существует немало причин возникновения данной проблемы, поэтому трудно вот так сразу сказать, почему батареи прогреваются недостаточно равномерно. Что характерно, каждый конкретный случай следует рассматривать в индивидуальном порядке. Итак, попытаемся разобраться с основными причинами этой неисправности.

    Причина №1. Обычное засорение

    Самой первой (потому что самой распространенной) причиной данного явления является загрязнение отопительных радиаторов. Вот основные причины снижения температуры в нижней части прибора:

    1. используется низкокачественный теплоноситель;
    2. в систему проник воздух.

    Стоит отметить, что в рабочей жидкости может быть не только тепло, но еще и различные твердые частицы. К примеру, когда начинается сезон отопления, а централизованные магистрали лишь запускаются, качество рабочей жидкости является, мягко говоря, отвратительным. Намного лучше дела обстоят в случае с индивидуальным отопительным контуром – загрязнение может проникать в него исключительно посредством открытого экспанзомата.

    С этим все ясно, но каким образом на разницу температур может влиять наличие воздуха в системе? Объяснение тому весьма необычное – виной всему бактерии. Существует определенная разновидность таких микроорганизмов, которая способна существовать исключительно при наличии достаточного количества кислорода. Такие бактерии известны как анаэробные. Ничего плохого в них нет, но вот продукты их жизнедеятельности оседают на дне отопительного радиатора в виде осадка.

    Обратите внимание! Стоит также отметить, что рабочая жидкость приносит в батарею ил практически со всей отопительной магистрали, и он там оседает.

    Наконец, еще одной причиной того, что низ батареи холодный, а верх горячий, можно считать особую конструкцию теплообменника. Жидкость в нем перемещается, перманентно меняя вектор собственного движения. А внутри теплообменника присутствует достаточно большое количество «укромных местечек», в которых может откладываться грязь.

    Видео – Чистка отопительного радиатора

    С этой причиной все более-менее ясно, поэтому переходим к следующей.

    Причина №2. Неполадки в запорной арматуре

    Иногда причиной того, что температура нижней части радиатора ниже, чем верхней, может служить запорная арматура. В предыдущих статьях мы уже рассматривали особенности конструкции такой арматуры, поэтому сегодня лишь вкратце рассмотрим несколько основных моментов. Главное предназначение запорной арматуры в отопительном контуре – регулировка, а также полное/частичное перекрытие движения рабочей жидкости.

    Арматура может представлять собой следующие механизмы.

    1. Шаровой кран.
    2. Термическая головка, которая оснащена управлением механического или же электронного типа.
    3. Конусный вентиль.

    Но причем тут снижение температуры внизу радиатора, спросите вы? Дело в том, что в результате неполадок с запорной арматурой циркуляция рабочей жидкости внутри теплообменника нарушается. Ведь кран может попросту прийти в непригодность, из-за чего даже в открытом его положении теплоноситель пропускаться не будет. Это, к примеру, может быть вышедшая из строя заслонка или любой другой вариант выхода механизма из строя. Также стоит добавить, что очень важную роль в данном случае играет еще и правильность установки запорной арматуры.

    Обратите внимание! На всех кранах такого типа имеется стрелочка, указывающая, в какую сторону должна двигаться рабочая жидкость для того, чтобы отопительная магистраль нормально функционировала.

    И если кран будет установлен неправильно, то так или иначе движение теплоносителя нарушится: в таком случае будет неважно, закрыта упомянутая выше заслонка или же открыта. Отметим также, что для некоторых разновидностей запорной арматуры предусматриваются требования касаемо того, в каком положении относительно пространства должен располагаться и сам вентиль. По этой причине в случае с неполадками в плане равномерности нагрева отопительных приборов следует осмотреть и запорную арматуру.

    Терморегулятор для радиатора отопления

    Ранее мы рассказывали о видах, сферах применениях и технических характеристиках терморегуляторов для радиатора отопления, в дополнение к этой статье советуем вам ознакомится с данной информацией читайте об этом тут

    Причина №3. Давления в системе недостаточно

    Низкое давление в магистрали может привести к нарушениям циркуляции рабочей жидкости, вследствие чего может случиться, что низ батареи холодный, а верх горячий. Что же делать в таком случае? Для начала следует убедиться, что с давлением в сети все нормально. Как вы помните, не так давно – а мы говорим о временах Советского Союза – широко использовались батареи, выполненные из чугуна. Отличались они тем, что имели достаточно широкие проходы, следовательно, для того, чтобы рабочая жидкость проходила сквозь весь теплообменник, требовалось не такое уж большое давление. Но у современных отопительных радиаторов строение несколько другое.

    Довольно часто люди даже непосредственно после покупки таких батарей сталкиваются с проблемой, когда верхняя часть имеет гораздо большую температуру. Объясняется это тем, что выходные и входные патрубки, равно как и лабиринт самого обменника тепла, обладают незначительным условным проходом. По этой причине в магистрали, которая изначально рассчитывалась на чугун, давление попросту неспособно преодолеть сопротивление и «протолкнуть» рабочую жидкость сквозь весь теплообменник.

    Кроме того, давление в отопительной магистрали может падать и по другим причинам, ознакомимся с ними.

    1. Соседи втайне ото всех оборудовали квартиру системой «теплого пола», функционирующей на воде и подключенной к централизованному высокотемпературному отоплению.
    2. В самой магистрали возникли определенные проблемы.
    3. Те же соседи оборудовали свой байпас краном.
    4. Опять же, соседи значительно повысили объем теплообменника, оборудовав его еще несколькими дополнительными секциями.
    5. Наконец, те же люди, проживающие по соседству, «по-черному» экспериментируют с регулированием собственных отопительных радиаторов.

    Как видим, зачастую внезапное падение давления связано с какими-либо действиями соседей. Что касается наращенных радиаторов, объем теплообменника в которых превышает аналогичный показатель от застройщика, и системы «теплого пола», то это все, следует отметить, противоречит закону. Все эти манипуляции приводят к тому, что давление в магистрали снижается, поэтому не нужно даже удивляться тому факту, что нижняя часть батарей в вашем доме будет холодная.

