Неужели многие ещё верят в эти 3 мифа о пробковых полах

Пробковые полы – плюсы и минусы, мифы и отзывы, правила ухода

Пол – активно эксплуатируемая внутренняя часть помещения. Требования, предъявляемые к нему – жёсткие и многочисленные.
Выбирая полы для дома, квартиры, офиса или какого-либо другого объекта, человек, прежде всего, ждёт от приобретаемого материала только положительные качества. К ним относят: износостойкость, низкую теплопроводность, огнестойкость, водоустойчивость, экологичность, гигиеничность и привлекательность. Правда, такому перечню соответствуют далеко не все напольные покрытия.

Более благополучно в этом плане выглядят пробковые полы. Они, конечно же, экзотика в сфере ремонта, поэтому используются неактивно, однако, скорее всего, именно за ними будущее.
Малая известность и страх людей перед всем новым сдерживают распространение пробковых полов и, наверное, зря. Ведь качества, которыми они обладают, побеждают в соперничестве с качествами сегодняшних лидеров продаж.

Что такое пробковые полы?

Пробковый пол – это напольное покрытие, которое изготавливается из коры пробкового дуба. Основная часть плантаций пробковых дубов сосредоточена в Португалии. Верхний слой пробкового пола – пробковый шпон, который определяет внешнюю привлекательность покрытия. Он может иметь различный рисунок, быть в натуральном оттенке или окрашенном в различные цвета, а еще благодаря технологии широкоформатной фотопечати на пробковый шпон наносится любое изображение. Пол может имитировать натуральную древесину, камень, керамическую плитку, иметь детский или любой другой рисунок. Все это дает огромное разнообразие декоров. Пробковые полы по способу монтажа классифицируют на клеевые полы и пробковый ламинат.

Пробковый клеевой пол – это листы толщиной 4 или 6 мм, основа которых выполнена из спрессованной агломерированной пробки. Укладываются с использованием специальных видов клея. Основное преимущество – водостойкость. Только клеевые пробковые полы подойдут для ванной, кухни и других влажных помещений. Также клеевые пробковые покрытия самые экологичные.

Пробковый ламинат – это напольное покрытие, основа которого выполнена из плиты HDF с нарезанной на нее замковой системой. Укладывается плавающим способом, как обычный ламинат. Простота укладки является главным преимуществом замковых пробковых полов.

Плюсы и минусы пробковых полов

Пробковый пол не зря становится любимым напольным покрытием тех, кто однажды выбрал его. Ведь у него масса достоинств.

Эксклюзивный и яркий дизайн для необычного интерьера

Преимущества пробкового пола

  • Натуральность вида и состава. Внешняя природная красота и экологичность создают особый интерьер и микроклимат в помещении. Для дизайнеров природный материал пробки – творческий простор. Для проживающих людей – оздоровление. В пробковых полах отсутствуют фталаты, формальдегиды, тяжелые металлы, поливинилхлорид и другие небезопасные вещества.
  • Гипоаллергенность. Все чаще и у большего количества людей в России проявляются аллергические реакции. Аллергия может проявиться в любом возрасте, поэтому аллергику – будь то взрослый или ребенок – следует избегать не только аллергенных продуктов, бытовой химии, но и материалов в своем доме. Пробковые полы – абсолютно гипоаллергенны и натуральны.
  • Водоустойчивость. Клеевые пробковые полы совершенно не боятся воды, влажной уборки, пролитой воды и даже затоплений. Пробковый ламинат можно мыть, однако плита HDF способна разбухать при попадании влаги, поэтому стыки таких полов замазывают герметиком, избегают их использование в помещениях с повышенной влажностью.

    Огнестойкость. Пробка является трудновоспламеняемым материалом, а при исчезновении открытого огня сразу же затухает. Не выделяет токсичных газов при горении.

    Простой монтаж. С укладкой пробкового ламината без труда справится новичок. Всё что потребуется – это выровнять и очистить основание от мусора. Клеевой пол потребует соблюдения инструкции по работе с клеем, а также покрытия лаком пола сразу после монтажа. Однако и с этим вариантом укладки можно справится самостоятельно.

    Гигиеничная поверхность. Она обладает антистатичными свойствами, которые не позволяют скапливаться пыли. В уборке нет ограничений. Пробковый пол можно мыть, как обычной водой, так и моющим средством.

    Высокий показатель в сроке службы. Поверхность не выгорает от воздействия ультрафиолета, не истирается за счёт пористой структуры. Производители указывают на срок в 10 лет, однако, он существенно занижен. Практическое использование доказывает гораздо большие сроки – более 15–20 лет.

