Как почистить радиатор: методика обработки снаружи и изнутри, использование специальных составов

Как почистить радиатор: методика обработки снаружи и

Возможно, любой хороший хозяин знает, как почистить радиаторы отопления снаружи и изнутри, и понимает, что делать это необходимо систематично. От состояния поверхностей отопительных устройств зависит не только внешний вид и эффективность работы, но и срок работы изделий, потому, что отсутствие профилактики – один из лучших стимулов для развития коррозии.

В нашей статье мы приведем алгоритм действий, следуя которому вы сможете поддерживать в чистоте отопительную систему вашего дома либо квартиры.

Для чего нужна очистка

Для начала разберемся, как серьёзен уход за поверхностью батареи и состоянием ее «внутренностей».

В случае если обратиться к экспертам, то мы определим, что очистка делает ряд наиболее значимых функций по нейтрализации отрицательных действий:

  • Во-первых, пыль, накаливающаяся между секциями, выступает в роли теплоизолятора, снижая эффективность теплоотдачи.
  • Во-вторых, на поверхности изделия непременно формируется жировая пленка, которая кроме этого нарушает теплообмен.

Обратите внимание! Эти два фактора являются очень актуальными для изделий с конвекционными ребрами: мусор, забивающийся в щели между пластинами теплообменников, «ворует» большую часть энергии, и приводит к перегреву самой батареи, уменьшая ее ресурс.

  • В-третьих, в радиатора накаливаются ржавчина и солевые отложения. Частично они оседают в нижней части, блокируя обычный ток воды, частично – закрепляются на стенках, формируя плотный налёт с высокими теплоизоляционными чертями.
  • Помимо этого, среди внутренних отложений громадна часть частиц с абразивными свойствами. Эти частицы оказывают отрицательное влияние на работу запорной арматуры, выводя из строя герметизирующие прокладки и железные детали.

Как видите, отсутствие своевременной очистки может привести к ряду отрицательных последствий. Вот из-за чего инструкция рекомендует уделять самое внимание регулярной профилактике.

Методика обработки

Снаружи

Наружная обработка батарей отопления — занятие достаточно простое и необременительное. В принципе, дабы поддерживать систему в надлежащем состоянии, достаточно в ходе уборки прогуляться по каждому радиатору с пылесосом, а после этого обработать поверхность мокрой тряпочкой с неагрессивным моющим средством.

Но, в случае если с очисткой появляются сложности либо необходимо вернуть рабочее состояние достаточно ветхого отопительного прибора, то действуем так:

  • В случае если конструкция устройства предусматривает такую возможность, демонтируем защитные экраны, стены корпуса и решетки в верхней и нижней части изделия. В большинстве случаев, как раз тут накапливается основная масса пыли.

  • Очищаем эти детали под струей воды, при необходимости применяя губку либо скребок. По окончании очистки шепетильно их просушиваем.
  • Сам радиатор обрабатываем пылесосом, удаляя громадные скопления пыли посредством щетки.
  • Протираем все поверхности мокрой губкой, стараясь не оставлять потеков.

Совет! При очистке бронзовых труб и теплообменников нежелательно счищать патину, потому, что она защищает поверхность металла от предстоящего окисления и коррозии.

В принципе, большего и не нужно: основное, не запускать обстановку до образования плотного пылевого «войлока» между теплообменными пластинами.

Изнутри

Но привести батарею в порядок снаружи — это кроме того не добрая половина дела. Намного сложнее выполнить внутреннюю очистку. Значительно чаще для решения данной задачи завлекают экспертов с достаточно сложным оборудованием, либо же делают промывку всей отопительной системы дома за один раз, но при жажде возможно совладать и своими руками.

Функционировать необходимо так:

  • Перекрываем вентили, блокируя подачу теплоносителя в радиатор.
  • Откручиваем гайки, которыми батарея присоединяется к трубам тепловой сети.
  • Бережно сливаем остатки воды из резервуаров.
  • Снимаем батарею с креплений и выносим из помещения, потому, что внутренняя очистка практически в любое время сопровождается появление громадного количества грязи.

Совет! Если вы живете в частном доме, то все мероприятия лучше проводить на улице, около сливной ямы. В квартире же нужно будет использовать ванную, застелив ее плотной тканью чтобы не было повреждений эмали и установив на сливное отверстие предохранительную сеточку для улавливания жёстких частиц.

Процедура промывки посредством шланга

Сама очистка осуществляется так:

  • Берем киянку (ее возможно заменить простым молотком и деревянным бруском) и шепетильно простукиваем все секции радиатора. Такое действие ускорит отслоение налета и ржавчины от стенок.
  • Наклоняем радиатор на бок, хорошенько трясем и высыпаем из сливного отверстия большие жёсткие частицы.
  • После этого заливаем в резервуары радиатора тёплую воду и составляем приблизительно на 20-30 мин..
  • Затем посредством душа либо шланга делаем промывку, обрабатывая внутренние поверхности , пока из сливного отверстия не будет поступать чистая вода.

Применение особых составов

Время от времени аналогичной обработки не редкость не хватает — вода просто не справляется с долгими отложениями на стенках батарей.

В этом случае приходится применять химические средства:

  • В воду для промывки добавляем соду, сыворотку либо лимонную кислоту. Влияя на налет, они содействуют его разложению и отслоению, укоряя процесс очистки.
  • Кроме этого возможно применять особые кислотно-щелочные составы, каковые куда лучше, чем сыворотка либо лимонная кислота, разрушают оксиды и солевые отложения. Само собой разумеется, цена таких средств велика, но в случае если учесть, что обработка требуется нечасто, то эти траты в полной мере возможно себе позволить.

  • Перед тем как почистить алюминиевый радиатор отопления, необходимо пристально изучить состав промывочной жидкости. Все дело в том, что щелочь реагирует с алюминием, и потому имеется риск не только очистить стены изделия, но и повредить их. Так что для данной цели оптимальнее или брать специализированные составы, или обходиться щадящими способами.

Заключение

Разобраться в том, как почистить радиаторы отопления от пыли и как удалить солевой налет и ржавчину в батарей, будет полезно каждому. Изучив методику профилактической обработки (в этом окажет помощь видео в данной статье) и действенно используя свои знания, мы обеспечим отопительной системе нашего дома долгий срок работы с высокой продуктивностью.