    Обратите внимание! Отдельные «специалисты», посещающие специализированные форумы, советуют устанавливать на байпас запорную арматуру. После этого появится возможность регулировки степени проходимости байпаса посредством частичного перекрытия крана так, чтобы основной поток рабочей жидкости уходил в радиаторы. Но вот делать так категорически не рекомендуется!

    Дело в том, что если о подобных проделках узнают соответствующие органы, то заставят уплатить штраф и сделать все, как было. К слову, если байпас располагается на достаточно большом расстоянии от радиатора, то движение теплоносителя в последнем тоже может быть нарушено. И ситуация лишь усугубится, если диаметр байпаса будет таким же, как диаметр подающего трубопровода. Из-за этого также может случиться, что низ батареи холодный, а верх горячий.

    Видео – Спуск воздуха в случае холодных отопительных приборов

    Причина №4. Установка совершена неправильно

    Еще одна распространенная ситуация, которая заключается в неправильном подсоединении батареи. Проще говоря, по ошибке либо же какой-либо другой причине была использована неверная схема подключения прибора.

    Причина №5. Теплоноситель движется с недостаточной скоростью

    Подобного рода ситуация объясняется достаточно просто. Если разогретая жидкость на высокой скорости протекает через металлическую трубу, то в результате труба во всех местах будет горячей. Но если скорость движения жидкости незначительная, то та в ходе циркуляции по магистрали будет охлаждаться, а температура конца трубы будет заметно ниже. То же самое относится и к радиатору, если снизу тот холоднее, чем сверху.

    1. Также стоит отметить, что существуют две основных причины низкой скорости циркуляции теплоносителя.
    2. Слишком узкое сечение трубопровода в том или ином конкретном месте.
    3. Если рабочая жидкость в принципе движется по магистрали медленно.

    В свою очередь, причина незначительной скорости циркуляции (если не принимать во внимание зауженное сечение) заключается, наверно, в том, что циркуляционный насос прекратил свою работу или же обладает недостаточной для этого мощностью. Более того, это происходит, если циркуляционный насос вообще отсутствует, то есть имеет место отопительная магистраль с циркуляцией рабочей жидкости естественного (гравитационного) типа. Или, как вариант, если трубопровод заужен уже в другом месте.

    Остается еще разобраться, почему труба может суживаться. Тому есть сразу несколько возможных причин.

    • Если речь идет о полипропиленовых трубах, то они могут быть недостаточно качественно спаяны.
    • Самый распространенный вариант – это когда устанавливается регулировочный кран, обладающий чересчур часто зауженным внутренним сечением.
    • Если трубопровод старый, то в нем могут скапливаться отложения, замедляющие циркуляцию рабочей жидкости.

    Причина №6. Холод

    Существует еще одна возможная причина, по которой низ батареи холодный, а верх горячий. Это может произойти на холоде. Это может случиться, если, к примеру, отопительная батарея располагается в холодной комнате – на лоджии или, как вариант, в веранде. И если воздух в помещении будет холодным, то и рабочая жидкость, соответственно, будет остывать гораздо быстрее. Из-за этого низ радиатора также может иметь меньшую температуру.

    Можно ли как-то устранить проблему?

    Остается только поговорить о самом главном – то есть о том, каким образом устраняются подобного рода проблемы. Прежде всего, отметим, что конкретное решение зависит исключительно от того, по какой причине все происходит. Если, к примеру, нижний патрубок батареи также холодный, то, вероятнее всего, при монтаже «обратка» была перепутана с подачей, о чем мы уже говорили в одном из предыдущих пунктов статьи. В таком случае необходимо разобраться с кранами и трубопроводом. При наличии регулирующего крана причина, скорее всего, заключается в чересчур узком продольном его сечении. Здесь необходимо либо заменить кран на изделие более высокого качества и с более широким продольным сечением, или же полностью его убрать.

    Обратите внимание! В отдельных случаях в замене нуждаются отопительные трубы – их нужно заменить на изделия большего диаметра или, как вариант, заменить старые на новые.

    Еще следует отметить, что если причина низкой температуры в нижней части радиатора заключается в низкой скорости движения рабочей жидкости, то для решения проблемы необходимо попросту ее (скорость) увеличить. Чтобы выполнить это, нужно всего лишь врезать в магистраль циркуляционный насос. Хотя это, в принципе, не очень верное решение, если есть вероятность того, что продольное сечение трубопровода или кранов чересчур узкое. Более того, это решение и стоить будет намного дороже.

    Не нужно забывать, что последовательность действий при поиске причины неполадки следует продумать еще на начальном этапе работ. И если низ батареи холодный, в то время как температура нижнего патрубка достаточно высокая, то причина в таком случае заключается в уже упомянутом выше неправильном монтаже («обратка» была перепутана с подающим элементом). Если же и нижний патрубок, и вся нижняя часть батареи в целом холодные, то единственной причиной может быть лишь низкая скорость циркуляции рабочей жидкости в системе. Для более детального ознакомления с проблемой советуем посмотреть приведенный ниже тематический видеоматериал.

    Видео – Батарея не греется из-за неправильного подключения

    В качестве заключения

    Как видим, существует немало причин того, что низ батареи холодный, а верх – горячий. Самые распространенные из них (а таковых всего шесть) приведены в этой статье и вы с ними уже ознакомились. В итоге хотелось бы отметить, что главное, о чем нужно помнить в случае такой проблемы – это правильная последовательность действий при поиске причины, а также адекватные меры по ее устранению.

    Холодный радиатор – проблемы и решения

    Отопительный период – настоящий тест драйв не только для коммунальщиков, но и для владельцев автономных отопительных систем, и просто жителей квартир. Как показывает практика, холодный радиатор- это не навсегда, проблема решаема, хоть и неприятная. Для того чтобы понять причину явления и возможные пути устранения, обратимся к физике.

    Фото, которое практически визуализировало проблему.

    Снова в школу

    Всю зиму так не проживешь.

    Немного вспоминая законы термодинамики, представим себе движение горячей воды или теплоносителя в замкнутой системе:

    • Вода, нагреваясь в котле, с помощью насоса разгоняется по системе и попадает в радиаторы;

    Для справки! Мы не будем сейчас вдаваться в сложности расширительных систем, которые стабилизируют давление и позволяют осуществить эту циркуляцию. Вспомним только, что попадая в батареи, которые обладают значительно большей площадью по сравнению с трубами, вода начинает отдавать тепло и охлаждаться.

