Кран-букса для смесителя: обслуживание и ремонт запорного механизма

Кран-букса для смесителя: обслуживание и ремонт запорного

Фактически у любого обладателя современных кранов в ванной либо на кухне непременно появляется вопрос о том, как поменять кран-буксу в смесителе. И хоть для эксперта эта задача покажется элементарной, новичку нужно будет изучить кое-какие нюансы.

Как раз вопросам подбора и замены запорного механизма крана для системы водоснабжения мы и посвятим эту статью.

Разновидности конструкций

Кран-букса представляет собой маленькую деталь, которая размещается в корпусе смесителя. При повороте рукоятки крана с тёплой либо холодной водой в воздействие приводится шток устройства, который со своей стороны открывает затвор. Наряду с этим через просвет начинает поступать находящаяся в системе вода.

В зависимости от конструкции буксы делятся на две группы:

  • Червячные с резиновым уплотнением.
  • Поворотные с керамическим затвором.

У обеих разновидностей имеется как достоинства, так и недостатки, каковые мы проанализируем в таблице ниже:

Обратите внимание! При необходимости прокладку возможно вырезать своими руками из подходящего куска резины.

Но, вышеприведенная информация носит по большей части справочный темперамент. Червячные и керамические детали не являются взаимозаменяемыми, так что с выбором мы будем сталкиваться лишь при покупке самого устройства смесителя. В будущем же нам нужно будет работать с той разновидностью букс, которая установлена.

Применение системы

Советы по подбору

Ассортимент аналогичных деталей, представленный в продаже, очень широк. Вот из-за чего попытка подобрать буксу по диаметру либо по внешнему виду, вероятнее, не приведет к желательному результату. С высокой возможностью изделие не подойдет к смесителю, и при попытке его применения образуются протечки.

В этом случае возможно поступить двумя методами:

  • Во-первых, нам окажет помощь маркировка. Для этого разбираем кран (как это сделать –поведаем ниже), извлекаем буксу и записываем все, что написано на ее корпусе. Согласно этим данным в строительном магазине возможно будет подобрать замену, которая гарантированно «поднимется» на место.
  • Но не все производители маркируют кран-буксы. Вот из-за чего эксперты советуют посещать точки продажи сантехники со ветхой деталью. В этом случае мы сможем отыскать идеально совпадающий по форме и размерам элемент методом несложного сравнения.

Совет! Сравнивать необходимо не только диаметр и неспециализированные размеры, но и все детали конструкции, вплоть до количества витков резьбы.

Методика ремонта и замены

Многие новички в сантехнике интересуются, как выкрутить кран-буксу из смесителя для исполнения ремонта. Данный процесс достаточно несложен, но без теоретической подготовки за него лучше не браться.

Для работы нам пригодятся:

  • Разводной ключ.
  • Крестовая отвертка.
  • Нож для подрезки прокладок.
  • Сантехнический уплотнитель.

Инструкция рекомендует делать работы в таковой последовательности:

  • Устанавливаем кран в положение «закрыто».
  • Снимаем декоративный колпачок, поддевая его лезвием ножа.
  • Крестовой отверткой откручиваем винт, фиксирующий маховик.

Совет! Раковину либо слив ванной лучше закрыть пробкой: так мы сможем предохранить небольшие детали от попадания в систему канализации.

  • Снимаем маховик с направляющих.
  • Перед тем как вытащить кран-буксу из смесителя, всецело перекрываем воду на стояке.
  • Разводным ключом выкручиваем буксу из гнезда, вынимаем ее и протираем чистой ветошью.

Предстоящие действия зависят от конструкции детали:

  • Ремонт кран — буксы смесителя, с керамической вставкой, как мы отмечали ранее, фактически неосуществим. Так что нам придется новую деталь вместо изношенной.

  • С червячными моделями обстановка пара другая. Для восстановления работоспособности откручиваем фиксирующий винт, снимаем ветхую прокладку и устанавливаем новую.

  • Вкручиваем буксу на место, при необходимости подрезая край прокладки острым ножом.
  • Открываем вентиль на стояке, контролируя герметичность соединения. В случае если имеется хотя бы мельчайший намек на протечку, то выкручиваем буксу обратно и повторно устанавливаем, применяя сантехнический уплотнитель для трубной резьбы.

Совет! Пробовать затянуть резьбу «на силу» не следует – значительно чаще это ведет к выходу смесителя из строя.

Потом нам необходимо установить и закрепить маховик, по окончании чего краном возможно пользоваться!

Заключение

Мы сохраняем надежду, что информация о том, как снять кран-буксу со смесителя и как осуществить ее ремонт, окажется нужной, в первую очередь, тем, кто ранее не сталкивался с подобными задачами. В случае если же у вас еще остались вопросы, то более детально данную тему возможно изучить, просмотрев видео в данной статье.

Ремонт кран-буксы своими руками: инструкция с фото и видео

Для того, чтобы регулировать подачу воды, водопроводы оснащаются вентильными кранами и смесителями. Как и любое другое изделие, эти изделия время от времени выходят из строя. Чаще всего это происходит из-за износа деталей вентильной головки (ее также называют кран-буксой). Спешить с заменой смесителя не стоит, т.к. во многих случаях неисправность можно устранить самостоятельно.

Оглавление:

Что такое кран-букса

Кран-букса ― главная деталь вентильного смесителя (его сердечник). Благодаря этому нехитрому устройству происходит оперативное включение, выключение и регулировка потока воды. Изменяя горячий и холодный напор, можно легко установить нужную температуру выходящей струи. Состоит вентильная головка из штока и уплотнителей: сверху их защищает металлический корпус, оснащенный резьбовым посадочным местом.

Расположение кран-буксы в смесителе и схема её устройства

Виды кран-буксы

В настоящее время представленные на рынке сантехнической продукции бытовые смесители оснащаются кран-буксами трех типов:

  1. Червячными.
  2. Керамическими.
  3. Шаровыми.

Их отличает прежде всего число оборотов, которые необходимо сделать вентилем для открывания или закрывания воды. Червячный механизм приходится вращать несколько раз, тогда как керамический и шаровый прибор закрывается в пол-оборота.

Червячные

Конструкции старого образца , названные так из-за специфики вала поворотного штока. Внешняя часть корпуса оснащается резьбой, что позволяет стыковать его со смесителем. Для удобства здесь же имеются специальные ниши под гаечный ключ.

Внутренние сердечники встречаются в двух разновидностях:

  1. С направляющими под запорный клапан подвижного типа.
  2. Резьбовые. Для нарезания витков выбирается обратное направление по отношению к червячному валу.

Из-за наличия в устройствах резиновой вставки их еще называют резиновыми . Работа узлов этого типа отличается простотой: вращающийся маховик передает усилие на резьбовую передачу, которая и двигает шток с резиновой прокладкой. В результате достигается плотное прилегание тарелки клапана к специальному внутреннему седлу. Это приводит к перекрыванию водного потока.

Устройство червячной кран-буксы

Чтобы возобновить водоснабжение, необходимо вращать кран в обратном направлении: после появления между узлами клапана зазора жидкость получает возможность поступать из трубы. Сила напора находится в прямой зависимости от размера просвета от тарелки до седла. Использование червячной передачи позволяет очень точно регулировать напор, т.к. шток при вращении маховика двигается очень медленно.