Как помыть батареи внутри и снаружи

Одна из основных задач любой хозяйки – это поддержание чистоты во всех уголках своего дома. Радиаторы отопления – не исключение. И у многих возникает страх перед тем, как тщательно придётся вычищать старые батареи, на которых скопилась вековая пыль. Но не стоит переживать, так как уже давно придуманы полезные хитрости, облегчающие чистюлям жизнь. Для того чтобы разобраться, как же помыть батареи отопления внутри и снаружи, стоит лишь прочитать данную статью и почерпнуть для себя всё самое важное.

Для чего нужно мыть батарею

Иногда у домочадцев возникает вопрос: а для чего женужно осуществлять мытье батарей? Ведь грязи на них порой совсем не видно.

Отопительные приборы довольно быстро покрываются слоем пыли. Это бывает по нескольким причинам:

  1. Открытое окно. Подует ветер, и весь сор уже летит к вам в квартиру.
  2. «Пылесборники», которые находятся в одной комнате с радиатором: ковры, большое количество книг, мягкие игрушки, шторы.
  3. Сухой воздух в квартире. Помимо пыли, она несёт за собой много и других неприятностей.
  4. Животные, особенно длинношерстные. Огромное количество шерсти будет оседать на отопительном приборе.

Поэтому обязательно стоит периодически мыть батарею внутри и снаружи. Иначе можно получить в дальнейшем следующие проблемы:

  • Жирные пятна, грязь застывают и придают радиаторам отопления неэстетичный внешний вид.
  • Порой образуется настолько толстый слой мусора между секциями, что радиатор перестаёт нормально выполнять свою работу. То есть происходит уменьшение теплоотдачи, вследствие чего комната намного хуже прогревается.
  • Также частички пыли, которые при любом сквозняке начинают подниматься в воздух, негативно влияют на людей с чувствительной дыхательной системой. Они способны вызывать аллергическую реакцию и ухудшают самочувствие больных астмой.
  • Если не очищать батарею от загрязнений, то в дальнейшем они могут вызвать коррозию.

Чтобы не допустить появления ржавчины, для профилактики необходимо наносить на отопительный прибор вещества с антикоррозийным составом.

Способы как быстро помыть батарею

Разберёмся подробнее, какие существуют способы для мытья чугунных, алюминиевых и биметаллических радиаторов.

Сухая уборка радиатора

Данный метод следует применять минимум 1 раз в год? например, во время генеральной уборки перед Новым годом. Как можно понять из названия, заключается он в том, что отопительный прибор очищается поверхностно: от пыли, паутины, крошек и прочих лёгких пятен. Батареи внутри убираются от сора при помощи веника, пылесоса или сухой тряпки.

Влажная уборка батарей отопления

Осуществляется не реже 1 раза в 2 года. Этот способ поможет избавиться от жирных и въевшихся пятен. Но перед тем как к нему приступить, необходимо обязательно выполнить сухую уборку. Далее потребуется оценить степень загрязнения: лёгкая, средняя или сильная. Так как в зависимости от этого получится понять, какие вспомогательные средства и химию использовать, чтобы быстро помыть батареи.

Полезные советы как мыть батареи

Хозяйкам на заметку можно взять несколько интересных советов.

Совет №1

Чистоту радиатора необходимо постоянно поддерживать, что позволит всегда быстро и просто убирать его поверхность. При этом сам прибор прослужит вам намного дольше.

Совет №2

Если на радиаторе стоит защитный экран, то его перед тем, как помыть чугунную или алюминиевую батарею, необходимо снять. Самый эффективный способ очистить решётку – это поместить её в ванну и тщательно протереть тряпочкой, смоченной в мыльном растворе. А затем хорошо обсушить чистой тканью.

Совет №3

В том случаем, если отопление отключили, появляется возможность снять радиатор полностью. Тогда его получится замочить в ванне, предварительно застелив её плотным материалом во избежание повреждения эмали. При необходимости добавить моющие средства. Тогда мусор и загрязнения отойдут куда проще, стоит лишь ополоснуть секции хорошим напором воды.

Совет №4

При применении влажной уборки следует позаботиться об окружающей отделке: обоях, ламинат и паркете. Поэтому их рекомендуется застелить непромокаемым материалом. Это может быть клеёнка, плёнка или старый ненужный кусок линолеума.

Совет №5

Очищать чугунную батарею следует аккуратно. Так как поверхность чугуна неровная и имеет некоторые дефекты, способные ранить руки. Лучше производить уборку в резиновых перчатках.

Совет №6

Если отопительный прибор имеет совершенно непривлекательный внешний вид и никак не отмывается, то не всё потеряно. На помощь придёт специальная акриловая краска.

Совет №7

При использовании различных химических средств или кипятка стоит задуматься о безопасности кожи рук. А именно надеть плотные резиновые перчатки.

Бытовые приборы для мытья батареи

Если хозяйку интересует, как лучше помыть батарею от пыли и загрязнений, то ответ будет следующий: с бытовыми устройствами. Ведь уборка пройдет куда быстрее, если использовать пылесос или парогенератор.

Какие же домашние «помощники» эффективны:

  1. Фен. Всё логично – частички пыли хорошо сдуваются потоком воздуха. А для того чтобы они затем не разлетались по помещению, стоит повесить позади отопительного прибора влажную ткань. Тогда на неё и осядет весь сор.
  2. Пылесос. Довольно полезное устройство. Всего несколько минут и результат готов: батареи внутри чистые. А для удобства можно использовать маленькую насадку, которую практически каждый производитель добавляет в комплектацию к пылесосу или сделать такую из подручных средств, например, втулки от туалетной бумаги.
  3. Пароочиститель. Наверняка о нём мечтает любая чистюля. В данном приборе пар нагнетается за счёт высокого давления. По итогу струя получается мощная и очень горячая. Поэтому если вы недоумеваете, как помыть батарею гармошку, то пароочиститель однозначно поможет вам в этом нелёгком деле. Однако следует помнить о безопасности во время работы с ним. Необходимо избегать попадания струи на кожу, иначе ожога не избежать.
  4. Электрочайник. Если облить кипятком из чайника чугунную батарею, то большинство мусора смоется. Но при этом под отопительный прибор стоит подставить поддон для сбора воды – противень или большой таз.