    Пробка способствует оптимальному микроклимату, нормальным показателям влажности и температуры. Полы обеспечивают естественную циркуляцию воздуха, не подвержены росту грибка, плесени.

    Роскошный и эксклюзивный внешний вид. Структура полов не имеет повторений и поэтому помещение будет индивидуальным.

    “Песчаное дно” из пробки – приятное и теплое на ощупь

    Недостатки пробковых полов

    На просторах интернета мы нашли статьи, которые называют множество недостатков пробковых полов. Мы работаем с этим материалом более 20 лет и знаем о нем все. Конечно, попадаются некачественные китайские полы – в них пробка низкой плотности, в состав добавляют ПВХ и большое количество клея. Но пробковые полы известных производителей Португалии, Швейцарии, Германии отличаются долгим сроком службы и высочайшим качеством. У наших первых клиентов клеевой пробковый пол лежит более 15 лет, после обновления лакового покрытия напольное покрытие выглядит как новое.

    Пробковый пол с дизайном под дерево

    Поэтому из реальных минусов пробкового пола мы можем выделить всего три:

    • На пробковый пол цена достаточно высока по сравнению с искусственными покрытиями – линолеумом, виниловой плиткой. Для многих подобная оригинальность полов, оказывается финансово неподъёмной покупкой. Сэкономить можно, разве что на модификациях. Есть пробковые полы эконом класса.
    • Неустойчивость к точечному воздействию острых предметов. В эксплуатации их следует избегать.
    • Плохо союзничают с системами тёплых полов. Теплоизоляция материала делает подогрев просто бессмысленным. Однако стоит помнить, что пробковые полы всегда теплые на ощупь.

    Мифы о пробковых полах

    Все заблуждения о пробковых полах, которые пытаются навязать потребителям, мы постараемся развеять. Мы собрали цитаты из статей так называемых экспертов, которые вызвали негативную реакцию в комментариях и полны ложной информации. Также приводим отзывы о пробковых полах, которые не соответствуют действительности. Опровержение этих утверждений приводим в таблице.

    Как ухаживать за пробковым полом?

    Выясним, какого ухода требуют пробковые полы и сравним эти требования с другими напольными покрытиями.

    В эксплуатации следует избегать хождения по пробке на шпильках, желательно сделать мягкие накладки на ножки тяжелой мебели. Тогда получится избежать повреждений. Такого же бережного подхода требует и ламинат, который достаточно легко поцарапать.

    Пробковый ламинат нельзя заливать водой, как и обычное ламинированное покрытие. Пролитые жидкости важно сразу же вытирать. А чтобы вода не проникала в стыки, после укладки их обрабатывают герметиком.

    Если сравнивать клеевые пробковые полы с ламинатом и паркетной доской, то пробка выигрывает по водостойкости. Клеевой пол можно укладывать даже в ванной, затопления ему не страшны.

    Правила ухода за пробковым полом

    Уход достаточно прост и сравним с большинством напольных покрытий. Только вот, если ламинат выцвел, истерся, то с ним ничего не сделаешь, а пробковое покрытие можно обновить.

    Правила ухода следующие:

    1. Влажная уборка с моющими средствами без абразивов. Можно пылесосить.

    2. При износе лакового покрытия через несколько лет эксплуатации: пол шлифуется для лучшего сцепления слоев лака, а затем покрывается лаком. Лак лучше выбирать качественный и износостойкий.

    Фото отзыв на пробковый пол производства Португалии

    На фото ниже видно, как выглядят пробковые полы через 11 лет интенсивной эксплуатации на кухне. Семья из четырех человек, гости очень часто. Фотография слева – до обновления лакового покрытия, справа – после.

    Всегда оригинальный, в меру надёжный, тёплый даже зимой, защищающий от травм и битья упавшей посуды – вот, те качества, которые наиболее сильно проявляет пробковый пол.

    Уникальность от природы подкупает. Именно поэтому у материала всё больше сторонников несмотря на то, что пробковый пол купить выходит дороже, чем линолеум или виниловую плитку. Может, и Вам стоит дотронуться до пробкового пола хотя бы один раз, чтобы полюбить это покрытие навсегда?

    Задать вопросы можно нашему эксперту по т. +7 (495) 514-56-67

    Автор статьи – Бридский Евгений Викторович, директор компании “Пол в доме”

    10 мифов о пробковых полах, которые мы развенчаем

    Главная / Советы и идеи / Дизайн и Декор / 10 мифов о пробковых полах, которые мы развенчаем

    Таша Подкас Wed, 25 Mar 2020 12:00:51 +0300

    Пробковые полы лидируют в списке экологичных напольных покрытий, о превосходных качествах пробки известно всем, однако многие всё же опасаются использовать её в интерьере. На примере реальных проектов мы докажем, что эти опасения напрасны.