Червячная кран-букса в открытом (слева) и закрытом (справа) положении

Кроме этого, к достоинствам червячных кран-букс можно отнести также следующие характеристики:

  • Доступность. В продаже представлен широкий ассортимент вентильных головок резинового типа, что позволяет без проблем подобрать подходящий вариант для любой модели смесителя.
  • Несложное обслуживание и замена. Ремонтные мероприятия из-за своей простоты часто проводятся своими силами.
  • Возможность самостоятельного изготовления резиновых вставок. Прокладки можно вырезать из подходящей по толщине резины.
  • Недорогая стоимость. Самый дешевый вариант среди прочих аналогов вентильных головок.

Имеются также недостатки :

  • Быстрый износ комплектующих.
  • Для регулировки потока воды приходится довольно долго вращать маховик.

Керамические

Эти модели были разработаны в качестве альтернативы резиновым кран-буксам, превосходя их долговечностью, надежностью и стойкостью к износу. Состоит керамическая вентильная букса из корпуса, внутри которого имеется статичный керамический диск с серией отверстий. Поворотный шток оснащен идентичной вставкой. При повороте вентиля на 90 градусов происходит совмещение каналов обеих прокладок, что открывает дорогу для воды.

Точность прохождения жидкости исключительно по предназначенным для этого каналам достигается хорошей плотностью прилегания керамических кругов. Для регулирования или перекрывания потока достаточно проводить небольшие манипуляции вентилем. Это позволяет или частично совмещать, или полностью перекрывать каналы.

Керамические кран-буксы в смесителе

Сильные стороны керамических букс:

  • Долговечность. Потребность в ремонте детали возникает крайне редко. Часто бывает так, что ее срок службы совпадает с эксплуатационным сроком самого смесителя.
  • Скорость управления. Здесь не потребуется, как в случае с червячной головкой, долго вращать маховик, прилагая при этом усилия. Для полного перекрывание достаточно повернуть вентиль всего на пол-оборота. Иное дело, что при этом страдает точность настройки, но этот навык обычно приходит с опытом.
  • Простой ремонт и замена. Как и в случае с резиновыми моделями, особые сантехнические навыки для этого не потребуются.
  • Бесшумность работы.
  • Повышенные требования к качеству воды в трубопроводе. Наличие в жидкости песка и других примесей негативно сказывает на керамической поверхности: буксы в таких условиях быстро выходят из строя. Чтобы максимально продлить срок службы керамической крановой головки, водопровод оснащают фильтрующими узлами для очистки воды от грязи.
  • Дороговизна. За смеситель с керамической буксой приходится платить дороже, чем за резиновые аналоги. Однако благодаря долговечности стоимость устройства окупается на протяжении ближайших нескольких лет.

Вентильные головки могут различаться по следующим признакам:

  • Разный изготовитель (зарубежные или отечественные модели).
  • Максимально возможная температура и давление жидкости.
  • Скорость прохождения водяного потока.
  • Количество шлицов на штоке под вентиль (20 или 24).
  • Размеры. При замене рекомендуется приносить с собой старую буксу.
  • Вид резьбы: 3/8, 3/4 и 1/2 дюйма. Наиболее распространены изделия последнего типа.

Шаровые

Имеют очень простую конструкцию: в роли перекрывающей поток задвижки здесь выступает обычный металлический шар. Для полного прекращения движения воды нужно повернуть вентиль всего на 1/4 оборота. Шаровыми буксами в основном оснащаются краны на подающей трубе: внутри смесителей они не используются.

Ремонт керамической кран-буксы

После обнаружения поломки керамической вентильной головки существует три варианта действий:

  1. Провести ремонт.
  2. Заменить износившуюся деталь.
  3. Заменить кран-буксу полностью.

Проще всего реализовать последний вариант, однако для этого потребуются дополнительные финансовые траты. Поэтому при возможности головку стараются отремонтировать.

Как снять кран-буксу

Затевая ремонт кран-буксы, воду в системе нужно полностью перекрыть. После этого готовят необходимые инструменты: плоскую и крестообразную отвертки, плоскогубцы, набор ключей.

Демонтаж маховика проводится простым подтягиванием вверх. Это открывает доступ к фиксирующему болту, после откручивания которого вентиль легко снимается. Иногда он прикипает к корпусу смесителя: устранить такую проблему можно осторожным постукиванием по нему одним из ключей.

Сняв вентиль, производят чистку резьбы и маховика. Далее ключом на 17 (или вручную, в зависимости от типа смесителя) снимают декоративную накладку крана. Этим освобождается доступ к кран-буксе. Для ее выворачивания понадобится разводной ключ: его вращают против часовой стрелки, придерживая корпус.Для чистки резьбы смесителя обычно применяют кордовую щётку.

Инструкция по снятию кран-буксы со смесителя

Подробнее про то, как снять кран-буксу со смесителя можете посмотреть в видео :

Дальнейшие ремонтные действия зависят от вида неисправности.

Износ прокладки кран-буксы

Чаще всего протечки смесителя с керамической головкой связаны с тем, что силиконовая прокладка теряет свою функциональность. Проблему можно решить или заменой, или починкой уплотнителя. В первом случае износившуюся прокладку просто извлекают из посадочного углубления, заменяя ее новой (ее рекомендуется смазать водостойкой смазкой).

Замена прокладки кран-буксы

Что касается ремонта, то после извлечения кран-буксы из корпуса смесителя производят наращивание ее недостающей высоты с помощью тонкого слоя силикона. После этого головка ввинчивается обратно.

Между керамических пластин попал мусор

Если в пространстве между керамическими поверхностями окажется песок или другие инородные частицы, это неминуемо приведет к нарушению герметичности стыковки. Как результат, букса начнет протекать. Для устранения неисправности необходимо демонтировать и разобрать головку. Ее пластины тщательно чистят и смазывают водостойким веществом. Собирая узел обратно, важно не перепутать верх и низ пластин. Иногда на поверхности дисков можно обнаружить царапины: в таком случае поможет только замена деталей новыми.

Устройство керамической кран-буксы

Подробнее посмотреть, как разбирается керамическая кран-букса можете посмотреть в видео:

Еще один вариант ― убрать царапины и сколы шлифовкой керамического основания. Делается это при помощи мелкоабразивного порошка (он также используется для притирки автомобильных клапанов и затачивания инструмента). Состоит материал из оксида алюминия и карбида кремния. Подходящая в этом случае зернистость – 1200.

Перед началом процедуры порошок насыпают на какое-либо стекло, используя в качестве растворителя машинное масло. Далее берут поврежденную пластину и начинают тереть ей по стеклу круговыми движениями. После того, как царапины исчезнут, кружок промывают водой.

Износ прижимной шайбы

Прижимная шайба (она может быть пропиленовой, фторопластовой или капролоновой) выступает в качестве компенсатора возможных зазоров между керамическими дисками. Во время функционирования кран-буксы этот уплотнитель постоянно переживает нагрузки, приводящие к его постепенному износу. Из-за уменьшения толщины прижимной шайбы уменьшается плотность прилегания перепускных узлов: в образовавшийся зазор начинает просачиваться вода.

Для замены этой детали потребуется полная разборка кран-буксы с вытаскиванием стопорного кольца, штока и демонтажем пластиковой шайбы. После установки нового элемента пластины нужно почистить и смазать. Если подходящая по размеру новая шайба не была найдена, проводится наращивание старой прокладки путем наклеивания на ее поверхность изоленты. Еще один вариант ― подложить под шайбу тонкий кружок из полиэтилена.

Ремонт прижимной шайбы

Подробнее про ремонт прижимной шайбы кран-буксы можете посмотреть в видео:

Повредились металлические элементы

Отдельные дефекты запорной головки устранить невозможно:

  • Износился (сломался) корпус или шток-кран.
  • Керамические диски получили глубокие царапины.
  • Повредилась резьба.