    • Пройдя радиатор, вода отдает тепло металлу, который в свою очередь нагревает воздух в помещении;
    • Опускаясь вниз, жидкость уходит по обратному пути в котел, где снова подвергается нагреву. Всё. Цикл замкнулся.

    Вот так в примитивном изложении происходит движение теплоносителя в системе.

    Возникли проблемы?

    Да, проблемы возникают, и они могут быть двух видов:

    • Радиаторы полностью холодные;
    • Верх радиатора горячий – низ холодный;

    К сведению! Практика показывает, что причины обеих проблем абсолютно идентичные, поэтому их природу и пути решения мы будем рассматривать в едином контексте.

    По этому изображению ясно, низ батареи холодный!

    И прежде чем перейти к решению вопроса, вспомним еще одну особенность состояния, когда низ радиатора холодный – а верх горячий – естественную. Нагрев верха и сравнительно холодный низ – процессы естественные, в слабо отапливаемых помещениях, эта разница особенно ощутима. Но как вы заметили, было употреблено слово – сравнительно холодный, а не ледяной.

    Каждое явление имеет причину

    А раз так, то освещая проблему, почему радиатор сверху горячий -а снизу холодный, сразу обозначим, что возможных причин четыре:

    • Первая причина изначально неправильное подключение радиатора;
    • Второе – воздушные пробки;
    • Третье – неполное открытие запорной арматуры, либо при монтаже использовались краны с уменьшенным сечением прохода;
    • Четвертое – наличие грязи и продуктов отложений в радиаторах.

    По мере упоминания и разбираем.

    Не все знают, где вход, где выход?

    Ошибки при подключении

    Если ваша батарея подключена неправильно, это легко проверить. По физическим законам, максимальная отдача тепла происходит при движении горячей воды или теплоносителя сверху вниз. Это говорит о том, что приводящая система должна располагаться сверху, а не снизу, а обратка –наоборот.

    Совет! Проверка системы при использовании металлических труб не вызывает вопросов: посмотрели, какая труба подходит к радиатору сверху, взялись за нее рукой – горячая, значит все нормально, холодная, значит необходима перестановка. Сложнее разобраться в пластиковых трубах. Здесь ориентиром может быть только предыдущая батарея.

    Если она горячая, и подключение приводящих и отводящих систем у них идентичны, значит, проблема заключается вовсе не в этом. Если есть отличия, систему придется перепаивать.

    Правильное подключение отопительной системы – залог тепла.

    В результате вы получаете снижение КПД батареи практически в два раза, объяснение этому явлению очень простое:

    • Теплоноситель, пройдя узкую трубу, выходит в радиатор и сталкивается с холодной массой. По законам конвекции устремляется вверх;
    • Выйдя на верхнюю точку и пройдя по всей длине батареи, теплоноситель практически вылетает в трубу – обратку;
    • За весь свой короткий путь все, что он успел сделать, это отдать тепло только верхней части батареи и первому вертикальному проходу.
    • Решение проблемы в срочной замене соединений. И помните, вход только сверху, выход только снизу.

    Совет! Если вы не имеете запорной арматуры теплосети в квартире, то перед тем как отключать стояк, предупредите соседей и рассчитайте время, которое вам необходимы на проведение ремонта с зазором в полчаса на непредвиденные обстоятельства.

    Если вы эксплуатируете систему длительное время и такая проблема возникла у вас впервые, причина не в схеме подключения. Идем дальше.

    Воздух враг мой

    И опять без физики не обойтись. Воздух легче воды, поэтому он будет стремиться занимать «главенствующее» положение, то есть верхние этажи, крайние батареи и тому подобные ниши.

    Именно он главный виновник проблемы под названием, почему в двухтрубной системе последние радиаторы холодные. Потому что там воздух.

    Что делать? Воздух, попадая с водой в систему или стравливается, или попадает в радиатор.

    В данном случае вариант один:

    • Открыв кран Маевского, стравливаете весь воздух. Критерием выхода воздуха является вытекания воды без характерного свиста или шипения завоздушенности;
    • Плотно закрываете кран, убедившись в том, что вода не сочится;
    • При работе с автономной системой обогрева подпитываете систему, заполнив ее водой до входа стрелки манометра в зеленый сектор.

    Цена решения проста – удалить воздух.

    К сведению! Малое количество воды также может вызывать вышеуказанные проблемы, поэтому в домах и квартирах с автономным отоплением контроль показаний системы полностью ложится на хозяев.

    Несколько слов об арматуре

    Запирательные краны придуманы и вмонтированы для того, чтобы в случае необходимости можно было снять батарею, не отключая всю систему. Для них по всем технологическим выкладкам предусмотрено два положения – полное открытие и полное закрытие.

    Только в этом случае возможно нормальное функционирование радиаторов и системы в целом. Но бывают ситуации под названием «недокрутил».

    Что происходит в этом случае:

    • Образуется естественное сужение в месте прохода теплоносителя. Как и в пробках на дорогах, в узких местах скорость движения уменьшается, а скорость теплоотдачи нет;
    • Пока вода с малой скоростью доползет до своей верхней точки, все тепло будет отдано по пути. Вниз она уйдет уже комнатной температуры.

    Совет! Состояние запирательной арматуры проверьте перед началом отопительного сезона, чтобы потом не ломать голову над вопросом, почему радиатор горячий сверху – холодный снизу.

    Грязь, откуда?

    Иногда причиной холодных батарей становится скопившаяся в них грязь.

    Грязь образуется из системы. Это и низкое качество очистки воды, и продукты взаимодействия металла и воды. К сожалению, этот процесс трудно контролировать.

    Появление грязи в радиаторе можно диагностировать по бесполезности предыдущих мероприятий.

    В этом случае проводим следующее:

    • Закрываем запирательную арматуру на радиаторе;
    • Откручиваем соединительные гайки и спускаем воду из радиатора;
    • Батарею снимаем своими руками, очищаем механически и промываем водой.

    В заключение

    Наша инструкция на этом закончена. Перед тем как видео в этой статье возьмется освещать проблему, подведем небольшой итог.