Щетки для мытья батареи и губки

Для удаления старых загрязнений поможет следующее:

  1. Зубная щётка, ёршик или узкая малярная кисть с жёсткой щетиной. Они способны пролезть в самые отдалённые уголки радиатора.
  2. Губка. Если прикрепить её на длинную линейку, то она также сможет очистить труднодоступные места.
  3. Резиновая перчатка. Нужно надеть её на руку и хорошенько намылить хозяйственным мылом. Затем оттереть трудные пятна на отопительном приборепри помощи пальцев. Можно заменить на старые обрезанные колготки или носки.
  4. Щетка для мытья посуды. Используйте данную щетку для мытья батареи. Они продаются в хозяйственных магазинах и имеют удобную длинную ручку.
  5. Пульверизатор. Для того чтобы помыть старые батареи внутри, необходимо добавить в распылитель моющее средство и опрыскать загрязнения. Подождать некоторое время и протереть замоченные места влажной тканью.

Перед применением чистящей химии следует внимательно ознакомиться с составом. Так как в нём могут присутствовать агрессивные действующие вещества, которые запросто разрушат поверхность радиатора.

Моющие средства для батареи

Если просто вода не справляется, то нужно прибегнуть к помощи различной химии. И тогда пятна с лёгкостью сойдут с батареи. Такие средства довольно просто отыскать на магазинных полках. А у некоторых они запросто найдутся дома в шкафу.

  • Лимонная кислота. Однозначно фаворит хозяек для уборки. Уберёт не только пыль и загрязнения, но и посторонний запах. Раствор готовится следующим образом: на 0,5 литра используется 6 чайных ложек порошка.
  • Сода. 1 столовая ложка на 1 литр воды. Также можно добавить в эту смесь жидкое мыло и 1 чайную ложку яблочного 6%-ного уксуса.
  • Уксус. Перед тем как помыть им батарею внутри, нужно протереть все секции мокрой тканью. А затем уже нанести на них уксус из распылителя.
  • 3-процентная перекись водорода. Идеально справляется с пятнами, а заодно и дезинфицирует. Для раствора потребуется смешать 1 литр воды и половину пузырька перекиси.
  • Мел. Редко применяется, но он тоже эффективен. Его следует раскрошить и смешать с жидкостью.
  • Средство для мытья посуды. Оно идеально подходит для старых кухонных батарей, так как быстро очищают грязь в виде застарелого жира.
  • Бытовая химия для сантехники. Domestos или Comet удалят загрязнения, с которыми предыдущие в данном списке не справились.
  • Кислородные отбеливатели. Недорогое и действенное средство (например, Персоль, цена 15-20 р).
  • Стиральный порошок. Из него также необходимо приготовить раствор и протереть им чугунные батареи. После всё хорошо промыть водой.

При использовании для мытья батареи химии с едким запахом необходимо защитить дыхательные пути. Для этого обязательно нужно надеть медицинскую маску и открыть настежь окна.

В завершении, хотелось бы дать совет: при каждой уборке дома уделите хотя бы 5 минут на батареи. И тогда пятна просто не будут успевать появляться.

lucky09-11 › Блог › Как промыть радиатор охлаждения, не снимая его – чистка снаружи и изнутри

Летом многие автолюбители сталкиваются с перегревом двигателя. Чаще всего это связано с загрязнением радиатора охлаждения, соответственно и устраняется неисправность путем чистки и мытья этой детали. Но как решить поставленную задачу, не снимая радиатор? На этот вопрос мы подробно ответим ниже в статье.

Несколько слов об устройстве радиатора
Радиатор представляет собой емкость-теплообменник для охлаждающей жидкости, которая постоянно циркулирует в двигателе. Т.е. задача детали заключается в охлаждении жидкости, поэтому она располагается между двигателем и радиаторной решеткой. Последняя обеспечивает приток воздуха к радиатору в процессе движения автомобиля.

Основой радиатора служат медные или алюминиевые каналы (трубки), распложенные горизонтально. Все каналы соединены между собой так называемыми сотами, обеспечивающими отвод тепла. Так как при движении автомобиля через радиаторную решетку вместе с воздухом проникает пыль и всевозможный мусор, пространство этих сот со временем забивается. В результате эффективность теплоотвода сильно снижается, что и приводит к перегреву двигателя. Поэтому наша с вами задача заключается в том, чтобы удалить грязь, забившуюся в теплоотводящие соты.

истим радиатор снаружи – зачем нужны сжатый воздух и вода?
В идеале радиатор желательно демонтировать, что позволит произвести качественную чистку даже в самых труднодоступных участках. Но если у вас нет времени на демонтаж, можно попробовать решить задачу, не снимая его. Наиболее простой вариант чистки – это удаление грязи сжатым воздухом или водой под давлением. В таком случае вам понадобится компрессор или мини-мойка типа Керхер.

Надо сказать, что многие модели автомобилей, к примеру, ВАЗ 2110, имеют электровентилятор, который обеспечивает охлаждение радиатора со стороны двигателя. Поэтому, прежде чем приступить к чистке, необходимо демонтировать вентилятор. Для этого отсоедините разъем питания от вентилятора, после чего выкрутите болты панели, на которой закреплен сам вентилятор. После этого откроется доступ к радиатору.

Промывка водой или чистка сжатым воздухом осуществляется со стороны двигателя. Старайтесь, по возможности, направлять струю перпендикулярно плоскости радиатора. Выполняйте работу, не спеша, плавно перемещая струю воды или воздуха по поверхности детали. У вас не должно оставаться необработанных участков. Эффективность такой чистки, конечно же, не стопроцентная, но избавиться от большей части налипшей пыли, насекомых и прочей подобной грязи она позволяет.

Если подходящего оборудования у вас нет, можно воспользоваться щеткой, примотанной к длинной палке и специальным чистящим средством, таким как Kuhler Aussenreiniger. Средство следует нанести на поверхность детали при помощи щетки или распылителя, где это возможно. Спустя несколько минут поверхность радиатора надо промыть слабым напором воды, к примеру, из шланга. Как утверждают производители, подобные чистящие средства отлично справляются со смазочными материалами, а также налипшей грязью, насекомыми и прочим мусором.