    Наталья Зыкова, дизайнер интерьеров:

    — Для многих людей словосочетание «напольная пробка» выглядит сомнительно, хотя этот материал уже давно вошёл в арсенал не только дизайнеров, но и потребителей. Сначала заказчиков приходилось долго убеждать, но потом, когда производители помимо отличных характеристик начали предлагать интересные формы и тонировки, сдались почти все.

    Миф № 1. Недостаточная износостойкость, хрупкость покрытия

    Думаете, пробка хрупкая? Этот материал упругий и выносливый за счёт сотовидной структуры, которая делает его почти неуязвимым. Поэтому пробковое покрытие прослужит не один десяток лет, сохраняя все свои качества и внешний вид.
    Пробка прекрасно восстанавливает форму, если повреждение не было нанесено резким ударом очень тяжёлого предмета. Единственный враг пробкового пола — мебель с большой массой и малой площадью опоры. Потому лучше класть под ножки войлок и передвигать мебель аккуратно, чтобы не поцарапать пол.

    Наталья Зыкова, дизайнер интерьеров:

    — Я очень люблю использовать пробку — она не требует дорогостоящего подогрева, на неё приятно вставать босыми ногами и при разнообразии современного декора сочетать её можно практически со всем. Укладка требует определённой сноровки, но для хорошего мастера нет ничего невозможного. Для качественной укладки нужен самовыравнивающийся наливной пол. Есть один очень важный нюанс: для санузлов чаще всего берут именно клеевую пробку толщиной 6 мм, которая после покрытия лаком становится дополнительной гидроизоляцией. Если после заливки останутся какие-либо ямки и бугры на черновом полу, все эти волны скажутся на геометрии финишного покрытия.

    Миф № 2. Не выдерживает перепада температур, ломается на холоде

    Пробковый пол легко переносит перепады температур — идеален для застеклённого балкона или лоджии. Обратите внимание, для отделки неотапливаемых помещений подходит только клеевая пробка.

    А ещё технической пробкой советуют обшивать холодные стены угловых квартир, чтобы сделать поверхность тёплой на ощупь. Это достигается энергосберегающими свойствами материала, которые, кстати, и придают ощущение тепла при ходьбе босиком.

    Миф № 3. Пробковые полы — только для отделки жилых помещений

    Многим кажется неуместным использование пробки в офисах или торговых помещениях. Этот миф разбивается о примеры многовековой истории использования пробки в интерьерах:

    • применение в строительстве для возведения крыш;
    • отделка в ХVI веке монастыря The Convent of Capuchos, интерьеры которого можно увидеть и сегодня;
    • напольное покрытие госуч­режде­ний США, сохранившееся с 1930-х до наших дней;
    • повсеместная отделка полов в зарубежных аэропортах, магазинах, медицинских учреждениях, спортзалах и детских садах.

    Ольга Макарова, дизайнер интерьеров:

    — Я часто использую в своих интерьерах пробковое покрытие. Пожалуй, опробовала все виды, которые представлены на нашем рынке: замковые пробковые полы на основе ДВП (HDF), традиционную, под водным лаком, пробку под акриловым лаком, пробки с принтовым покрытием и даже техническую пробку — для экономии бюджета.

    Миф № 4. Домашние животные и пробка несовместимы

    А вот и неправда. Пробковый пол, покрытый лаком горячего нанесения, поцарапать непросто. И огромный плюс: дорогие единомышленники, владельцы домашних животных, благодаря звукопоглощающим свойствам материала вас больше не будет беспокоить клацанье когтей по полу!

    Ольга Макарова, дизайнер интерьеров:

    — Пробковые покрытия бывают замковые и клеевые, я предпочитаю клеевое. Оно прекрасный звукоизолятор, тёплое, на нём не видно царапин. И если вдруг вас залили соседи, вода исчезнет с пола, на который наклеена пробка, «как с гуся вода» — благодаря лаковому покрытию. И это мне довелось увидеть на собственном объекте. Квартиру моих заказчиков залили соседи сверху. Когда вода ушла, комнаты, где была наклеена пробка, просохли и были такими же, как до потопа, а там, где была массивная доска, покрытие пришлось заменить из-за его полной непригодности.