Если исследование причин протекания выявило один из этих дефектов, ремонтировать буксу бесполезно : ее следует заменить новой.

Ремонт червячной буксы

Резиновые вентильные головки обычно протекают по следующим причинам:

  1. Возникли проблемы с резьбой.
  2. Износились резиновые прокладки.
  3. Механические повреждения.

Если червячная передача сильно износилась, а корпус или шток вентильной буксы покрылся трещинами, изделие нужно менять. Проступание воды через смеситель из-под запорного устройства указывает на необходимость замены уплотнительного кольца. При протекании крана замене подлежит манжета из резины, выполняющие функцию клапанного уплотнителя.

Порядок работы следующий:

  1. Демонтаж запорной части. При разборке смесителя нужно действовать точно так, как и в случае с керамической буксой.
  2. Чистка резьбовых участков и промывка элемента от грязи.
  3. Удаление изношенной прокладки со штока. Перед этим проводят выворачивание удерживающего уплотнитель винта. В некоторых старых моделях он отсутствует, и прокладка удерживается благодаря посадочному углублению или отверстию в поверхности резины.

Снятие прокладки с червячной кран-буксы

Установка новой прокладки на червячную кран-буксу

Производя обратную сборку смесителя, желательно сразу заменить уплотнительное кольцо и смазать червячную передачу. Эти простые меры отодвинут сроки следующего ремонта.

Подробнее про червячные кран-буксы, а также про замену прокладки и вырезание новой прокладки можете посмотреть в видео:

Можно ли заменить в смесителе червячную буксу керамической

Учитывая тот факт, что керамические вентильные головки более практичны и долговечны, в некоторых случаях их пытаются устанавливать в корпус червячного смесителя. Подбирая подходящий вариант для замены, ориентируются в первую очередь на размеры посадочного места (имеется в виду диаметр нижней части вентильной головки).

Также важно разобраться в конструкции штыря под маховик. Изделия зарубежного производства оснащаются на этом участке насечками. В отечественных же вентильных буксах применяется стальной четырёхгранник. Поэтому при установке импортной керамической буксы потребуется также замена маховика. Что касается соответствия по длине, то тут проблем меньше: большинство данных изделий имеют одинаковые размеры. В таком случае вставить вместо резиновой головки керамическую довольно просто.

Выводы

Сталкиваясь с протечками вентильного смесителя, следует первым делом осмотреть кран-буксу. Как правило, причины кроются в выходе из строя одного из элементов узла. Если все дело в износе одной из прокладок ― ее меняют. Более серьезные поломки решаются заменой всей детали. Более надежными в этом отношении считаются керамические вентильные головки: протекания на них случаются намного реже, чем на резиновых.

Хитрости сантехника: ремонт кран-буксы без покупки ремкомплекта

Обязательной принадлежностью каждой кухни и ванной комнаты является смеситель. Это устройство предназначено для смешивания двух потоков городского водопровода, холодного и горячего. Соотношение расходов регулируется кранами, которые изменяют проходное сечение соответствующего трубопровода. Тем самым регулируется температура воды на выходе из смесителя. Смесители бывают двух типов: однорычажные и с двумя кран-буксами. Конструкции у них разные, технологии ремонта тоже различаются. У смесителей второго типа обычно по какой-либо причине начинает подтекать запирающий элемент, называемый «кран-букса». Самое простое, но не самое дешёвое решение – это покупка и установка новой кран-буксы. Но существуют хитрости сантехников, позволяющие выполнить ремонт кран-буксы без покупки ремкомплекта.

Устройство кран-буксы

Прежде чем говорить о хитростях ремонта, нужно понять функции кран-буксы и её устройство. Этот компонент смесителя открывает подачу воды, регулирует её расход и прерывает поток. Обычно изготавливается из латуни. Кран-буксы бывают двух типов: резьбовые и металлокерамические. Основные детали: шлямбур (корпус), штуцер и шток.

В резьбовых буксах внутренняя часть штуцера (рисунок ниже) – это винт с червячной левой резьбой (4). Он вкручивается в шток (8), который представляет собой полый запорный шестигранник, входящий в шестигранное гнездо шлямбура. На верхней части штуцера имеется головка (6) под маховик. При вращении штуцер заставляет шток двигаться вперёд-назад. На другом конце штока на шкворне (11) имеется резиновая запорная прокладка (10), которая в закрытом положении полностью перекрывает седло клапана смесителя от водопровода и прекращает подачу воды. Открытие или закрытие крана выполняется вращением рукоятки (маховичка).

В металлокерамических буксах открытие или закрытие воды выполняется с помощью металлокерамических, тщательно отполированных дисков с прорезями. Для открывания или закрывания такого крана нужно повернуть маховик на 90° или 180° для совмещения прорезей в дисках (и вода пойдёт) либо перекрытия их (и поток воды прекратится).

Нужно учитывать, что буксы, произведённые в нашей стране и за рубежом, не взаимозаменяемы.

ФОТО: upload.wikimedia.org Латунная керамическая кран-букса российского производства: 1 — головка квадратная под маховик; 2 — поворотный шток; 3 — фиксирующий винт; 4 — обжимное кольцо; 5 — корпус кран-буксы; 6 — прокладка уплотнительная; 7 — керамические пластины

Основные неисправности кран-буксы

Если человек дружит с техникой, то он без труда разберёт и снова соберёт и смеситель, и кран-буксу.

Внешние проявления неисправности кран-буксы:

  • вентиль плотно не запирает поток воды: причина – в износе прокладки;
  • вода протекает из-под кран-буксы.

В первом случае, если кран-букса червячного типа, необходимо заменить резиновую прокладку. Для этого её просто нужно отвинтить от шкворня и заменить на новую. Если нет фирменной прокладки, то можно найти обрезок листовой резины толщиной 3–6 мм, вырезать из него под размер прокладку и привинтить на своё рабочее место. Главное, чтобы резина была эластичной, не пересохшей.

Если кран-букса керамического типа, то придётся её разобрать, снять керамические пластинки, тщательно очистить их от наслоений и песчинок, проверить на отсутствие сколов и трещин, а затем аккуратно поставить на место. Если и после очистки кран течёт, то нужно обеспечить более плотное прилегание керамических пластин между собой. Для этого на керамическую вставку наклеивается пара кусочков изоленты (см. рис. ниже). Перед сборкой детали крана смазываются водостойкой смазкой. После сборки пластины более плотно прижимаются одна к другой, а также плотнее к седлу прижимается резиновое кольцо – и вода при закрытии крана не подтекает.

Если у кран-буксы любого типа повреждены металлические детали, то она ремонту не подлежит, её придётся менять на новую.

ФОТО: YouTube.com Удаление прижимного резинового кольца

В некоторых случаях появляется необходимость замены фторопластовой шайбы на «вечную» медную. Поскольку такую шайбу нужного размера купить почти невозможно, то делается кольцо из медной проволоки. Кусок проволоки несколько раз оборачивается вокруг штока, потом отрезаются кольца. Полученная шайба устанавливается на место.

ФОТО: YouTube.com Изготовление медной шайбы

Если вода подтекает из-под кран-буксы, то это означает лишь одно – разрушена уплотнительная резинка под ней. В этом случае старое резиновое кольцо удаляется, а на резьбу вместо него подматывается фум-лента в виде валика (см. рис. 8). «Валиком» из намотанной фум-ленты заменяется стандартное уплотнительное кольцо.

Исправленную кран-буксу можно устанавливать на место в смеситель.