    Резюме! Некоторые проблемы можно избежать при изначальном и правильном подключении всей системы, другие – нуждаются в проведении профилактики.

    В квартире такой же мороз, как и на улице? Холодные батареи в квартире: что делать

    В холодное время года главное — хорошее отопление. К сожалению, далеко не во всех домах зимой температура остаётся на комфортном уровне.

    Это касается как многоквартирного жилья, так и частного сектора. Почему складывается такая ситуация и что делать?

    Причины низкой температуры

    По локализации выделяют три категории возможных проблем, ведущих к низкой температуре радиаторов и в помещении:

    1. Аварии на котельной и недостаточный нагрев теплоносителя, поступающего в систему дома.
    2. Неполадки с радиаторами и трубами в квартире.
    3. Плохая теплоизоляция.

    Важно! Учтите, что температура радиаторов отопления никак не нормируется, роль играет только температура воздуха в помещении (+18 для средней полосы, +20 для севера). Если она в норме, то никаких причин для беспокойства нет, даже когда радиаторы практически холодные.

    Аварии редки и их стараются оперативно устранять. Длительное отсутствие отопления при минусовой температуре очень опасно, поэтому за исправностью системы пристально следят. Более распространены потери тепла из-за плохой изоляции магистральных труб — в результате температура воды, дошедшей до потребителя меньше расчётной, отсюда и холодные радиаторы отопления в квартирах.

    Справка. Ресурсоснабжающие организации (или поставщики тепловой энергии), к числу которых относятся ТЭЦ и котельные, составляют таблицу, определяющую уровень нагрева теплоносителя в зависимости от температуры на улице. В соответствии с ней и осуществляется их работа.

    Температура воды, поступающей в систему дома, снижается примерно на 20—30% после прохождения через все трубы и радиаторы.

    Износ центральной системы отопления неравномерен — это вносит дополнительную погрешность в работу котельных, отсюда и разница температуры в домах даже в одном районе. Имеет значение и удалённость от котельной.

    Проблемы с радиаторами и трубами непосредственно в квартирах одна из наиболее частых причин плохого отопления. Этот вопрос имеет смысл рассмотреть подробней.

    Холодные радиаторы после пуска тепла от засорения или завоздушенности

    Если радиатор холодный, или прогрет неравномерно, то это говорит о наличии засора либо воздушной пробки. Причины возникновения воздушных пробок:

    • Воздух естественным образом постепенно выделяется из воды.
    • Ремонт — при работах по замене труб или монтажу оборудования воздух попадает в систему.
    • Перепады давления в трубопроводе.
    • Нарушение герметичности — воздух поступает через образовавшиеся бреши.
    • Несоблюдение правил заполнения системы — чем выше скорость поступления воды, тем более вероятно образование воздушных пробок.

    Удалять скопившийся воздух помогают расширительные баки и специальные воздухоотводчики. Они устанавливаются в верхних точках системы — на последних этажах или чердаках. Воздухоотводчики могут работать автоматически или активироваться вручную.

    Примером ручного воздухоотводчика служит кран Маевского — им оборудуют большинство современных радиаторов. Это клапан, открывающийся поворотом специального ключа — тогда лишний воздух начинает выходить из радиатора, иногда с лёгким шипением. Об удалении воздуха свидетельствует появление воды, для неё надо подготовить ёмкость. Процедура несложная, можно справиться самостоятельно.

    Если после этого температура радиатора не повышается, то проблема серьёзней — скорее всего, появился засор. Образование засоров естественный процесс, их причина — накипь и ржавчина, появляющаяся в межсезонье, когда воду спускают. Это характерно для радиаторов, отслуживших более десяти лет.

    Фото 1. Загрязненный чугунный радиатор отопления. Из-за грязи нарушается циркуляция теплоносителя.

    Старые радиаторы можно вернуть к рабочему состоянию промывкой. Радиатор демонтируют и промывают кислотой, щёлочью или специальным средством, иногда с применением профессионального оборудования (мощных насосов). Самостоятельно все сделать затруднительно, так как нужны инструменты и реагенты. Можно заказать процедуру у профессионалов, но цены высокие, поэтому чаще старые радиаторы выбрасывают или сдают на металлолом.

    Ошибки при замене радиаторов. Почему они сверху горячие, снизу холодные

    Первая ошибка — неверно подобранный уровень теплоотдачи.

    Справка. Рассчитывают требуемую теплоотдачу радиатора исходя из объёма помещения. Общепринятым является расход: для кирпичного дома — 34 Вт на кубометр, для панельного41 Вт. Эти цифры умножают на объем и получаются требуемая тепловая мощность радиатора.

    Вторая распространённая ошибка — не учитываются свойства теплоносителя, тип системы отопления и этажность дома. Радиаторы по материалу изготовления делятся на: алюминиевые, биметаллические, стальные и чугунные. Сталь и алюминий более требовательны к качеству теплоносителя и выдерживают меньшее рабочее давление, чем чугун и биметалл. Рабочее давление тем больше, чем выше этажность дома.

    Агрессивный теплоноситель в состоянии разрушить стальной или алюминиевый радиатор за несколько лет и привести к протечке. Поэтому лучше купить чугунный, биметаллический или с защитой от коррозии, а также установить фильтры.

    Ещё одна ошибка — неверный выбор схемы подключения. В домах с вертикальными стояками — подача сверху вниз (верхний вход, нижний выход на одной стороне). Если батарея неправильно подключена (например, вход и выход теплоносителя сверху), она будет прогреваться неравномерно (сверху горячая, внизу холодная).

    Чтобы исправить данный недостаток, необходимо подключить радиаторы по диагональной схеме (верхний вход на одной стороне, нижний выход на другой), тогда будет более равномерный прогрев.

    Фото 2. Диагональная схема подключения радиатора отопления. Красным цветом обозначен горячий теплоноситель, синим — холодный.

    При подводке труб, вмонтированных в пол, применяют горизонтальную схему (вход и выход снизу с разных сторон).

    Качество труб и радиаторов тоже играет роль, экономия здесь это большая ошибка — в случае прорыва придётся делать ремонт (а если есть соседи снизу, то и у них тоже) и риск получить ожоги (вода при сильных морозах почти кипяток, ещё и под давлением). Спрашивайте сертификаты и паспорта на радиаторы и другое необходимое оборудование у продавцов. Уточняйте, какое рабочее давление и температуру оно выдерживает.