    Миф № 5. Пробка боится воды и вздувается при намокании

    Пробка прекрасно противостоит высокой влажности, устойчива к воздействию бытовой химии, поэтому рекомендована для ванных комнат, санузлов и помещений рядом с бас­сей­на­ми, за исключением парилок и саун. И на пробковом полу невозможно поскользнуться. Во влажные помещения советуют укладывать пробковый пол на водостойкой основе (HYDRO) или клеевую пробку с последующей защитой лаком.

    Юля Даркова, продюсер пробковых покрытий Corkstyle:

    — При всей своей нелюбви к керамической плитке я долго находилась в поисках отделочного материала для ванной. Пока однажды не попала в Corkstyle, где мне сказали, что использовать пробку можно и во влажных помещениях. Выбор был сделан в пользу пробки с естественным рисунком. Её наклеили на стены, потолок и столешницу, покрыли полиуретановым лаком. В зоне душевой — в четыре-пять слоёв, покрытие стен без прямого контакта с водой — в три слоя. Прошло уже больше пяти лет, по пробковой стене постоянно течёт вода, а отделка выглядит безупречно.

    Пробковые стены я никак не мою: известковый налёт от воды на них незаметен. А ещё ради эксперимента я разливала красное вино на столешницу и оставляла на ночь: наутро всё легко смыла — никакого пятна!

    На собственном опыте вижу, что это отличное дизайнерское решение для небольшой комнаты, а главное — ванная получается необычная и уютная. Я пробовала рисовать на пробке акриловыми красками и восхищена результатом. Можно наклеить пробку с натуральным шпоном, нарисовать на ней что угодно и покрыть лаком.

    Миф № 6. Пробка только для детской

    Гигиеничность, экологичность, гипоаллергенность — качества, благодаря которым этот материал популярен для отделки детской.

    Это универсальный отделочный материал, имеющий плюсы использования в каждом помещении:

    • кухня. Пробка не впитывает неприятные запахи и жидкости. Ортопедические качества дарят комфорт во время готовки. Используйте полиуретановый лак для покрытия пробки, чтобы сделать пол неприхотливым;
    • гостиная и спальня обретут дополнительный уют благодаря мягкости пробки;
    • практичность и красота, что важно для прихожей;
    • тепло и тишина, создаваемые пробкой, позволят комфортно работать в кабинете;
    • обширность зон высокого шумопоглощения высоких и средних частот — идеальный показатель для создания правильной акустики в домашнем кинотеатре;
    • эластичный и при этом натуральный материал — такой вы искали для отделки спортзала?

    «Вот это очень бесит». Врачи – про частые заблуждения людей о своем теле

    Некоторые вещи в наше время просто стыдно не знать. Тем не менее у практикующих врачей хватает пациентов, которые во взрослом возрасте наивно удивляются тому, что, по идее, должны понимать хотя бы поверхностно. Люди также охотно верят в мифы и задают медикам идиотские вопросы.

    Вроде бы в XXI веке мы все грамотные, подкованные, можем даже иной раз поспорить с врачом, начитавшись всяких премудростей в интернете. Но на практике оказывается, что далеко не все пациенты знают даже элементарные вещи. Вот с какими распространенными заблуждениями сталкиваются самые разные медики.

    Про родинки, грыжи и опухоли

    Поразительно, но многие принимают растущую родинку, грыжу или опухоль за что угодно, кроме патологии. Или просто маскируют свои болячки элементами одежды, волосами и т.д., но не идут к доктору, пока совсем не приспичит, рассказывают врачи в свежем треде на Reddit и на ютуб-канале LUKI.

    «Грубо говоря, у него опухоль 10 литров, а он не ходил, потому что “ну не болит же”».

    «То есть человек ходит 20 лет со “второй головой” на голове, а ведь на самом деле операция занимает 15 минут и ничего страшного не происходит».

    «Человек ходил с грыжей и думал, что у него такой выпуклый пупок».

    «Женщина под 70 лет с огромной кистой в животе была уверена, что чудесным образом забеременела».

    Про красоту и наследственность

    Врачи до коликов смеются над пациентами, которые думают, что если они сделали себе пластическую операцию или покрасили волосы, то это повлияет на внешность их будущего потомства.

    Кстати, в одном из российских ток-шоу как-то участвовали две взрослые женщины, мать и дочь, которые хотели изменить пластикой свой “семейный” некрасивый нос, надеясь, что после этого у дочери родятся дети с красивыми носами.