Чтобы произвести более качественную чистку радиатора, следует демонтировать решетку и другие элементы, которые закрывают к нему доступ. Это позволит выполнить промывку бензином и чистку щеткой. В результате вы сможете удалить с поверхности детали не только пыль и насекомых, но и налипший гудрон. По такому принципу чистится не только радиатор охлаждения двигателя, но и радиатор печки или кондиционера. Но из-за сложного доступа к этим деталям их придется демонтировать полностью. Имейте в виду, что у некоторых моделей автомобилей доступ к радиатору настолько закрыт, что почистить его снаружи без снятия просто невозможно.

Что делать, если чистка снаружи не помогла
Проблемы с перегревом двигателя могут сохраниться даже после наружной чистки радиатора. Дело в том, что его засорение происходит не только снаружи, но и внутри – на его стенках образовывается накипь, осадок и прочие отложения. Это тоже в значительной мере влияет на эффективность охлаждения жидкости. Решить проблему можно промывкой системы охлаждения.

Чтобы убедиться в том, что система действительно нуждается в промывке, слейте небольшое количество охладительной жидкости в небольшую емкость. Если в ней присутствует осадок, примеси и грязь, то промывка точно необходима.

Внутренняя очистка проходит быстрей и проще, чем наружная, так как она осуществляется химическим способом при помощи специальных средств. К примеру, можно использовать:

роцесс очистки выглядит следующим образом:

Двигатель нужно завести и прогреть, чтобы он был теплым, но не сильно горячим.
Затем двигатель следует заглушить и влить в радиатор специальное средство. Как правило, на 10-12 литров охладительной жидкости требуется 250 мл средства. Точное соотношение средства и охладительной жидкости производитель указывает на упаковке.
Запустите двигатель и включите обогрев салона. Дайте ему поработать на холостом ходу 10 мин, после чего заглушите.
Слейте охлаждающую жидкость, для этого откройте краник или выкрутите пробку, которая расположена в нижней части радиатора. У некоторых моделей автомобилей, к примеру, ВАЗ 2114, напротив сливного отверстия расположен генератор. Поэтому при сливе его необходимо закрыть пленкой или куском резины. У некоторых автомобилей имеется дополнительная пробка для слива на двигателе, открутив ее, можно полностью слить жидкость из системы;
Когда вся жидкость стечет, залейте в систему воду, после чего заведите двигатель и дайте ему поработать несколько минут.
Затем заглушите двигатель, слейте воду и залейте новую охлаждающую жидкость.

Если по каким-то причинам вы не можете воспользоваться специальной жидкостью, ее можно заменить обычной лимонной кислотой. На 10 литров жидкости требуется около 100 граммов кислоты.

После заливки новой жидкости не забудьте удалить воздушные пробки. Для этого надо заехать передними колесами автомобиля на возвышенность, чтобы горловина радиатора была самой высокой точкой системы охлаждения. После этого нужно открутить крышку радиатора и крышку расширительного бачка. При этом двигатель должен работать вхолостую, пока не прогреется до рабочей температуры. Затем надо несколько раз произвести перегазовку и параллельно подлить охладительную жидкость. Процедуру повторяйте, пока из охладительной жидкости в радиаторе не перестанут выходить пузырьки.

Существует еще один способ удаления воздушных пробок. Для его реализации прогрейте двигатель и заглушите. После этого сразу же снимите патрубок подогрева дроссельного узла со штуцера и выпустите воздух. Как только с патрубка начнет течь жидкость, его сразу же надо надеть на штуцер и затянуть хомутом.

4 5 советов новичкам – как работать безопасно?
Напоследок дадим несколько советов, которые помогут безопасно промыть радиатор охлаждения и тем самым защитить двигатель от перегрева:

если двигатель горячий, снимайте крышку радиатора аккуратно, так как охладительная жидкость находится в системе под давлением, т.е. из горловины может вырваться пар или даже сама жидкость. Ее температура в среднем составляет около 90 градусов;
прежде чем приступить к сливу охлаждающей жидкости, наденьте резиновые перчатки, стойкие к химическим веществам. Дело в том, что охлаждающие жидкости агрессивны и очень ядовиты;
не используйте металлические предметы для наружной чистки радиатора, так как они могут повредить его стенки. Если вам нужно выковырять забившуюся грязь из сот, вместо отвертки можно использовать китайские палочки – они достаточно прочные и хорошо проникают в узкие отверстия;
чтобы ускорить процесс слива жидкости, открутите крышку расширительного бачка;
старайтесь использовать качественную охлаждающую жидкость, так как это увеличит долговечность не только радиатора, но и всей системы охлаждения двигателя.
Вот, пожалуй, и вся информация о самостоятельной чистке радиатора. Желаем Вам удачи в этом деле!

Вам все еще кажется что диагностика авто это сложно?

Если вы читаете эти строки, значит у вас есть интерес сделать что-то самому в машине и реально сэкономить, потому что вам уже знакомо что:

СТО ломят большие деньги за простую компьютерную диагностику
Чтобы узнать ошибку надо ехать к специалистам
В сервисах работают простые гайковерты, а хорошего спеца не найти
И вы конечно устали выбрасывать деньги на ветер, а о том чтобы кататься по СТО постоянно не может быть и речи, тогда вам нужен простой АВТОСКАНЕР ELM327, который подключается к любому авто и через обычный смартфон вы всегда найдете проблему, погасите CHECK и неплохо сэкономите!

Как промыть батареи отопления: эффективные способы

Батареи отопления служат десятки лет и неизбежно загрязняются за время эксплуатации. Рано или поздно перед хозяевами квартиры встает вопрос: как промыть батареи отопления эффективно и безопасно?