    Последняя (но не по частоте) ошибка, которую допускают те, кто ставят батареи самостоятельно — переоценивают свои возможности. Проконсультируйтесь со специалистом. Сомневаетесь — наймите мастера, его работа обойдётся дешевле капитального ремонта.

    Плохая циркуляция воды в системе отопления

    Снижает температуру и повышает вероятность образования воздушных пробок. Первая причина — уменьшение внутреннего диаметра труб и арматуры, вторая — врезка не предусмотренного проектом оборудования.

    Диаметр может оказаться меньше, во-первых, из-за образования ржавчины и накипи, во-вторых, из-за ошибок при установке и настройке оборудования. С первой причиной справиться тяжело, приходится менять трубы. А вот ошибки с оборудованием вполне поддаются исправлению, главное, вовремя их выявить.

    Проверку начинают с недавно использовавшегося и установленного оборудования. Обычно дело в плохо отрегулированном клапане или нечаянно закрытом вентиле.

    Наглядный пример — температура радиатора низкая, а подводящие трубы горячие. Но засора или пробки не обнаруживается.

    Значит, виновата регулирующая арматура или установлены трубы и другие элементы диаметром меньше необходимого.

    Врезка дополнительных радиаторов увеличивает объем циркулирующей воды, что ведёт к уменьшению скорости её обращения по системе, так как давление осталось прежним. Необходима корректировка и балансировка системы. Поэтому установку любого дополнительного оборудования согласовывают со специалистами.

    Что делать, если в квартире холодные батареи

    Итак, вы измерили температуру по всем правилам и она оказалась ниже нормы. Если похолодание в квартире продолжается более 16 часов, то ваш порядок действий по мере повышения уровня инстанций:

    • Позвоните (или придите лично) в управляющую компанию, жилищно-строительный кооператив, или другую организацию, которая обслуживает ваш дом и сообщите о плохом отоплении. Проверяющие обязаны явиться в течение двух дней и произвести замеры.
    • Следующая инстанция — поставщик тепла. Пишите заявление на имя начальника.
    • Жилищная инспекция — составляете жалобу с описанием проблемы, укажите, что обращались в предыдущие инстанции и вопрос не был решён.
    • Роспотребнадзор — аналогично предыдущему пункту.

    Внимание! Замеры проводятся дважды, с интервалом в 10 минут, термометр находится в полутора метрах от пола и в одном метре от внешней стены.

    Как правило, к моменту обращения в Роспотребнадзор о проблеме оповещено уже достаточно должностных лиц и высока вероятность её разрешения в течение ближайшего месяца. Нет результата — идите с заявлением в прокуратуру и далее в суд. В заявлении укажите о температуре ниже нормированной, дату измерения, приложите результаты замеров и копии обращений в предыдущие инстанции с их ответами.

    Что делать, если холодные батареи в доме или в квартире, хотя такого быть не должно

    «Батареи почти не греют» — такую фразу, либо её варианты часто можно услышать в холодное время года. Иногда такие оценки могут носить чисто субъективный характер. Но, обычно, люди жалуются на неполадки в системе отопления. Чаще неполадки отопления возникают в период сильных похолоданий и (как следствие) максимально напряжённого режима работы отопительных систем.

    Конечно, поломки системы отопления случаются, но значительно реже, если подготовка к отопительному сезону произведена вовремя и качественно. Неисправности происходят тогда, когда нагрузки на механизм или систему максимальные. При этом чаще случаются поломки. Однако помимо аварийных отказов системы отопления — холодными батареи могут по ряду других причин.

    Иметь достоверную информацию о причинах холодных батарей отопления полезно и для владельцев квартир и для хозяев частных домов. Следует, также знать о возможностях оптимизации системы отопления для повышения эффективности и экономичности её работы.

    Вот список причин, из-за которых в доме или квартире появляются холодные батареи:

    Неправильные подключения в системе отопления

    Правильность проектирования и монтажа системы отопления является основой эффективности обогрева помещений и оптимизации расхода тепла. Распространённой ошибкой является неправильная установка байпаса. Следует заметить, что установка крана непосредственно на байпасе — запрещена. При такой установке возможно перекрытие циркуляции на всём стояке, если перекрыты одновременно кран на батарее и на байпасе. Это особенно актуально в многоквартирном доме и при однотрубной схеме подключения.

    Слишком большое, по сравнению с проектным, число секций, из которых состоит радиатор отопления. При необходимости можно произвести подключение радиатора «по диагонали» либо установить на такой радиатор «удлинитель потока». Такой байпас — удлинитель потока можно изготовить самостоятельно или приобрести готовый.

    При многоконтурной системе во время монтажа следует предусмотреть в более коротком плече системы — балансировочные краны. Такими кранами можно выровнять баланс температур в разных частях отопительной системы.

    Завоздушивание отопительной системы

    Наиболее частой причиной холодных батарей в домах и квартирах является попадание воздуха в контур отопительной системы. В результате наличия незначительных пузырьков воздуха — в процессе циркуляции происходит образование перекрывающего поток пузыря. Предусмотренный отводчик воздуха не всегда эффективен.

    Если завоздушен стояк отопительной системы, что понятно при охлаждении нескольких батарей — следует обратиться в обслуживание и вызвать сантехника.

    При завоздушивании одной из батарей (когда подводящие трубы горячие, а радиатор или его часть — холодный) можно самостоятельно стравить скопившийся воздух. Современные радиаторы отопления обычно комплектуются краном Маевского. Для стравливания воздуха такой кран необходимо приоткрыть до появления воды. В сети интернет имеются видео и печатные инструкции.

    Засорение стояка системы отопления

    Засорение стояка системы отопления в многоквартирном доме определяется по охлаждению радиаторов отопления в нескольких квартирах. Обычно такие радиаторы могут находиться вертикально один под другим, зависит от конфигурации конкретной системы отопления. Обычно при такой поломке — верхние этажи получают достаточно тепла, а нижние замерзают. Это особенно заметно при сильном минусе на улице.