    «Беларусьфильм», «Телефильм»

    Про пересадку органов

    Также люди часто верят в киношный миф, что пересадка донорских органов изменит их личность – то есть получив сердце условного Иван Иваныча, они сами станут наполовину Иван Иванычем. Это, конечно, полная чушь. (Хотя, при желании, можно самому себе внушить все что угодно).

    Еще популярна страшилка про «воровство органов» – будто всё вокруг трансплантации связано с какой-то жуткой нелегальщиной и чуть ли не похищением людей с улиц.

    «Это абсолютный миф, потому что операция по трансплантации любого органа – это супер-высокотехнологическая процедура, в которой задействованы более 30-50 человек.

    Мало того, чтобы пересадить любой орган человеку, нужна очень большая совместимость, по весу, по группе крови, там делается более 20 анализов. Невозможно вырезать у кого-то почку или сердце, положить в холодильник и ждать, пока она кому-то понадобится. То есть от момента, когда сердце забрали, до момента вшивания в другого человека должно пройти максимум 4 часа. Это с транспортировкой, со всеми организационными вопросами», – объясняет кардиохирург Михаил Тодуров.

    LUKI / YouTube

    Про «вредное» и «полезное» для организма

    Врачи постоянно сталкиваются с пациентами, которые готовы угробить себя сомнительными препаратами и практиками, отказываясь от по-настоящему эффективных лекарств и нужных процедур.

    Например, пьют горстями гомеопатию, которая совершенно для них бесполезна, и с возмущением отвергают единственное лекарство, которое действительно может их спасти.

    Диабетики нередко удивляются: как это мне нельзя фруктовый торт, фрукты же полезны? Один из примеров, приведенных врачом на Reddit: женщина, чей муж страдает диабетом, заменила ему «вредный» темный шоколад на якобы «полезные» кексы с малиной и белым шоколадом, в которых на самом деле в 4 раза больше сахара.

    Случай из другой области – кстати, очень распространенный среди пар в России и сопредельных странах: когда мужчина «не любит» презервативы, а женщина лучше сделает несколько абортов, чем будет принимать «вредные» противозачаточные.

    «Это очень бесит, потому что любое средство контрацепции намного менее вредно, чем аборт», – говорит гинеколог Елизавета Яремчук.

    LUKI / YouTube

    Про ЭТО

    И как раз в продолжение темы – о половой сфере. Со слов врачей, и мужчины, и женщины зачастую ни бельмеса не понимают в устройстве собственных половых органов (не говоря уже об органах партнера) и в том, как происходит зачатие. Но при этом большинство мужчин, как уже отмечалось, резко отрицают презервативы.

    Бывает, что узнав о беременности, девушка, ее партнер или оба хором восклицают: «Не понимаю, КАК?! Мы же делали это стоя, под душем и т.д., сперма должна была стечь вниз!»

    Очень опасный и, к сожалению, распространенный миф – про срочную домашнюю «контрацепцию» лимонным соком: якобы женщина не забеременеет, если сразу после полового акта зальет внутрь вагины лимонный сок. На самом деле это никак не помешает сперматозодам попасть в шейку матки, зато вызовет химический ожог влагалища, который придется долго лечить.

    Shutterstock

    Некоторым дамам приходится объяснять, что мочеиспускание у них происходит не из того же самого отверстия, и они еще не верят врачу. Другим – что «забывать» тампоны, презервативы и прочие предметы внутри вагины – это ненормально и опасно. Третьи увлекаются «народной медициной» и засовывают в себя какие-нибудь саше с травами и прочие «полезные» штуки, которые на самом деле теряются внутри, приводят к воспалениям и пролежням.

    Еще раз про ЭТО

    Еще одно заблуждение, о котором стоит сказать отдельно, потому что оно очень тревожит врачей на фоне тотального пренебрежения защитой.

    Большинство людей думают, что если половые органы внешне выглядят чисто, значит у человека нет никаких половых инфекций. Но многие заболевания, передающиеся половым путем, протекают абсолютно бессимптомно – недаром их еще называют «скрытыми». Есть они на самом деле или нет – это могут доказать только лабораторные анализы. Однако у нас как-то не принято требовать у партнера справку, прежде чем вступать в связь без защиты.

    Но людей чаще волнует совсем другое, не поддающееся науке. Например, мужья втайне от жен начинают терзать гинеколога вопросом: «Доктор, ну скажите честно, изменяет она мне или нет?»

    10 мифов о древнем мире, в которые многие почему-то верят до сих пор

    10 мифов о древнем мире, в которые многие почему-то верят до с

    15 декабря 2020, 20:30 | Просмотров:

    Вся правда о внешнем виде динозавров, цвете пирамид и особенностях римской гигиены.