ФОТО: YouTube.com Кран-букса устанавливается в смеситель

Заключение

Для умелых рук и изобретательных голов практически не существует нерешаемых проблем. Починить испорченную кран-буксу, не затратив на ремонт ни копейки, для них – рядовая задача. Зато дома всё в порядке: вся техника работает, как надо.

Кран-буксы с резиновыми и керамическими вкладышами: быстрый ремонт своими руками

Современные вентильные краны и смесители являются довольно надёжными и долговечными устройствами, однако работа в тяжёлых условиях нередко приводит к их неисправностям. Основной причиной поломки является износ деталей кран-буксы — главного узла бытовой запорной арматуры. Хоть это устройство сегодня легко можно найти в торговой сети, спешить тратить деньги не стоит. Кран-букса имеет простую конструкцию, что позволяет отремонтировать смеситель своими силами.

Кран-буксы: особенности устройств и типичные неисправности

Кран-буксой называется самый важный и ответственный узел любого вентильного смесителя, благодаря которому удаётся быстро включать или перекрывать подачу воды. Именно этот нехитрый механизм позволяет регулировать величину протока и тем самым устанавливать нужную нам температуру и напор. Основой запирающего устройства является шток с уплотнительными элементами, установленный внутри металлического корпуса с резьбовой частью.

В зависимости от размера резьбовой части, бывают кран-буксы диаметром 1/2 и 3/8 дюйма

О поломках кран-буксы свидетельствуют следующие неисправности:

  • течь из крана при закрытом вентиле;
  • утечка воды из-под маховика;
  • ослабление силы струи;
  • «рывки» и «удары» при включении напора;
  • отсутствие фиксации вентиля в крайних положениях.

И если даже кран работает нормально, но после включения напора трубы начинают шуметь и грохотать — в этом также может быть виновата крановая букса.

Разновидности и конструкция запорных устройств

Сегодня рынок сантехнического оборудования предлагает бытовую сантехническую арматуру с кран-буксами двух типов:

  • с резиновой манжетой,
  • с керамическими вкладышами.

Чтобы понять, с каким именно смесителем вы имеете дело, достаточно отвернуть маховик. Краны первого типа предполагают многократное вращение вентиля, тогда как вторые открываются за половину оборота.

Кран-буксы с резиновым уплотнителем

Устройства с резиновой вставкой называют ещё червячными по причине наличия в них червячной пары. Работает узел с резиновым уплотнителем очень просто. При вращении маховика резьбовая передача перемещает шток с эластичной шайбой, благодаря которой тарелка клапана плотно прижимается к установленному в корпусе смесителя седлу — поток воды прекращается. При отворачивании маховика в другую сторону между деталями клапана появляется зазор, через который жидкость выходит наружу.

Кран-букса работает благодаря червячной передаче и эластичной уплотняющей манжете

Величина протока регулируется шириной щели между тарелкой и седлом. Червячная передача выбрана здесь неслучайно — благодаря ей удаётся достичь перемещения штока на доли миллиметра, что позволяет очень точно установить требуемый напор. Поломки кран-букс с резиновой шайбой чаще всего происходят вследствие износа эластичного уплотнителя. Вторая неисправность чаще всего случается из-за чрезмерных усилий, прикладываемых к маховику, и намного реже — по причине естественного износа резьбовой части. Обычно поломка червячной передачи случается вскоре после выхода из строя резиновой манжеты — для того, чтобы перекрыть кран, приходится с большим усердием вращать вентиль.

Преимущество устройств с резиновым уплотнением в невысокой цене. Кроме того, прохудившуюся прокладку при необходимости можно легко заменить. Что касается недостатков, то он один — рано или поздно, но протечка случится. Всё зависит от плотности и износостойкости резины, из которой изготавливается уплотнительная шайба.

Крановые буксы с керамической парой

Сегодня на смену кран-буксам с резиновой прокладкой пришли запорные узлы с керамическими вставками. Именно благодаря более износостойким деталям такие устройства являются более надёжными и долговечными.

Керамические крановые буксы являются надёжными и долговечными устройствами

В основе конструкции керамической вентильной буксы лежит корпус с неподвижно закреплённым керамическим диском, в котором есть несколько отверстий. Второй износостойкий диск имеет такие же проёмы и установлен на поворотном штоке. Отвернув на пол-оборота вентиль, совмещают отверстия на обеих пластинах и открывают воду. Благодаря тому, что диски плотно прижимаются друг к другу, жидкость проходит только по предназначенному для этого каналу. Чтобы отрегулировать или перекрыть поток, достаточно немного повернуть маховик. При этом отверстия совмещаются частично или взаимно перекрываются.

Достоинства кран-букс с керамическими деталями в их долговечности и удобстве, ведь для включения воды «на полную» не требуется многократное вращение вентиля. Минус — относительно высокая стоимость и чувствительность к наличию примесей. Последний фактор вынуждает устанавливать фильтр очистки воды.

Всё о ремонте керамической кран-буксы для смесителя

Поломки запорных механизмов с керамическими вкладышами случаются по нескольким причинам:

  1. Повреждение уплотнительных элементов. Даже в самом современном смесителе для герметизации используются резиновые и силиконовые кольца, которые со временем изнашиваются или теряют эластичность. По этой причине случаются протечки из-под вентиля или течь воды из крана.
  2. Попадание частиц мусора между керамическими дисками. Из-за сторонних предметов поверхности рабочих пластин неплотно примыкают друг к другу. В щель проникает вода, поэтому полностью перекрыть кран не удаётся. Если подобную неприятность не устранить вовремя, то на дисках появляются риски и царапины, которые ещё больше усугубляют положение дел.
  3. Выработка в паре шток-корпус. Случается из-за естественного износа и происходит нечасто. Эта неисправность неустранима, поэтому придётся заменить кран-буксу в сборе.
  4. Износ керамических пластин. Такая поломка случается редко и происходит чаще всего по причине плохого качества водопроводной воды. Для восстановления работоспособности кран-буксы понадобится ремкомплект, в который входят износостойкие диски такого же типа и размера.

Чтобы узнать причину неисправности, смеситель необходимо демонтировать и разобрать. Но перед этим необходимо подготовить инструмент и перекрыть водоснабжение.

Конструкция кран-буксы с керамическими дисками

Прежде чем приступать к работе, следует ознакомиться с конструкцией виновника неприятностей.

Работоспособность керамической кран-буксы обеспечивает пара керамических пластин с отверстиями

Обычный запирающий узел с пластинами из керамики представлен на рисунке и состоит из следующих деталей:

  • корпус;
  • поворотный шток с уплотнительными кольцами;
  • скоба или стопорное кольцо;
  • верхний (регулировочный) керамический диск;
  • нижний (входной) керамический диск;
  • уплотнительная прокладка.

Кроме этого, некоторые модели кран-букс снабжаются шайбами скольжения, шумогасителем и другими деталями, облегчающими эксплуатацию и делающими использование смесителя более комфортным. Для изготовления металлических элементов чаще всего используется латунь, обладающая высокой коррозионной устойчивостью и износостойкостью.

Что понадобится в работе

Для разборки вентиля и замены изношенных деталей понадобятся:

  • ключи — газовый и разводной;
  • пассатижи;
  • набор отвёрток с плоским жалом;
  • нож;
  • ключ накидной — размер «на 17».

Ещё может понадобиться фум-лента, которую используют для герметизации резьбовых соединений, и консистентная водостойкая смазка. Что касается деталей для ремонта, то заранее подготовить всё необходимое для замены, скорее всего, не получится. Это можно сделать только в том случае, если есть полная уверенность, что ремонтный комплект подойдёт именно для такого крана. В большинстве же случаев определить, что является причиной протечек, можно только после разборки вентиля.