Признаки внутреннего загрязнения чугунных батарей

По завершению отопительного сезона вода из системы батарей отопления сливается, и на протяжении всего периода, когда оно выключено, батареи стоят сухими изнутри, а с приходом нового сезона – наполняются водой. Это чередование неизбежно приводит к коррозии металла, из которого выполнены радиаторы. Их внутренняя сторона покрывается ржавчиной, а низкое качество и жесткость воды в них приводит к образованию известкового налета. Определить, что необходима внутренняя прочистка батарей, можно по следующим признакам:

  • во время отопительного сезона можно заметить, что одна из секций или вся батарея холоднее, чем остальные радиаторы в доме. Это явный признак того, что изнутри этот участок покрыт толстым слоем ржавчины или налета;
  • если температура стояка выше, чем у батареи, это еще один очевидный признак того, что горячая вода поступает в радиатор не в полном объеме из-за внутренних загрязнений;
  • все батареи в квартире чуть теплые, в то время как у соседей по дому они горячие;
  • неравномерный нагрев батареи также говорит о том, что необходима прочистка.

Даже если подобные признаки не были отмечены, перед началом каждого отопительного сезона рекомендуется проводить профилактическую прочистку. Можно доверить это работникам теплосети или сделать самостоятельно.

Подготовка к внутренней чистке батарей

Самостоятельная промывка батарей в домашних условиях требует некоторой подготовки:

  1. Чаще всего промывка происходит в ванной. Чтобы уберечь эмалевое покрытие от возможных царапин, на дно ванны следует положить поддон или закрыть его ветошью, стенки также лучше обложить слоем ненужной ткани. Иначе существует риск повредить покрытие ванны, промывая в ней часть радиатора.
  2. Затем следует перекрыть вентили водоснабжения, открутить крепежные гайки, отсоединить радиатор. Стоит заранее подготовить емкость, в которую будет слита вода (она может остаться в батарее).
  3. Подготовьте подручные средства, которые будете использовать для прочистки.

Средства для промывки батареи

Перед тем, как промывать радиатор, следует заранее подготовить следующие средства и предметы, которые могут понадобиться в процессе:

  • чистящие средства для промывки труб от загрязнений, такие как «Крот» и его аналоги;
  • лимонная или уксусная кислота;
  • деревянный молоточек (опционально);
  • пульверизатор;
  • ершики, старые зубные щетки, поролоновые губки.

Процесс очистки батарей отопления изнутри

Если все готово, можно приступать к самому процессу промывки батареи.

  1. Постучав деревянным молотком по каждой из секций, можно ускорить отслоение плотной ржавчины и известковых отложений. Крупные частицы засора, которые отвалятся после этого, можно просто вытряхнуть.
  2. В резервуары секций заливается обычная горячая вода без каких-либо дополнительных чистящих средств. Ее нужно оставить там на полчаса, после чего слить.
  3. Во время следующего этапа промывки в батарею заливается чистящий раствор. Вариантов может быть несколько. Самый популярный ввиду низкой стоимости – вода с растворенной в ней уксусной эссенцией или лимонной кислотой. Однако более высокая эффективность наблюдается у специальных, промышленно произведенных средств для прочистки засоров в трубах. Использовать их следует согласно прилагаемой инструкции. Если была использована уксусная или лимонная кислота, время выдержки должно составлять один час. Затем чистящий раствор сливается из батареи.
  4. Следующий этап промывки радиатора – удаление остатков размокших от химического чистящего раствора загрязнений. В радиатор следует заливать воду из душа или шланга под напором до тех пор, пока вытекающая жидкость не будет абсолютно чистой. Скопления пыли в труднодоступных местах можно удалять вручную при помощи ершиков, щеткой, поролоновой губки, надетой на конец линейки.

Подобная промывка должна проводиться не реже, чем раз в три года. Это обеспечит качественное отопление жилого помещения. Чистые радиаторы не задерживают тепло, нормально нагреваются и эффективно обогревают квартиру.

Промывка батарей отопления снаружи

Помимо внутренних загрязнений, на батареях отопления часто появляется грязь с наружной стороны. Это не так вредит их основной функции – обогреву помещения – как внутренние загрязнения, но значительно портит их внешний вид. Кроме того, на батареях отопления часто сушат вещи, поэтому в идеале радиаторы должны быть абсолютно чистыми, не иметь на своей поверхности загрязнений и пыли.

Обнаружить такого рода загрязнения весьма просто – они видны невооруженным глазом. Не стоит откладывать наружную очистку батарей на потом, потому что удалить легкие и свежие загрязнения намного проще и быстрее, чем застарелые.

Что понадобится для очистки батарей снаружи

Чтобы очистить наружную сторону радиаторов, понадобятся следующие вещи:

  • пылесос;
  • фен, желательно – с узкой насадкой, позволяющей выдавать целенаправленный узкий поток горячего воздуха;
  • мягкая щетка для удаления пыли или пипидастр;
  • поролоновые губки;
  • мягкие тряпки, не оставляющие на окрашенной поверхности царапин;
  • ершики для посуды;
  • моющее средство.

Методы очистки батарей снаружи

Помимо внутренней чистки, многих людей интересует вопрос, как промыть батареи отопления снаружи. Многие хозяйки, выполняя регулярную уборку, пренебрегают мытьем батарей, оставляя на них пыль и даже загрязнения, что сразу выдает небрежное отношение к порядку. Идеальная чистота складывается из подобных мелких деталей. Кроме того, батареи должны быть особенно чистыми, если в доме живут дети.

Очистить внешнюю часть радиаторов отопления можно с помощью нескольких способов: сухого и влажного, а также при помощи пара.

Как почистить радиатор: методика обработки снаружи и изнутри, использование специальных составов

Наверное, любой хороший хозяин знает, как почистить радиаторы отопления снаружи и изнутри, а также понимает, что делать это нужно регулярно. От состояния поверхностей отопительных приборов зависит не только внешний вид и эффективность работы, но и срок службы изделий, поскольку отсутствие профилактики – один из лучших стимулов для развития коррозии.

В нашей статье мы приведем алгоритм действий, следуя которому вы сможете поддерживать в чистоте отопительную систему вашего дома или квартиры.

Чтобы пыль и грязь не мешали работе устройства, их нужно своевременно удалять

Зачем нужна очистка

Для начала разберемся, насколько важен уход за поверхностью батареи и состоянием ее «внутренностей».