    1. Динозавры выглядели как рептилии

    В массовой культуре динозавры имеют вид гигантских двуногих рептилий с чешуйчатой кожей, как у современных крокодилов. Такими они, к примеру, представлены в фильме Стивена Спилберга «Парк Юрского периода». И во времена, когда снималась картина, такой образ считался вполне научным. Вот только современные палеонтологические находки показывают, что динозавры скорее походили на птиц, чем на ящериц.

    У большинства из них были перья — даже у знаменитого тиранозавра!

    На самом деле это не так уж и удивительно, ведь птицы произошли от динозавров. Так что ужасные ящеры в реальности выглядели как огромные, зубастые, когтистые и бескрылые курицы или киви, двигались соответственно и имели птичьи повадки.

    И ещё кое‑что о чудовищном рыке, которым пугают зрителей в фильмах: в реальности динозавры скорее курлыкали и ворковали, как голуби.

    2. Древние люди сидели на палеодиете

    В последнее время многие фанаты ЗОЖ склоняются к мысли, что возвращение к рациону наших далёких предков помогает стать здоровее. Популярная палеодиета содержит только то, что могли добыть древние охотники и собиратели: мясо и рыбу, овощи и фрукты, зелень и орехи. В ней нет молока, зерновых культур и бобовых.

    Однако на самом деле современная палеодиета имеет очень мало общего с рационом людей эпохи палеолита. В ней слишком много мяса и рыбы, тогда как у древних собирателей с этими продуктами были проблемы. А растений, наоборот, маловато: в далёком прошлом люди употреблялиAncient leftovers show the real Paleo diet was a veggie feast в пищу даже те коренья, цветы и травы, которые мы бы точно сочли несъедобными. Например, водяные лилии и чертополох.

    При всём желании вы не сможете воспроизвести настоящую палеолитическую диету, так как за тысячелетия растительный мир изменился и нынешние плоды и коренья совсем не похожи на те, что окружали наших далёких предков. Не говоря уже о том, что готовить такие сложные блюда, которыми изобилует этот режим питания, при отсутствии духовок и мультиварок было явно затруднительно.

    3. Египтяне писали иероглифами

    Спросите любого человека, с чем у него ассоциируется Древний Египет, и он назовёт пирамиды, фараонов и иероглифы — загадочные рисунки, служившие людям письменностью и изображавшие предметы обихода, богов, зверей, птиц и другие вещи. Египтяне использовали их почти 4 000 лет.

    Однако не стоит полагать, что они писали иероглифами постоянно. Как утверждае исследователь Розали Дэвид, эти сложные рисунки применялись только в особенных случаях. Египтяне верили, что если что‑то будет написано таким способом, то оно осуществится. Так что иероглифы имели магическое предназначение.

    Кроме того, всё время писать этими знаками слишком долго и трудно. Поэтому у египтян была повседневная, так называемая иератическая, а позже — демотическая письменность. Это скорописный тип письма, который выглядел примерно так.

    4. Пирамиды всегда были песочного цвета

    Кстати, ещё о Древнем Египте. В фильмах о нём пирамиды всегда изображают в их современном виде — покрытыми песком желтоватого цвета. Вот только при фараонах они были белоснежными!

    Их строили из белого известняка, и отполированная поверхность камня так хорошо отражала солнечные лучи, что на неё было трудно смотреть. Вот как выглядит фрагмент облицовки Великой пирамиды в Гизе:

    Со временем же полированный камень стал неровным и покрылся песком. И если вы считаете, что Великая пирамида выглядит впечатляюще, — просто представьте, какой она была, когда ещё и на солнце светилась.

    5. Древние греки носили тоги

    Обычно люди представляют древних греков либо как мускулистых атлетов, либо как седобородых философов (тоже спортивного телосложения), облачённых в какие‑то тряпки — прямо на голое тело. Взгляните на картину Жака‑Луи Давида «Смерть Сократа» и поймёте, о чём речь. Особенно интересующиеся историей могут даже припомнить название этого покрывала — тога.

    Вот только тоги греки не носили. Их изобрелиToga этруски, называвшие эту одежду tebenna. Позже её заимствовали римляне и дали ей нынешнее название — toga. Тоги римляне чаще всего красили в разные цвета и дополняли фон узорами. А белые модели, «кандиды», носили претенденты на государственные должности — отсюда и слово «кандидат».

    Греки же предпочитали плащи под названием «гиматии». И их не надевали на голое тело — только поверх нижней одежды.