Извлечение запорного механизма

Снятие неисправного узла со смесителя выполняют в следующем порядке:

    Демонтируют маховик вентиля. Чаще всего стопорный винт, которым эта деталь удерживается на штоке, спрятан под пластиковой декоративной заглушкой. Чтобы до него добраться, необходимо извлечь пробку, поддевая её ножом. Винт выворачивают полностью, после чего снимают маховик. Иногда эта деталь устанавливается с небольшим натягом, поэтому может понадобиться небольшое усилие.

Маховик вентильной буксы крепится винтом, скрытым за пластиковой заглушкой

Декоративную гайку снимают с предельной осторожностью, иначе можно оставить царапины на её блестящей поверхности

Чтобы не повредить декоративный фартук при отворачивании, следует обернуть деталь куском плотной ткани. Подобная прокладка между ключом и деталью убережёт блестящую никелированную поверхность крана от царапин.

Для снятия кран-буксы используют разводной ключ

После демонтажа все резьбовые части смесителя прочищают щёткой по металлу и промывают. После этого приступают к осмотру и выявлению неисправных деталей. Если устройство отремонтировать невозможно, то принимают решение о полной замене вентиля. Сборка проводится в обратном порядке, с деликатной затяжкой. Лучше всего кран-буксу по максимуму завернуть руками, а затяжку ключом начинать, немного отвернув кран подачи воды. Как только течь из-под вентиля прекратится, монтаж считают завершённым. При этом прокладка сжимается не до конца, поэтому при необходимости появляется возможность подтянуть соединение повторно.

Чтобы предотвратить образование накипи на резьбовых частях, их защищают при помощи консистентной водостойкой смазки. Это позволит легко разобрать кран в следующий раз.

Ремонт вентиля

Как и в кран-буксах с уплотнительными манжетами, в устройствах с керамическими вставками используется несколько типов прокладок. В большинстве случаев протечки случаются именно по причине их износа.

Замена прокладки в седле крана

Установленное на корпус вентильной части кольцо из плотной резины необходимо для герметизации кран-буксы. Со временем эта прокладка «садится» или теряет эластичность, что приводит к протечке. В отдельных случаях потеря герметичности связана со стопорным кольцом, удерживающим прокладку. Под действием влаги оно разрушается и повреждает резиновый элемент. В любом случае повреждённые части придётся заменить.

Прокладка в седле крана служит для устранения течи между кран-буксой и корпусом смесителя

Разборка запорного устройства не понадобится, достаточно только вытащить его из седла. Прежде чем поставить новую прокладку на место, её следует покрыть тонким слоем водостойкой смазки. Если же подходящего уплотняющего элемента под рукой не оказалось, то временно решить проблему поможет сантехнический силиконовый герметик. Его наносят тонким слоем на старую прокладку и дают подсохнуть.

После разборки смесителя следует внимательно осмотреть седло крана. Причиной потери герметичности могут служить трещины или большие раковины на корпусе вентиля — в этом случае простой заменой прокладки не обойтись, придётся менять смеситель в сборе.

Замена прижимной шайбы

Второй прокладкой, которая изготавливается из таких материалов, как фторопласт, полипропилен или капролон, компенсируются возможные зазоры между керамическими пластинами. В процессе работы прижимная шайба подвергается постоянным нагрузкам, которые способствуют её износу. В результате деталь истончается и не может прижимать перепускные элементы с прежним усилием, что приводит к появлению зазора, и, как следствие, просачиванию воды.

Фторопластовая шайба устраняет зазор между керамическими пластинами

Чтобы заменить повреждённую деталь, кран-буксу необходимо разобрать. Для этого удаляют стопорное кольцо, вынимают шток из корпуса и демонтируют пластиковую шайбу и износостойкие пластины. Перед сборкой поверхность деталей очищают и покрывают тонким слоем консистентной смазки.

Для фиксации штока в корпусе вентильной буксы используется стопорное кольцо или пружинная скоба

Если новую шайбу такого же размера найти не удалось, то для устранения неисправности наращивают толщину старой детали. Для этого на её поверхность наклеивают слой изоленты или подкладывают прокладку, вырезанную из прозрачной пластиковой упаковки.

Удаление инородных частиц

Иногда протечки вызваны попаданием между пластинами посторонних элементов, например, песчинок или частичек ржавчины. В этом случае для восстановления работоспособности смесителя кран-буксу извлекают и разбирают. После этого необходимо очистить и тщательно промыть все детали. Керамические пластины досконально осматривают. Если мусор оставил на их поверхности глубокие риски, то детали лучше заменить новыми, иначе в зазор между дисками может проникать вода.

Известняковый налёт и сторонние частицы способствуют усиленному износу керамических пластин

Если купить такие же керамические пластины негде, то можно попытаться отшлифовать их поверхность. Для этого понадобится мелкоабразивный порошок, который используют при притирке клапанов легковых автомобилей или для заточки инструмента. Чаще всего в его качестве используют оксид алюминия или карбид кремния с зернистостью не более 1200. Абразив смешивают с машинным маслом и наносят тонким слоем на кусок стекла. Шлифовку осуществляют многократными круговыми движениями диска по поверхности, при необходимости добавляя приготовленную пасту. После того как повреждения будут удалены, пластины притирают между собой, промывают, и, смазав водостойкой смазкой, устанавливают на место.

Ремонтируя кран-буксу, следует учитывать, что керамические диски притёрты одной стороной, поэтому переворачивать их во время сборки нельзя.

Что делать при повреждении металлических элементов

К неустранимым дефектам элементов запорного устройства относятся:

  • износ и поломки корпуса или штока кран-буксы;
  • сколы или трещины на поверхности керамических пластин;
  • повреждения резьбовых частей.

Если при разборке и осмотре деталей запорного устройства были обнаружены вышеуказанные недостатки, то крановая букса ремонту не подлежит — придётся заменить узел в сборе.

Видео: особенности ремонта керамической кран-буксы

Можно ли починить кран-буксу с резиновой прокладкой

Протечки в смесителях с червячными буксами случаются по нескольким причинам:

  • износ резьбовых частей;
  • повреждение резиновых прокладок;
  • дефекты, связанные с механическими повреждениями.

При чрезмерном изнашивании червячной передачи или появлении трещин на корпусе и штоке запорное устройство меняют полностью.

При просачивании воды между корпусом кран-буксы и смесителем следует заменить уплотнительное кольцо — работы проводят в полном соответствии с описанным выше алгоритмом. Если же начал течь сам кран, то следует заменить резиновую манжету, которая служит уплотнителем клапана.

Чаще всего восстановить работоспособность червячной кран-буксы удаётся заменой уплотнительной прокладки

Порядок замены следующий:

  1. Демонтируют запорный узел. Разборка смесителя производится точно так же, как и для приборов с керамическими пластинами.
  2. Очищают резьбовые части и промывают детали от накипи.
  3. Отвернув винт, удерживающий уплотнитель, снимают повреждённую прокладку с штока.

Резиновая прокладка прижимается к тарелке клапана винтом

Если невозможно подобрать такую же прокладку, а новая деталь сильно выступает за пределы тарелки клапана, то её края подрезают до нужного размера, сделав подобие фаски с углом 45°.

Перед сборкой смесителя будет нелишним сменить уплотнительное кольцо и пополнить смазку в червячной паре. Это позволит продлить срок службы запорной арматуры и отодвинуть момент следующего обслуживания.