    Причины, которые приводят к засорению стояка, обычно закладываются ещё на стадии монтажа. Уменьшение по сравнению с проектным на 0,25 диаметра трубы стояка приводит к засорению окислами и мусором уже через несколько лет.

    Устранение такого засорения стояка системы обычно требует работы квалифицированной бригады сантехников. Зачастую проведение такого ремонта требует ещё и согласия других жильцов, в том числе таких квартир, которые непосредственно не затронуты аварийной ситуацией.

    Забита одна из батарей

    Забитую батарею системы отопления легко определить по значительному снижению или отсутствию нагрева. Может «не греть» вся батарея или только часть её. При этом труба стояка — явно тёплая и воздуха в системе не наблюдается.

    Забиться может даже новый радиатор или недавно отремонтированный. Окись, окалина и другой технологический мусор особенно часты в новых системах или в прошедших недавно ремонт.

    Промыть радиатор достаточно несложно, особенно если установлены два крана типа «американка». Такие краны позволяют демонтировать радиатор не сливая воду из системы. Перекрываются краны — отсоединяется и снимается радиатор, затем радиатор промывается вручную и монтируется на место. Таким образом можно промыть любой современный радиатор. Разумеется, если он снабжён двумя кранами (на входе и выходе).

    Радиаторы старого типа, чугунные — также легко промываются, однако имеют больший вес. Хуже всего обстоят дела со старыми штампованными (рифлёными) металлическими радиаторами. Контактная сварка в таких радиаторах сильно подвержена коррозии и после промывки обычно возникает протечка. Поэтому лучше сразу заменить этот радиатор.

    Трехходовой кран

    Для балансировки циркуляции потока воды в системе отопления на месте соединения радиатора с байпасом обычно ставят трёхходовой кран. Такой кран может иметь следующие положения регулировки движения воды:

    • только через байпас;
    • только через радиатор;
    • через радиатор и через байпас;
    • перекрыто всё.

    Если снизилась локальная теплоотдача в таком радиаторе, то следует слегка повернуть трёхходовой кран в противоположных направлениях. Скопление накипи разрушится и нормальная работа радиатора и байпаса восстановится.

    При наличии протечки из-под штока — следует снять верхнюю гайку и заменить набивку-уплотнение гидроизоляции.

    Со временем трёхходовой кран «прикипает» находясь в одном положении, а скопление накипи — перекрывает циркуляцию воды. В таком случае желательно заменить испорченный трёхходовой кран, так как реставрация не сможет продлить его срок службы.

    Перекрыт стояк

    Причины, когда перекрывается стояк в многоэтажном доме, затрагивают всех жильцов, которые проживают в «районе бедствия». На самом деле самовольное перекрытие стояка может производиться кем-то из жильцов по незнанию. В любом случае — при таком перекрывании возникает необходимость вмешательства штатных сантехников для выяснения и устранения неполадки. Само собой из-за этого батареи становятся холодными.

    Более частые причины перекрытого стояка возникают после проведения какого-либо ремонта, требовавшего такого перекрытия. Каждый стояк многоквартирного многоэтажного дома снабжён перекрывающими кранами вверху и внизу. Проведение ремонта, при котором перекрываются и верхние и нижние краны требует специального разрешения.

    По окончании ремонта специалисты могли просто забыть снова включить стояк в нормальный режим. Если по мнению пользователя стояк перекрыт, то следует связаться с соответствующей организацией и выяснить подробности. Самовольно пытаться восстановить работу стояка не следует.

    Засорение фильтра очистки воды системы отопления

    Иногда происходит произвольное снижение температуры «последней» в ряду батареи. Затем возможно каскадное отключение идущих перед ней других батарей. Обычно причиной такого «аномального» снижения температуры являются фильтры системы отопления. Необходимо снять данный фильтр и тщательно прочистить. При первом пуске возможно наличие мусора в воде, которой производят закачку системы отопления. Чтобы предотвратить попадание этого мусора в теплообменник котла отопления, на трубу обратной подачи перед котлом устанавливается фильтр. Обычно ставится один такой фильтр, но иногда можно наблюдать несколько, установленных чуть-ли не перед каждой батареей. Такая установка не имеет никакого смысла. После прочистки батареи в доме перестанут быть холодными.

    Обратный клапан системы отопления

    Проблема с охлаждением последней батареи может возникнуть после установки обратного клапана. В этом случае следует демонтировать клапан и извлечь находящуюся внутри него пружинку. Обратный клапан, очевидно, рассчитан на более высокое давление циркулирующей в системе воды.

    Перекрытие просвета трубы

    Монтаж системы отопления, особенно — из пластиковых элементов иногда приводит к такому дефекту, как запаивание просвета тубы возле шва. Следует определить по разнице температур место дефекта и перемонтировать элементы.

    Охлаждение батареи также может быть связано с уменьшенным диаметром питающей трубы системы отопления. Особенно заметным это станет при наступлении погодных условий с преобладанием низких температур.

    Балансировка системы отопления

    Неравномерный нагрев по участкам системы следует устранить при помощи балансировки поступления в каждой батарее. Обычно — более удалённое от котла расположение отопительных батарей требует большей подачи при циркуляции нагретой воды. Такую балансировку следует производить при помощи имеющихся кранов и возможной подгонкой байпасов. Особенно актуально, если последняя батарея в доме холодная.

    Для произведения «тонко» балансировки теплоотдачи каждого отдельно взятого радиатора, полезно помнить о возможности применения «удлинителя потока». Что не исключает возможностей регулировки с применением трёххходовых кранов.

    При установке полотенцесушителя необходимо учитывать, что сопротивление циркулирующему потоку у него меньше. Следовательно — расход тепла будет больше, чем в стоящих следом батареях.

    Циркуляционный насос и теплоноситель

    Не рекомендуется устанавливать около последней батареи циркуляционный насос. Это, конечно, позволит прогреть данную батарею, но нагрев всех остальных существенно понизится. К тому же — при включении горячего водоснабжения (ГВС), такой насос всё равно будет работать.

    При исправности всех элементов системы отопления следует обратить внимание на теплоноситель в системе отопления. Обычно теплоноситель обладает более высокой вязкостью, чем вода. Разумеется, имеются определённые причины для применения теплоносителя в системе отопления: например, при установке в загородном доме. При использовании теплоносителя с антифризом — система не пострадает от размерзания.