Если обратиться к специалистам, то мы узнаем, что очистка выполняет ряд важнейших функций по нейтрализации отрицательных воздействий:

Плотная пыль, которая способна заблокировать теплообменные пластины

  • Во-первых, пыль, накаливающаяся между секциями, выступает в роли теплоизолятора, снижая эффективность теплоотдачи.
  • Во-вторых, на поверхности изделия рано или поздно формируется жировая пленка, которая также нарушает теплообмен.

Обратите внимание!
Эти два фактора являются крайне актуальными для изделий с конвекционными ребрами: мусор, забивающийся в щели между пластинами теплообменников, «крадет» значительную часть энергии, а также вызывает перегрев самой батареи, уменьшая ее ресурс.

Фото накипи и ржавчины в отопительных контурах

  • В-третьих, внутри радиатора накаливаются ржавчина и солевые отложения. Частично они оседают в нижней части, блокируя нормальный ток воды, частично – закрепляются на стенках, формируя плотный налёт с высокими теплоизоляционными характеристиками.
  • Кроме того, среди внутренних отложений велика доля частиц с абразивными свойствами. Эти частицы оказывают отрицательное влияние на работу запорной арматуры, выводя из строя герметизирующие прокладки и металлические детали.

Как видите, отсутствие своевременной очистки может привести к ряду отрицательных последствий. Вот почему инструкция рекомендует уделять самое пристальное внимание регулярной профилактике.

Методика обработки

Снаружи

Наружная обработка батарей отопления – занятие достаточно простое и необременительное. В принципе, чтобы поддерживать систему в надлежащем состоянии, достаточно в процессе уборки пройтись по каждому радиатору с пылесосом, а затем обработать поверхность влажной тряпочкой с неагрессивным моющим средством.

Впрочем, если с очисткой возникают сложности или нужно восстановить рабочее состояние достаточно старого отопительного прибора, то действуем таким образом:

  • Если конструкция устройства предусматривает такую возможность, демонтируем защитные экраны, стенки корпуса и решетки в верхней и нижней части изделия. Как правило, именно здесь накапливается основная масса пыли.

Удаление пыли щеткой

  • Очищаем эти детали под струей воды, при необходимости используя губку или скребок. После очистки тщательно их просушиваем.
  • Сам радиатор обрабатываем пылесосом, удаляя большие скопления пыли с помощью щетки.
  • Протираем все поверхности влажной губкой, стараясь не оставлять потеков.

Совет!
При очистке медных труб и теплообменников нежелательно счищать патину, поскольку она защищает поверхность металла от дальнейшего окисления и коррозии.

Очистка секций с помощью губки

В принципе, большего и не требуется: главное, не запускать ситуацию до образования плотного пылевого «войлока» между теплообменными пластинами.

Изнутри

Однако привести батарею в порядок снаружи – это даже не половина дела. Куда сложнее выполнить внутреннюю очистку. Чаще всего для решения этой задачи привлекают специалистов с достаточно сложным оборудованием, или же выполняют промывку всей отопительной системы дома за один раз, но при желании можно справиться и своими руками.

Промывка отопительной системы с помощью специального насоса

Действовать нужно таким образом:

  • Перекрываем вентили, блокируя подачу теплоносителя в радиатор.
  • Откручиваем гайки, которыми батарея присоединяется к трубам тепловой сети.
  • Аккуратно сливаем остатки воды из резервуаров.
  • Снимаем батарею с креплений и выносим из помещения, поскольку внутренняя очистка почти всегда сопровождается появление большого количества грязи.

Совет!
Если вы живете в частном доме, то все мероприятия лучше проводить на улице, возле сливной ямы.
В квартире же придётся использовать ванную, застелив ее плотной тканью во избежание повреждений эмали и установив на сливное отверстие защитную сеточку для улавливания твердых частиц.

Процедура промывки с помощью шланга

Сама очистка осуществляется так:

  • Берем киянку (ее можно заменить обычным молотком и деревянным бруском) и тщательно простукиваем все секции радиатора. Такое воздействие ускорит отслоение налета и ржавчины от стенок.
  • Наклоняем радиатор на бок, хорошенько трясем и высыпаем из сливного отверстия крупные твердые частицы.
  • Затем заливаем в резервуары радиатора горячую воду и составляем примерно на 20-30 минут.
  • После этого с помощью душа или шланга выполняем промывку, обрабатывая внутренние поверхности до тех пор, пока из сливного отверстия не будет поступать чистая вода.

Использование специальных составов

Трубы до и после очистки с использованием спецсредств

Иногда подобной обработки бывает недостаточно – вода просто не справляется с многолетними отложениями на стенках батарей.

В этом случае приходится использовать химические средства:

  • В воду для промывки добавляем соду, сыворотку или лимонную кислоту. Воздействуя на налет, они способствуют его разложению и отслоению, укоряя процесс очистки.
  • Также можно использовать специальные кислотно-щелочные составы, которые куда лучше, чем сыворотка или лимонная кислота, разрушают оксиды и солевые отложения. Конечно, цена таких средств достаточно велика, но если учесть, что обработка требуется нечасто, то эти траты вполне можно себе позволить.

Коррозия алюминиевого радиатора под воздействием щелочи

  • Перед тем как почистить алюминиевый радиатор отопления, нужно внимательно изучить состав промывочной жидкости. Все дело в том, что щелочь реагирует с алюминием, и потому есть риск не только очистить стенки изделия, но и повредить их. Так что для этой цели лучше всего либо брать специализированные составы, либо обходиться щадящими методами.

Заключение

Разобраться в том, как почистить радиаторы отопления от пыли и как удалить солевой налет и ржавчину внутри батарей, будет полезно каждому. Изучив методику профилактической обработки (в этом поможет видео в этой статье) и эффективно применяя свои знания, мы обеспечим отопительной системе нашего дома длительный срок работы с высокой продуктивностью.

Как самостоятельно промыть радиатор — экспертиза ЗР

Радиатор двигателя загрязняется не только снаружи, в его бачках часто скапливаются частицы ржавчины и окалины, а также продукты окисления алюминиевых деталей. И если вы задумались о промывке радиатора снаружи, имеет смысл совместить ее с заменой охлаждающей жидкости. Сроки замены жидкости у всех автомобилей разные, но, поверьте опыту, при пробеге 80–90 тысяч километров обновить ее не помешает.