Видео: устранение протечек в смесителе с червячной кран-буксой

Как видите, совершенно нет причин для паники, если дал течь вентильный смеситель в ванной или на кухне. Достаточно отремонтировать или заменить кран-буксу, и устройство заработает как новенькое. Разумеется, при этом следует соблюдать предельную аккуратность, иначе поцарапанные бока некогда блестящего устройства будут вызывать не радость, а огорчение.

Ремонт кранбуксы в смесителе: разборка, замена деталей

О необходимости ремонта кран-буксы в смесителе сигнализирует капающая из закрытого крана вода или сложности с проворачиванием вентилей. Плохое качество воды, невысокая износостойкость деталей механизма — факторы, из-за которых поломка случается пару раз в год.

О необходимости ремонта кран-буксы в смесителе сигнализирует капающая из закрытого крана вода или сложности с проворачиванием вентилей. Плохое качество воды, невысокая износостойкость деталей механизма — факторы, из-за которых поломка случается пару раз в год. Зачем платить сантехнику, если устранить неприятность можно самостоятельно — мероприятие займет 10-20 минут.

  1. Готовимся к ремонту
  2. Извлекаем запорный механизм
  3. Меняем изношенные прокладки
  4. Меняем прижимную шайбу
  5. Видео ремонта кран-буксы

Кран-букса бывает резьбовой (червячной) и керамической. У первой и второй есть резиновая прокладка. Именно она чаще всего изнашивается. Если нужна полная замена механизма, резьбовая разновидность вентильной головки дешевая и продается во многих хозяйственных магазинах. С керамической немного сложнее.

В разных смесителях разные и кран-буксы. Российские производители используют головки с квадратным маховиком и фиксирующим винтом. Зарубежные детали идут другой длины с другим соединением под ручку.

Имеет значение и разница в диаметрах резьбы. Полдюймовые изделия найти просто, а вот ¾ редко попадаются в продаже. Перед походом в магазин обязательно захватите с собой неисправную деталь. На примере старой кран-буксы продавцам будет легче подбирать новую.

Готовимся к ремонту

Какие понадобятся инструменты для ремонта? Крестообразная и с прямым жалом отвертка, набор гаечных ключей или разводной, пассатижи, нож, фонарик, шестигранник. Может пригодиться фум-лента для герметизации, смазка консистентная. Не забудьте отключить воду перед началом работ.

Извлекаем запорный механизм

Алгоритм снятия запорного узла начинается с демонтажа маховика вентиля. Чаще всего винт располагается под декоративной заглушкой. Поддеваем ее ножом и снимаем, выворачиваем винт, достаем маховик.

Далее действуем в таком порядке:

  • Откручиваем фартук крана, перекрывающий доступ к вентилю. Предварительно оборачиваем его тканью, чтобы не повредить покрытие.
  • Иногда в этом месте скапливается окись. Если легкого усилия недостаточно, используем строительный фен или отмачиваем резьбу уксусом.
  • Получаем доступ к кран-буксе и снимаем ее разводным ключом против часовой стрелки.
  • Все детали прочищаем щеткой по металлу, промываем.
  • Осматриваем деталь на предмет неисправностей.

Если устройство не подлежит ремонту, покупаем новое и в обратном порядке производим замену. Натяжка должна быть легкой. Керамическую головку нельзя перетягивать, это может привести к поломке дисков. Посмотрите видео о ремонте кран-буксы в смесителе (ссылка для прокрутки к видео в конце страницы), чтобы разобраться подробнее. Закручиваем ее по максимуму вручную, а финальную затяжку делаем ключом.


Меняем изношенные прокладки

Кольца из плотной резины нужны для герметизации. Со временем они теряют эластичность, «просаживаются», возникают протечки. Иногда виновником неисправности является и стопорное кольцо. Полная разборка кран-буксы для замены прокладки не нужна, просто вытаскиваем ее из седла.

Перед установкой нового резинового кольца обрабатываем его водостойкой смазкой. Если ее нет под рукой, сгодится и силиконовый герметик. Средство наносим тонким слоем на резинку и оставляем подсохнуть. Когда смеситель разобран, самое время заглянуть в седло крана. Герметичность может быть потеряна из-за трещин на корпусе вентиля. В этом случае смеситель придется заменить полностью.

Меняем прижимную шайбу

Она не резиновая, изготавливается из фторопласта, полипропилена, капролона. Шайба компенсирует зазоры между керамическими пластинками. Эта деталь подвергается постоянным нагрузкам, истончается и не прижимает перепускные элементы.

Чтобы заменить шайбу, придется разбирать кран-буксу. Начинаем с удаления стопорного кольца, затем вынимаем шток из корпуса, демонтируем шайбу и пластины. Все новые и старые детали очищаем и покрываем смазкой. Если новую деталь найти не получилось, можно нарастить старую — наклеиваем слой изоленты, подкладываем прокладку из любого подходящего пластика.


Удаляем инородные частицы

Иногда керамическая кран-букса в смесителе совсем не требует ремонта, а причина протечки прячется в посторонних элементах. Чтобы их устранить, нужно извлечь деталь, разобрать ее, тщательно очистить и промыть все элементы. Обращаем внимание на пластины — мусор может их повредить. Если это произошло, пластины лучше заменить или хотя бы отшлифовать мелкоабразивным порошком.

Какие неисправности кран-буксы устранить нельзя? Когда износился, поломался корпус или шток детали. Второй случай — раскололись или потрескались керамические пластины. Третий вариант — повредилась резьба. Если при разборке обнаруживаем подобные поломки, меняем весь узел полностью.

Как видим, в ремонте кран-буксы нет ничего сложного. Стоит всего лишь отремонтировать или поменять деталь, чтобы устройство проработало еще полгода-год до следующего обслуживания.

Видео ремонта кран-буксы

Ремонт керамической кран-буксы водопроводного крана/смесителя

Ремонт протекающего водопроводного крана/смесителя с керамической кран-буксой. Устранение распространенной неисправности: замена изношенной пластиковой шайбы.

Основная причина протекания керамических кран-букс

Самой частой причиной протечки керамических кран-букс водопроводных смесителей и необходимости их ремонта является износ пластиковой прижимной шайбы (на изображении отмечена стрелкой), которая может быть изготовлена из полипропилена, капролона или фторопласта.

Прижимные шайбы из полипропилена и капролона, в отличие от фторопластовых, не достаточно стойки к повышенным температурам, поэтому чаще из-за их износа выходят из строя и требуют ремонта кран-буксы, регулирующие подачу в смеситель горячей воды. Усиливает износ пластиковых шайб этих изделий еще и то, что, обычно, краном горячей воды чаще пользуются.

Когда прижимная шайба в процессе эксплуатации водопроводного крана значительно истирается или разрушается полностью, между керамическими пластинами возникает зазор и кран-букса начинает пропускать воду в закрытом положении.

Толщина новой пластиковой шайбы с фотографии – 1 мм, внутренний диаметр – 10 мм, наружный – 12 мм. Вы можете купить, если найдете такую же, или изготовить ее самостоятельно, но есть способ, который значительно увеличит срок службы керамической кран-буксы до следующего ремонта, заключающийся в изготовлении прижимной шайбы из куска медного провода.