    Рекомендуется поменять теплоноситель на дистиллированную воду, что уменьшит нагрузку на циркуляционный насос и долговечность системы в целом.

    Заключение

    Современная система теплоснабжения — это сложный комплекс гидротехнического оборудования. Спектр применения таких систем — достаточно широк и подразумевает элементарную грамотность в знаниях работы системы в целом и её компонентов. Обычному пользователю такие знания и информированность необходимы для решения проблем, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации.

    О возможных причинах в отопительной системе необходимо знать для самостоятельного устранения неполадок. Экономически целесообразно правильно оценивать ситуацию по возникшим неполадкам в работе системы теплоснабжения для своевременного привлечения специалиста нужного профиля. Подразумевается вызов специалиста по котлам или сантехника для ремонта системы теплоснабжения.

    В большинстве случаев — у каждого пользователя имеется возможность самостоятельно подрегулировать систему отопления, используя полученную информацию.

    Почему батареи холодные?

    Вы недавно сделали в доме или квартире ремонт, но батарея внизу холодная, а вверху горячая. Возможно, правильно работают только первые секции? Общий уровень эффективности системы отопления недостаточный, хотя радиаторы новые? Со всеми этими проблемами могут столкнуться как жители элитных пентхаусов, так и «простые смертные», обитающие в стандартных квартирах.

    Хорошо, если проблемы с батареями возникли осенью, когда температура «забортного» воздуха ещё не слишком низкая и есть время в плановом порядке провести ремонт. Но так, увы, бывает далеко не всегда. Иные «счастливчики» получают полностью холодный радиатор при горячем стояке аккурат в февральские морозы или даже под Новый год, из-за чего несколько следующих дней они проводят в увлекательном квесте «поймай коммунального сантехника».

    Но самая большая проблема – даже не внезапность появления симптоматики, а отсутствие явно видимых причин. Из-за этого ответа на вопрос, почему не греют радиаторы отопления в квартире, приходиться искать чуть ли не опытным путём. Снизить риск остаться без тепла невозможно (хотя для старых чугунных радиаторов он в разы выше), но разобраться в основных факторах, которые способствуют превращению вашей квартиры или дома в филиал полярной станции, всё же реально.

    Разбираемся в основах

    Чаще всего проблемы с отоплением (при условии, что вам его не отключили за неуплату) бывают двух видов. Первый – неравномерность прогрева радиаторов (низ холодный, верх – тёплый, ближние ко входу трубы работаю как положено, дальние не греют вообще). Второй – самый «популярный» – обозначается формулой «стояк горячий, сама батарея холодная».

    Чаще всего реакцию жильцов на падение комнатной температуры до 10-12 градусов Цельсия можно охарактеризовать одним словом: паника. Им кажется, что проблему без замены всех радиаторов решить нельзя, а так как денег на подобное предприятие чаще всего нет, то перспектива идти в банк за кредитом становится вполне реальной.

    Между тем в большинстве случаев подобного сценария можно избежать. Другими словами, если не греет батарея отопления, это далеко не всегда приговор вашему бюджету. Полностью уйти от расходов не получится, но совсем не факт, что они обязательно окажутся чрезмерными.

    Наиболее частные причины холодных батарей

    • Слишком близкое расположение батареи к стене или полу.
    • Неправильно подобранный радиатор (все претензии уходят строителям или ремонтникам).
    • Краны с маленьким проходным сечением.
    • Трубы или полипропилена (этот материал склонен пропускать в систему воздух).
    • Ошибки при подключении радиатора.
    • Труба не имеет свободного протока из-за оплавки в стыках.
    • Система после установки не была отбалансирована.
    • Неправильная разводка.

    Последний вариант – самый тяжёлый в плане предстоящих расходов. Если батареи греют наполовину, то с ремонтом можно и немного подождать. Но в случае, когда температура в помещении едва переваливает за 10 градусов, тянуть с вызовом мастера нельзя. Неправильная разводка встречается относительно редко, поэтому шанс «выиграть счастливый билет» всё же очень невелик. Также стоит понимать, что истинных причин проблем с отоплением на самом деле гораздо больше. Но они, скорее, относятся к категории «не повезло – так не повезло».

    Что же касается методов устранения проблемы, то дать однозначные и эффективные рецепты на все случаи жизни невозможно. Многое будет зависит от фактического состояния конкретного радиатора, общей конфигурации отопительной системы в доме или квартире, «свежести» ремонта и даже целостности потолков/стен (они могут «сифонить» настолько сильно, что батарея, работающая в штатном режиме, покажется неисправной).

    Но в любом случае хотелось бы напомнить: если плохо греют батареи, нужно обращаться за помощью к опытному сантехнику, а не пытаться справиться с проблемой самостоятельно. Если же вы все же намерены рискнуть, прикиньте, сколько будет стоит ремонт квартиры соседей, которая вполне может подвергнуться затоплению.

    Неравномерный прогрев

    Такая проблема встречается как у возрастных советских, так и у современных биметаллических радиаторов. Основных причин, из-за которых ваша батарея является «частично горячей», насчитывается около шести, но поставить правильный «диагноз» сможет только квалифицированный сантехник после личного осмотра «пациента». Особо отметим, что каждый случай индивидуален, поэтому данные, которые приведены ниже, не стоит воспринимать как истину в последней инстанции.

    Засорение радиатора

    Наиболее вероятный ответ на вопрос, почему не греет нижняя батарея. Лечение – чистка радиатора изнутри – не потребует больших финансовых расходов, но потратиться на вызов сантехника всё же придётся.

    Причины неравномерного прогрева:

    • Низкокачественный теплоноситель. В воде (особенно – в начале отопительного сезона) могут присутствовать посторонние твёрдые частицы, комки земли, следы нефтепродуктов и другой мусор.
    • В контуре присутствует воздух. Виновник проблемы – анаэробные бактерии, продукты жизнедеятельности которых оседаю на стенках радиатора.

    Запорная арматура

    Её основная задача – регулировка движения жидкости, в т. ч. его полное перекрытие. Но если любой из составляющих узлов системы (она, заметим, может быть одно- или двухтрубной) пришёл в негодность, нормальный ток теплоносителя нарушается.