Рассмотрим способы очистки радиаторов. Действовать будем, как завещали отцы диале­ктики, от простого к сложному.

Проще простого

Проще всего с недорогими автомобилями без кондиционера — у них один радиатор. Промыть его можно самостоятельно, причем даже не снимая с машины. Например, из шланга на даче. Или заехав на мойку. Напор воды не должен быть мощным, чтобы не погнулись тонкие теплоотводящие пластины. Если это произойдет, радиатор практически перестанет пропускать через себя воздух и, соответственно, не сможет эффективно охлаждать жидкость.

Перед водными процедурами желательно установить за радиатором экран из полиэтиленовой пленки: он преградит путь воде и грязи, летящим на приводной ремень, генератор и свечи. При этом важно не залить и электродвигатель вентилятора. Ему не страшны брызги, но не следует направлять прямо на него струю под давлением.

В компании

Если радиатор охлаждения двигателя установлен в пакете с другими радиаторами, его промывка без демонтажа вряд ли даст желаемый результат. Дело в том, что струя после мойки первого теплообменника неизбежно теряет силу — и эффективной очистки второго радиатора не получится. В этом случае можно попробовать промыть радиаторы с разных сторон: конденсатор кондиционера — с наружной, а радиатор системы охлаждения — с внутренней. Но по опыту знаю, что между двумя теплообменниками порой остается что-то вроде войлочного одеяла из тополиного пуха и прочих «материалов». Иногда удается отделаться малой кровью, демонтировав решетку радиатора (на тех автомобилях, где она снимается отдельно от бампера). Это даст возможность промыть теплообменники без демонтажа. А потом, наклонив радиатор охлаждения двигателя и отсоединив его верхние крепления, очистить пространство между радиаторами.

Самый сложный, но и наиболее эффективный способ очистить радиатор двигателя — полностью его демонтировать. Для этого придется отсоединить и снять электровентилятор в сборе с кожухом, а также разъединить теплообменники двигателя и кондиционера. С конденсатором кондиционера сложнее: после демонтажа придется вновь заправлять систему хладагентом. Поэтому конденсатор стараются просто отводить в сторону и промывать, обходясь без разгерметизации системы кондиционирования. При этом снятый радиатор двигателя рекомендую почистить не только снаружи, но и внутри. Для стопроцентного успеха нужно слить охлаждающую жидкость из системы и промыть чистой водой все контуры охлаждения. Это повысит эффективность работы отопителя, поскольку и в его теплообменнике скапливается грязь.

Для разных машин методика извлечения радиатора системы охлаждения разная. В большинстве случаев необходимо снять передний бампер и решетку радиатора, а также демонтировать снизу защиту двигателя или пластиковые брызговики. У некоторых автомобилей под бампером располагается балка-усилитель, которая приварена к передним концам лонжеронов, что осложняет доступ к радиаторам. У других ее можно демонтировать, отвернув всего несколько болтов, что облегчает доступ к теплообменникам.

Если не решаетесь промывать радиатор своими силами, можно доверить эту работу профессионалам. При этом официалы будут действовать по полной программе — со снятием радиатора, но и сумму запросят немалую. Например, владельцу среднеразмерного кроссовера в Москве придется заплатить около 12 тысяч рублей.

Неофициальные сервисы, специализирующиеся на автомобилях одной марки, обычно оценивают свои услуги несколько ниже. Еще доступнее предложения гаражных мастеров, но и качество зачастую соответствующее. Помыть на автомойке снятый радиатор обойдется в 100–300 рублей.

Как очистить автомобильный радиатор снаружи?

Промывка радиатора кондиционера требуется автомобилю довольно регулярно. Это связано с тем, что данный элемент конструкции транспортного средства нужен для поддержания рабочей температуры мотора, для защиты его от перегрева и так далее.

В процессе активного использования радиатор начинает забиваться мусором и грязью. В этом случае тепло, исходящее от радиатора, передается окружающей среде не полностью, а возвращается обратно к двигателю.

Вследствие этого может произойти перегрев силового агрегата. Почистить радиатор автомобиля необходимо в зависимости от того, насколько сильно он засорен. Если этого не сделать, то рано или поздно транспортное средство выйдет из строя.

Необходимо сказать, что засориться может и радиатор охлаждения отопителя, автоматическая коробка передач автомобиля, испаритель кондиционера и так далее.

С помощью какого средства можно очистить радиатор машины снаружи?

Радиатор засоряется во время использования автомобиля вследствие того, что в машину так или иначе с дороги летят пыль и мусор. Эта деталь грязнится значительно быстрее, если транспортное средство передвигается по проселочным дорогам или же по местности, где наблюдается серьезное запыление.

В радиатор также могут попасть насекомые, которые в дальнейшем вместе с пылью превращаются в довольно твердую массу.

Чтобы почистить радиатор, не снимая его, можно использовать обыкновенную воду, которая очистит его наружную поверхность, однако зачастую добраться до этой детали автомобиля бывает не слишком просто.

Для произведения качественной очистки радиатор нередко снимают.

Бывает даже и такое, что обыкновенная чистка водой снаружи оказывается недостаточной, так как грязь засела настолько прочно, что убрать ее с поверхности традиционными методами не получается.

Чтобы избавиться от загрязнения, применяют специальное средство для очистки радиатора транспортного средства снаружи.

Как правило, отопительный радиатор или же радиатор кондиционера промывается проточной водой, но на автомойках это делают под довольно большим давлением. При этом операцию необходимо производить максимально осторожно, так как здесь можно нанести повреждение сотам, что вызовет попросту протечку радиатора. Он в итоге потеряет свою герметичность.

В случае, если одновременно с грязью на радиатор сядет соль, то ее следует убирать с поверхности детали максимально быстро. Дело в том, что деталь выполнена из алюминия, а солевой раствор способен его разъесть буквально за несколько минут. В результате это закончится такой же протечкой радиатора автомобиля.

Химических веществ, разработанных непосредственно для того, чтобы химическую очистку радиатора можно быть произвести, не снимая данную деталь, довольно-таки много.