Ремонт керамической кран-буксы (устранение протечки)

Ремонт водопроводной кран-буксы с керамическими пластинами заключается в замене изношенной пластиковой шайбы:

  • У требующей ремонта кран-буксы извлеките фиксатор штока.
  • Возьмите кран-буксу в левую руку, сжатую в неплотный кулак, штоком со стороны большого пальца, и сожмите корпус изделия кольцом из указательного и большого пальцев.
  • Нажмите большим пальцем или ладонью правой руки на шток кран-буксы с достаточным усилием, и все содержимое вывалится из корпуса в неплотно сжатую левую ладонь.
  • Удалите остатки прижимной шайбы, если она действительно изношена и причина необходимости ремонта в ней (это будет сразу видно по ее толщине и внешнему виду, а иногда остаются только одни обрывки от шайбы).
  • Подберите медный провод диаметром около 1 мм, оберните на шток кран-буксы кольцо из провода в том месте, где была пластиковая шайба. При необходимости обточите его с обеих сторон на мелком наждаке, если собранная керамическая кран-букса будет трудно вращаться (проверять нужно, установив изделие на смеситель).
  • В некоторых кран-буксах самодельная прижимная шайба из проволоки диаметром 1 мм может раздвинуться настолько, что шток проскочит сквозь нее и герметичность будет нарушена. В этом случае придется концы медного кольца соединить с помощью пайки, затем лишний припой сточить, или взять провод большего диаметра, а шайбу из него расплющить до 1 мм. Такое кольцо придется сначала установить в корпус кран-буксы, а уже затем вставить шток.
  • Перед окончательной сборкой и установкой отремонтированной кран-буксы в смеситель, нанесите на медное кольцо немного водостойкой смазки.

Слева направо: изношенная пластиковая шайба; кольцо из медного провода Ø 1,2 мм; кольцо из проволоки Ø 1,8 мм.

Изготовление пластиковой шайбы

Иногда шайба из медной проволоки разъезжается сразу, а спаянная держится только при незатянутой кран-буксе. И тогда, при открывании крана, может начать отворачиваться слабо затянутая кран-букса.

В этом случае уже никак не обойтись без пластиковой шайбы. Для ее изготовлении понадобится кусок нехрупкого, но прочного пластика толщиной 1 или 0,5 мм. Из пластика 0,5 мм придется устанавливать 2 шайбы.

Подобранный кусок пластика помещаем между двумя деревянными брусками и просверливаем несколько отверстий сверлом ∅ 10 мм. Края получаются достаточно ровными. Небольшие утолщения по внутренним краям лучше не подрезать.

Далее вырезаем ножницами из куска пластика заготовки с одним отверстием и срезаем снаружи излишки до ширины 2 мм. Наружные края вырезанных шайб легко подгоняются по размеру с помощью мелкозернистого бруска или наждачной бумаги.

Устройство кран-буксы с керамическими пластинами

Керамическая кран-букса для водопроводного смесителя состоит из следующих компонентов:

  1. Шток кран-буксы с пластиковой прижимной шайбой и герметизирующими кольцами.
  2. Корпус керамической кран-буксы.
  3. Герметизирующая прокладка (прижимается к седлу крана).
  4. Неподвижная керамическая пластина.
  5. Подвижная керамическая пластина.
  6. Фиксатор штока.

Как видно на изображении, в керамической кран-буксе только перекрывающие и открывающие воду пластины фактически являются керамическими.

Если какие-то компоненты керамической кран-буксы покрылись налетом солей от жесткой водопроводной воды, в том числе и герметизирующая прокладка (номер 3 на фото), поместите их на некоторое время в раствор лимонной кислоты для удаления налета.

Несколько советов из практики

  1. Не закрывайте с большим усилием керамическую кран-буксу с ограничителями вращения на четверть- или пол-оборота и, тем более, не пытайтесь, прилагая такие усилия, расшатать на шлицах маховичок 1 (рукоятку) крана при демонтаже. Результат может оказаться плачевным: из-за повреждения ограничителей полностью закрытый отремонтированный кран будет пропускать воду, а при незначительном повороте маховичка в сторону открытия течь будет полностью прекращаться. Придется или частично приоткрывать кран после каждого закрытия для устранения возникающей течи, или заменить кран-буксу.
  2. Если не отворачиваются резьбовые соединения или не снимаются маховички со штоков требующих ремонта кран-букс, положите на проблемные места вату или ткань, смоченную 70% уксусной эссенцией 2 , приблизительно на час 3 , иногда добавляя по каплям эссенцию. Уксус проникает в труднодоступные места и размягчает ржавчину и налет от водопроводной воды. Процедуру, возможно, придется повторить. Берегите от попадания уксусной эссенции декоративное покрытие смесителя, которое может оказаться не стойким к кислотам.
  3. Опустите маховички и декоративные накладки, покрытые налетом солей от жесткой воды, в раствор лимонной кислоты (2 чайные ложки с горкой на стакан воды), и они вернутся в первоначальное состояние. Если у вас дорогой смеситель, и вы не уверены, что лимонная кислота ему не повредит, попробуйте сначала в незаметном месте. Наблюдайте за тем, как идет реакция: шипение, выделение пузырьков. Если процесс прекратился, а налет очистился не полностью, замените раствор на новый или в этот же добавьте еще лимонной кислоты 4 .

1 Так я испортил кран-буксу на кухонном смесителе, у которого маховички со штоков снимаются очень тяжело, при установке обратно встают на место только с помощью фиксирующего винта. Точно такие же маховички в ванной комнате снимаются и устанавливаются на шлицы без затруднений.

2 Я обычно использую неразбавленную 70% уксусную эссенцию, реже немного разбавленную водой. Уксус работает там, где не справляется WD-40.

3 Точно спрогнозировать время готовности резьбового соединения к отворачиванию невозможно, оно может составлять от получаса до нескольких часов в зависимости от исходного состояния.

4 Я добавляю лимонную кислоту в тот же раствор, предварительно вынув из него очищаемые детали, а после растворения добавленной кислоты погружаю их обратно. При очистке от налета штоков и корпусов ремонтируемых керамических кран-букс резиновые герметизирующие кольца с них не снимаю.

Как починить кран буксу

Приветствую вас, друзья.

В данной статье мы узнаем как починить кран буксу своими руками.

Основной причиной выхода из строя кухонного крана является поломка запорной арматуры. Современные краны представляют из себя надежный и долговечный механизм, но постоянное воздействие влаги зачастую приводит к поломке кран — буксы.

Есть три решения данной проблемы:

  1. Полностью поменять кран — решение радикальное и затратное, так как хороший кран стоит приличных денег. Оправдывает себя только в случае нарушения целостности корпуса, либо замены некачественной сантехники из силумина. Бывают случаи, когда люди просто хотят поменять дизайн кухни ил ванной — здесь также не обойтись без замены санузла.
  2. Замена кран буксы — самый распространенный вариант. Выкручиваете сломанную кран буксу, приобретаете новую, устанавливаете на место.
  3. Ремонт кран буксы — все вышеперечисленные способы требуют финансовых затрат, поэтому имеет смысл попробовать починить кран буксу.

Кран буксы различаются по размеру, по резьбовому соединению. Поэтому мой вам совет — для покупки новой буксы возьмите с собой старую. Сбережете время и нервы.

Что такое кран букса

Кран — букса — это специальный запорный механизм, вращая который регулируется напор воды. Внешне кран буксы схожи между собой, но конструктивно различаются. Различают два вида кран букс:

Червячные

В простонародье их называют резиновыми за расположенную внутри прокладку из одноименного материала. Смысл работы заключается в том, что при вращении рукоятки резинка перекрывает подачу воды в седле крана смесителя.

Основными недостатками кран буксы с резиновым уплотнителем являются непродолжительный срок службы и длительное вращение маховика.