    Механизмы, которые ломаются чаще всего:

    • Уплотнительная шайба.
    • Шаровая заслонка.
    • Кран.
    • Заслонка.

    Причиной проблемы может стать неправильная установка устройства, но чаще всего в ней виноват банальный механический износ (особенно, если вы поставили на батарею китайский кран сомнительного качества.

    Следовательно, если не греет последняя батарея по причине поломки запорной арматуры, придётся вызывать сантехника. Ему надо будет перекрыть стояк, а вам – потратиться на новый кран. Но больших потерь времени и денег, скорей всего, удастся избежать.

    Недостаточное давление в контуре

    Определить это без специального оборудования нельзя, поэтому не стоит выносить вердикт без инструментального исследования. Вам потребуются услуги сантехника, но в некоторых случаях справится с бедой можно и своими силами.

    • «Проделки» коммунальщиков. Если где-то на линии утечка теплоносителя, давление снижается, из-за чего температура в контуре резко падает.
    • Неподходящие батареи. Вы удивитесь, но нередко причиной беды может быть современный биметаллический радиатор. Дело в том, что ему для нормальной работы требует повышенное давление, которое старые коммуникации, рассчитанные на чугунные батареи, обеспечить просто не в состоянии.
    • Неподходящие соседи. Утечка происходит из-за того, что кто-то незаконно установил систему тёплый пол и запитал её от общего контура (это категорически запрещено).
    • В контуре работает батарея, оборудованная байпасом с краном.
    • Дооснащение имеющегося радиатора ещё несколькими секциями.

    Методы устранения проблемы будут зависеть от того, сможете ли вы найти правильный ответ на вопрос, почему плохо греют батареи. Если выяснится, что виновато низкое давление, готовьтесь общаться с коммунальщиками, разговаривать на повышенных тонах с соседями, либо же, в худшем случае, отправляться в магазин за новым радиатором.

    Ошибки при монтаже

    Если первоначальная установка радиатора проводилась с нарушением существующих правил, либо же была выбрана неверная схема подключения, то винить за это придётся только самого себя. А случайный сантехник, который воспользовался вашей неопытностью и «сэкономил» на технологии, просто получил шанс немного подзаработать.

    Чтобы справиться с бедой, рекомендуем для начала официально вызвать сантехника из ЖЭКа (ЖЭУ, РЭУ, РЭП). А потом, когда проблема будет устранена, заняться поиском толкового коммерческого специалиста, который действительно разбирается «в теме».

    Недостаточная скорость движения теплоносителя

    Основных причин этой беды две: проблемы с изношенными общими сетями или сужение просвета трубы на «последней миле» (т. е. в вашем доме или квартире). Если виноваты коммунальщики, придётся изыскивать альтернативные решения, ибо доказать их вину и принудить к каким-то действиям практически невозможно.

    Если же проблема на вашей стороне, то в первую очередь стоит убедится в том, что установленный циркуляционный насос работает в полную силу. В случае, когда устройство функционирует как положено, придётся «копать» дальше.

    Другие локальные причины снижения скорости движения теплоносителя:

    • Плохая спайка полипропиленовых труб.
    • Установлен регулировочный кран с чрезмерно зауженным сечением.
    • Отложения на стенках солей магний и кальция, оксидов железа или других химических соединений.

    Рекомендуемый способ борьбы с проблемой традиционный – вызов сантехника.

    Холод в помещении

    Если не греют батареи в частном доме только в нескольких комнатах, то в некоторых случаях в этом виновато снижение температуры в самом помещении (что логично, так как теплоноситель быстрее остывает). Такое чаще всего случается на лоджиях или на веранде. В жилых комнатах ситуация также возможна, особенно если вы любите оставить окно нараспашку и проветрить помещение.

    Чтобы справиться с бедой, попробуйте заделать все щели и постарайтесь не открывать надолго окно в холодное время года

    Почему не греет батарея если стояк горячий?

    Ещё одна «популярная» проблема. Причины такого явления во многом аналогичным тем, которые были проанализированы выше. Если же ни одна из них не подходит, придётся поочерёдно рассмотреть альтернативные варианты.

    Другие возможные причины:

    • Подвальные вентили, регулирующие подачу воды на стояк, сломаны или перекрыты.
    • В домовых трубах присутствует посторонние предметы. Чаще всего они попадают в контур во время установки стояков.
    • Ошибки, допущенные при ремонте сантехники в квартире (например, при замене труб в соседнем помещении).
    • Объём теплоносителя, проходящего через радиатор, уменьшился.
    • Неполадки в трубе, имеющей выход на общую магистраль.
    • Воздушные пробки (чаще всего этот фактор проявляется в самом начале отопительного сезона).

    Методы решения проблемы

    Самый надёжный вариант – вызов сантехника, который возьмёт на себя все хлопоты. К сожалению, во многих случаях он же является единственно возможны. Поэтому мы решили просто перечислить «реанимационные мероприятия», чтобы вы смогли обсудить их с приглашённым специалистом.

    Что можно попробовать сделать, когда не греет батарея отопления, но сам стояк горячий:

    • Устранение воздушных пробок. Для этого понадобится кран Маевского, который устанавливается непосредственно на батарею.
    • Промывка радиатора. Лучше всего это делать до отопительного сезона иди сразу же после него. Если проблема проявилась, когда они уже начался, придётся договариваться с соседями и перекрывать стояк.
    • Замена батареи. Крайний вариант, когда все другие способы уже были испробованы. Настоятельно рекомендуем приобретать радиатор у проверенной компании, который не только продаст вам оборудование, но и обеспечит его грамотную установку.

    Вы никак не можете понять, почему не греет батарея отопления? Хотите найти «своего» поставщика сантехнического оборудования? Не знаете, кому доверить монтаж отопления в частном доме? Нуждаетесь в квалифицированной помощи опытного специалиста? Планируете установку радиатора отопления в Краснодаре? Обращайтесь в компанию «ВЫСОТА СТРОЙ ПРОЕКТ». Мы постараемся оправдать ваше доверие и сделаем всё для того, чтобы вы никогда не пожалели о своём выборе!

  • Ссылка на основную публикацию