Среди водителей широкой популярностью пользуются химические средства, выпускаемые следующими производителями:

  • Хадо;
  • VERYLUBE;
  • Liqui Moly.

Имеются в продаже и универсальные очищающие вещества, с помощью которых можно вычистить не только грязь из радиатора системы охлаждения двигателя автомобиля, но и из всего мотора.

Стоимость подобного вещества бывает самой разной – это зависит от того, какая фирма выпустила данное средство. В частности, стоимость одного флакончика, объем которого будет составлять порядка 250 мл, может достигать тысячи рублей.

Слишком дешевые средства приобретать нежелательно, так как в недорогих препаратах могут применяться слишком активные вещества, которые могут оказаться такими же вредными, как и само загрязнение.

Как очистить радиатор автомобиля своими руками?

Помыть радиатор охлаждения кондиционера или двигателя внутреннего сгорания можно за счет снятия теплообменника. Если загрязнение не слишком значительное, то можно воспользоваться самым простым способом – продуть его сжатым воздухом, причем делают это снаружи машины, не вынимая и не отключая сам радиатор.

Последовательность действий здесь будет следующей.

  1. Сначала необходимо снять верхнюю переднюю облицовку.
  2. Удаляют решетку радиатора, которая закреплена в автомобиле на четырех шурупах, к тому же снизу она держится дополнительно на трех клипсах. Здесь же убирают привод замка капота.
  3. Теперь специальным ключом убирают крепления воздухозаборников, которые находятся спереди автомобиля, а также снимают все находящиеся снаружи пластиковые элементы.
  4. Берут шланг, на конце которого должна располагаться трубка, и из него продувают все соты радиатора, после чего их промывают проточной водой.

Автомобильная мойка понадобится в случае, если под рукой отсутствует компрессор со сжатым воздухом и устройство, необходимое для промывки элемента. Работники аккуратно снимут радиатор и качественно очистят его от всех загрязнений.

Стоит отметить, что самостоятельно снимать радиатор весьма нежелательно, так как он на многих моделях автомобилей расположен не слишком удобно. Снять его будет весьма проблематично, а еще сложнее будет вернуть его на свое место.

Радиатор отопления далеко не всегда снаружи забивается грязью, бывает, что пыль пробивается вовнутрь. Это, в свою очередь, также приводит к перегреванию мотора.

Чтобы теплообменник забивался грязью как можно реже, специалисты советуют минимум один раз в год менять охлаждающую жидкость.

Кроме того, желательно также производить промывку всей системы, которая производится по мере того, как тосол будет мутней.

Есть различные народные средства, используемые для промывки охладительной системы: некоторые автолюбители советуют промывать ее с помощью молочной сыворотки, раствора лимонной кислоты или электролита, кока-колой, едким натром и так далее. Однако все они непроверенны и могут привести к тому, что радиатор полностью разъест.

Наиболее надежное средство, позволяющее очистить охладительную систему от всякого рода загрязнений, заключается в ее промывке чистой водой.

Технология в данном случае будет следующей.

  1. Сначала требуется прогреть мотор до рабочей температуры.
  2. Всю загрязненную охладительную жидкость нужно будет полностью слить, причем это делают как с радиатором, так и с блоком цилиндров.
  3. Нужно подождать немного времени, чтобы из автомобиля стекла вся эта жидкость.
  4. Все сливные пробки возвращаются на свои места, в систему снаружи заливают чистую воду и дают мотору поработать приблизительно 15 минут.
  5. Мотор останавливают и удаляют воду из системы. Если она вытекает грязной, то операцию следует повторить вплоть до тех пор, пока не будет возвращаться чистая вода.
  6. Теперь можно залить свежую охлаждающую жидкость.

Очистка радиатора снаружи с помощью специальных химических средств

В продаже сегодня можно найти автомобильную химию самого разного предназначения, в частности, есть вещества, позволяющие довольно эффективно промыть охлаждающую систему с первого раза. Однако стоит сказать, что далеко не каждое средство позволяет сделать это качественно. Бывают вещества, серьезно нарушающие работу как двигателя, так и автомобиля в целом.

В этом случае хорошо работает правило – чем дешевле средство, тем хуже оно взаимодействует с радиатором. Лучше всего использовать для промывки товары, которые предлагают всемирно известные предприятия, занимающиеся выпуском автомобильной химии, которые к тому же успели завоевать себе положительную репутацию.

Кроме того, в продаже можно найти химические вещества, которые позволяют убрать течь тосола с патрубков или из радиатора. Однако использовать ее следует как можно осторожнее, так как она довольно вязкая и неаккуратное ее применение приводит к забивке трубок и тонких шлангов системы.

Как определить, что радиатор забился?

По ряду внешних признаков можно определить, что радиатор начинает забиваться.

  1. Вентилятор, охлаждающий двигатель, начал запускаться довольно часто, причем он делает это не только на холостых оборотах, но и на ходу.
  2. Мотор начинает нагреваться очень быстро. При этом когда открывают расширительный бачок системы отопления, из него вытекает охлаждающая жидкость.
  3. Нижняя часть радиатора вместе с нижним патрубком имеют нормальную температуру окружающей среды, а верхние шланги, относящиеся к системе охлаждения, весьма горячие.
  4. Печка нагревает салон очень медленно.

Снаружи можно почистить конструкцию при помощи специального спрея. Для этого на решетку радиатора распыляют данное вещество и оставляют приблизительно на пять минут.

Берут обыкновенный садовый опрыскиватель и смывают данную жидкость. Делать это следует несколько раз вплоть до того момента, пока грязь не смоется с его поверхности.

Садовый опрыскиватель используют для того, чтобы не повредить соты устройства. Они довольно чувствительны к разного рода нагрузкам, поэтому от сильного давления могут лопнуть.

Такой опрыскиватель не создает чересчур сильного давления, поэтому его можно смело использовать.

Стоит отметить, что самостоятельная чистка радиатора вряд ли поможет полностью избавиться от загрязнений, однако основную долю мусора она убрать сможет.

Это уже позволит в дальнейшем нормально ездить и не бояться перегрева или даже полной поломки мотора.

Ссылка на основную публикацию