К достоинствам можно отнести такие качества, как:

  • низкая стоимость — в зависимости от производителя и размера цена колеблется от 60 до 400 рублей.
  • ремонтопригодность — очень легко чинится
  • возможность изготовить резиновую прокладку самостоятельно

Основные причины протечки червячной кран буксы:

  1. износ резинового уплотнителя
  2. механические повреждения
  3. нарушение резьбового соединения

С керамическим вкладышем

Выполнена из латуни и керамики. Латунь наименее подвержена коррозии. Считается, что керамическая кран букса очень надежна. Рассмотрим принцип работы:

  1. Основу кран буксы составляет каркас, с расположенными внутри керамическими вставками.
  2. Одна из пластин неподвижна относительно другой
  3. В пластинах имеются отверстия, при совмещении которых поступает вода

Основные недостатки керамической кран буксы — высокая стоимость и повышенная чувствительность к качеству водопроводной воды. Поэтому для кранов с керамическими вставками рекомендуется устанавливать фильтр для очистки воды.

Но также имеется ряд преимуществ перед червячными кран буксами:

  • бесшумность работы
  • мягкий ход вентиля крана
  • длительный срок эксплуатации

Рассмотрим основные причины выхода из строя керамических кран букс:

  • повреждение или потеря качеств уплотнительных резинок. Даже в самой дорогой кран буксе применяются резиновые или силиконовые уплотнители, которые со временем могут потерять свои рабочие свойства, что приведет к протечке воды.
  • попадание инородных тел на керамические диски может привести к нарушению примыкания. В образовавшуюся щель начнет просачиваться вода, поскольку кран не будет закрываться полностью. Если вовремя не заметить и не устранить неисправность, ситуация будет становиться все хуже.
  • В паре шток — корпус может появиться выработка. Такие неисправности очень редки и являются не ремонтопригодными. Здесь поможет только замена кран буксы.
  • износ керамических пластин. Тоже довольно редкий вид поломки и починить такую кран буксу можно только приобретя ремонтный комплект.

Основные поломки кран буксы

Как определить, что пора провести ремонт буксы водопроводного крана. Очень просто, если вы заметите следующие недостатки:

  • кран стал течь даже при закрытом вентиле
  • из под вентиля стала просачиваться вода
  • маховик перестал фиксироваться в крайних положениях
  • струя воды течет неравномерно — появляются «провалы»

Это общие признаки поломки и если вы попадаете хоть под один пункт, то скорее всего вас ждет ремонт. Починить кран буксу смесителя можно своими руками, не прибегая к помощи мастеров. Работа это не сложная и справиться с ней сможет даже школьник.

Но перед тем, как начать необходимо подготовить следующие инструменты и материалы:

  • газовый или разводной ключи
  • фум лента
  • специальная водостойкая смазка
  • накидной ключ на 17
  • нож
  • набор отверток

Сказать сразу какие потребуются материалы не могу, поскольку причина поломки выясниться только после разбора кран буксы.

Ремонт керамической кран буксы

Можно ли починить керамическую кран буксу? Ответ — да, хотя многие мастера склоняются к тому, что намного проще ее поменять. Но мы не ищем легких путей и рассмотрим пошагово как ее отремонтировать.

Ремонт вентиля

В большинстве случаев причиной протечки становится износ уплотнительной прокладки. Со временем она теряет свои рабочие свойства и эластичность и ее необходимо заменить.

  • Для начала нужно снять вентиль крана. Чтобы открутить стопорный винт потребуется удалить пластиковую декоративную заглушку. Сделать это можно ножом, аккуратно ее подцепив. Для снятия маховика потребуется приложить некоторые усилия.
  • Снимаем декоративный колпачок — «фартук». Для этого воспользуемся разводным ключом, предварительно подложив под него кусочек ткани, чтобы не повредить никелированное покрытие. Зачастую на резьбовом соединение образуется окисел, препятствующий нормальной работе. Для облегчения работы можно нагреть колпачок строительным феном или залить резьбу уксусной кислотой.

Не получается открутить кран буксу — читайте как это сделать здесь.

  • После получения доступа к буксе ее нужно выкрутить. Выкручивается она против часовой стрелки.
  • После извлечения кран буксы ее необходимо тщательно очистить от шлака и промыть. Только после этого можно приступать к ремонту.

  • Если из под вентиля сочилась вода, то причина в нарушении резинового уплотнителя — прокладки между корпусом и седлом кран буксы. Заменить ее не составит труда, так не придется разбирать кран буксу. Приобрести ремонтный набор можно в любом строительном магазине — например у нас в Леруа его стоимость составляет 50 рублей.

Перед заменой прокладки внимательно осмотрите место посадки на кране не предмет образования трещин и сколов. Если таковые имеются, то придется менять кран целиком.

Если нет возможности купить ремонтный набор или самостоятельно вырезать прокладку, то можно воспользоваться силиконовым герметиком. Нанесите тонкий слой герметика на старую прокладку и установите кран буксу. Этот нехитрый прием временно остановит течь, но не подойдет для длительного срока эксплуатации.

Замена прижимной шайбы

Для компенсации зазоров между керамическими шайбами используется прокладка, выполненная из фторопласта или капролона. В связи с тем, что на нее приходится значительная часть нагрузки со временем она утоньшается и изнашивается, что незамедлительно приводит к просачиванию воды.

  • В данном случае без разбора не обойтись. Сначала удаляем стопорное полукольцо и вынимаем шток.
  • Снимаем керамические вставки и прижимную шайбу.
  • Производим замену и собираем в обратной последовательности, предварительно смазав поверхность тонким слоем консистентной смазки.

При обратной сборке важно правильно установить керамические вставки притертой стороной друг к другу и не перевернуть их.

Чистим кран буксу

Водопроводная вода содержит примеси и инородные тела, которые проходят через кран буксу и оседают на вставках. Чтобы их удалить также потребуется произвести разборку. Затем все детали тщательно моются. Также стоит внимательно осмотреть пластины на предмет повреждений. Если они значительные, то стоит их заменить.

Если нет возможности приобрести рем.комплект, то можно самостоятельно отшлифовать пластины. Для этого понадобиться мелкоабразивный порошок, которым шлифуют клапана. Данный порошок нужно смешать с машинным маслом и нанести на кусочек стекла. Затем круговыми движениями отшлифовать керамические вставки и произвести сборку кран буксы. Также необходимо нанести тонкий слой водостойкой смазки.

Повреждение металлических элементов

Если при разборе вскрылись такие недостатки, как:

  1. Сколы или трещина на керамических вставках
  2. Нарушение целостности корпуса кран буксы
  3. Повреждение резьбовых соединений

Все данные недостатки не подлежат ремонту и придется менять кран буксу в сборе.

Как починить кран буксу в смесители — видео

Как починить кран буксу с резиновым уплотнителем

Основной причиной протечки червячной кран буксы является износ резинового уплотнителя. Чтобы его поменять нужно провести действия по снятию кран буксы, описанные выше.

Затем необходимо открутить винт, который держит резинку и заменить ее на новую.

Если новой нет в наличии, то можно изготовить ее самостоятельно, вырезав из куска резины.

Ремонт кр ана буксы с резиновым уплотнителем — пошагово
Снимаем кран буксу, выкручиваем винти и демонтируем
изношенную прокладку
Ставим новую резинку или вырезаем из старой резины. Для лучшей посадки в седло крана подрезаем кромку под углом 45° на глубину 2 мм.
Убираем с буксы старую фум ленту, лен или уплотнительное резиновое кольцо.
Наматываем новый уплотнитель.
Ставим кран буксу на место

Ремонт кран буксы своими руками — видео

Заключение

Итак, друзья. В данной статье мы рассмотрели вопрос — как починить кран буксу.

Надеюсь вы почерпнете для себя что-то полезное и если у вас потечет кран, то вы не станете вызывать сантехников, а сделаете все самостоятельно!

Ссылка на основную публикацию