    6. В греческом мифе Пандора открыла ящик

    В мифологии любопытная Пандора, первая женщина на Земле, открыла вручённый ей Зевсом ларец, где хранились все беды мира. Поняв, что натворила, она захлопнула ящик, но было поздно: на дне осталась лишь одна надежда.

    С тех пор выражения «ящик / ларец / шкатулка Пандоры» стали нарицательными. Вот только в настоящем мифе, который греки рассказывали друг другу, никакой шкатулки не было.

    Зевс вручил Пандоре пифос — большой керамический сосуд для оливкового масла.

    Когда в XVI веке Эразм Роттердамский перевёл на латынь, он перепутал pythos с другим греческим словом — pyxis («шкатулка»). И из‑за этой ошибки родилась идиома «ящик Пандоры».

    7. Гладиаторы всегда сражались насмерть

    Когда люди говорят о гладиаторских боях, то воображают, что в них под крики и улюлюканье толпы воины бились до последней капли крови. Но исследования показывают, что гладиаторы на самом деле умирали далеко не так часто, как принято считать.

    Гибель вашего гладиатора на арене означает огромную потерю инвестиций.

    Профессор Майкл Дж. Картер

    Перед играми люди, желавшие в них участвовать, арендовали гладиаторов у тренеров. И если боец погибал, спонсор был вынужден выплатить почти 50‑кратную стоимость аренды.

    Тренировка и подготовка гладиатора влетала его хозяину в копеечку. Поэтому о бойцах хорошо заботились и после схватки проигравшего не добивали, а лечили. Считается, что из 10 поединков убийством заканчивался только один.

    8. У гладиаторов был идеальный пресс

    Ещё кое‑что о завсегдатаях Колизея. Благодаря фильму Ридли Скотта мы представляем себе бойцов на аренах как мускулистых красавцев‑атлетов, зачастую полуобнажённых. Но настоящих гладиаторов вряд ли можно было назвать мечтой любой девушки, потому что их мышцы были покрыты дрожащим слоем подкожного жира.

    Исследования антропологов из Медицинского университета Вены, изучавших останки бойцов, показали, что те употребляли мало животного белка, но при этом ели много бобовых и зерновых, богатых углеводами. Историк Плиний также утверждал, что гладиаторы носили прозвище hordearii — «пожиратели ячменя».

    Такая диета помогала наращивать жир, а он защищал от ранений. Гладиаторские поединки не всегда заканчивались смертью, но всё равно были кровавыми и жестокими. И у упитанного бойца было больше шансов избежать повреждения внутренних органов при ударе мечом. Так что гладиаторы точно не были парнями с идеальным рельефом.

    9. У римлян была великолепная гигиена

    Некоторые утверждают, что, если бы Римская империя не распалась и её достижения не были бы забыты в Средневековье, мы бы сейчас колонизировали Галактику. Судите сами: у римлян были водопроводы, канализация («клоака»), бани и акведуки. А в мрачном Средневековье люди будут выплёскивать ночные горшки из окон. Налицо деградация человечества.

    Однако римская гигиена сильно переоценена. Археологи знают, что люди тогда массово страдали от кишечных паразитов, блох, вшей, а также болезней вроде дизентерии, тифа и холеры.

    Да, у римлян были и паровые бани, и общественные туалеты. Вот только воду в первых меняли очень редко, а в сортирах было грязно, и крысы часто кусали там людей за самые неожиданные места. Для интимной гигиены же применялись многоразовые губки на палках — ксилоспонгиумы. После использования их кидали в резервуар с грязной водой, где они дожидались следующего посетителя.

    А ещё римляне полоскали рот мочой, чтобы держать зубы чистыми, и использовали её в качестве компонента для некоторых лекарств. Причём, по словам римского поэта Катула, применялась как человеческая, так и животная жидкость.

    10. Люди в прошлом были гораздо ниже ростом

    Кто‑то склонен идеализировать прошлое и утверждать, что тысячи лет назад Землю населяли сплошь рослые великаны. Другие считают, что в давние времена люди были коротышками. Но, как показывают археологические исследования, раньше население планеты было примерно такого же роста, как мы сейчас.

    Средний рост в человеческой популяции колеблется. Люди становятся то выше, то ниже — это происходит из‑за изменения условий жизни. За последние 150 лет средний человеческий рост в развитых странах увеличился примерно на 10 см. А до этого он уменьшался — от 173,4 см в раннем Средневековье до 167 см в XVII–XVIII веках.

    Эти колебания связывают с питанием и состоянием здоровья людей. Так что рост увеличивается, только когда улучшаются условия жизни, а не просто со временем.

    Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

    Подпишитесь на нас:

    ЕГЭ по русскому языку 11 класс 2021. Типовой тренировочный вариант №3 от 21 сентября №200921 (задания и ответы)

    Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание.
    На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут). Вариант полностью соответствует официальным кодификатору и спецификации от ФИПИ для 2021 года.

    Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите
    в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведенным ниже образцам в бланк ответов № 1.

    В конце варианта приведены правильные ответы ко всем заданиям. Вы можете свериться с ними и найти у себя ошибки.

    Скачать тренировочный вариант ЕГЭ: Скачать

    Решать работу: Онлайн

    Интересные задания с ответами

    (1) Сказка Петра Ершова «Конёк-горбунок» о приключениях Ивана-дурака навеяна сибирскими сказаниями: отец автора часто менял место службы, и маленький Петруша, путешествуя по Сибири, на всю жизнь запомнил ямские станции и бесконечные рассказы. (2)«Конек-Горбунок» только при жизни автора выдержал семь публикаций, а за годы существования сказки – более ста семидесяти. (3) Ершов написал драму «Фома-кузнец», пьесу «Суворов и станционный смотритель», романтическую поэму «Сузге. Сибирское предание», есть даже либретто к опере «Страшный меч», (…) ничего столь громкого, как студенческий «Конек».

    1)Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

    1) Пётр Ершов написал немало произведений, но самым популярным является сказка «Конёк-горбунок», написанная им в студенческие годы.
    2) Сказка «Конёк-горбунок» – одно из самых популярных произведений Петра Ершова, выдержавшее немало публикаций – навеяна сибирскими сказаниями.
    3) Пётр Ершов, будучи студентом, написал сказку «Конёк-горбунок», в её основу легли сибирские сказания; несмотря на другие произведения автора, именно она прославила его имя и выдержала немало публикаций.
    4) «Конёк-горбунок» – сказка Петра Ершова, самое популярное произведение автора, однако его знают по всему миру и как создателя поэм, пьес и даже либретто.
    5) Пётр Ершов написал сказку «Конёк-горбунок» в девятнадцать лет, и несмотря на другие произведения, созданные им, именно приключения Ивана-дурака стали популярны во всём мире.

    3)Ознакомьтесь со словарной статьей и определите, в каком значении употреблено слово ВЫДЕРЖАТЬ в предложении (2). Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

    1. что. Держа на себе какую-нибудь тяжесть, устоять, не поддаться. Выдержать гирю. Лед может выдержать немало тяжестей. Руки не выдержат.
    2. перен., что. Подвергаясь чему-нибудь, устоять, вытерпеть, вынести испытание. Выдержать осаду. Выдержать бурю. Выдержать пытку.
    3. что. Подвергаясь чему-нибудь (испытанию, проверке), оказаться годным, удовлетворяющим какому-нибудь требованию. Выдержать экзамен. Новая машина выдержала испытание.
    4. Проявить выдержку, вытерпеть, сдержаться. Не выдержал и заплакал.
    5. кого-что. Заставить остаться; продержать где-нибудь. Выдержать когонибудь целый день под арестом.
    6. кого-что. Выдрессировать, воспитать для какой-нибудь цели (животное; спец.). Выдержать собаку.

    4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

    Искра
    лососЁвый
    кухОнный
    позвалА
    клАла

    5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    ЛИЧНОЕ имущество граждан охраняется законом.
    Адвокат обратился в краевой суд с просьбой отменить ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ приговор.
    Мы не могли понять, что это такое – природная речка или ИСКУСНЫЙ канал.
    Русская литература подарила миру много ГУМАНИСТИЧЕСКИХ произведений.
    В период эпидемии власти призывают граждан делать покупки без использования НАЛИЧНОСТИ.

    6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. При покупке автомобиля дилер постарался рассказать нам обо всех тонкостях сервисного обслуживания и условиях гарантийной замены запчастей.

    7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. нет НОСКОВ ТРОЕ друзей согласно ИХНИМ расчётам около СТА СЕМИДЕСЯТИ свыше ДВУХСОТ ШЕСТИДЕСЯТИ тысяч

    9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

    1) сочетание, зажигалка, перенимать
    2) абонемент, касание, заблистать
    3) отторгать. предполагать, береговой
    4) стереть, загорелые, сжимать
    5) национальный, стилистический, собираться

    10)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

    1) пре..писание, о..бой, по..пись
    2) ра..строился, и..правный, и..синя-чёрный
    3) о..бросил, на..пилить, о..крытка
    4) з..вязал, пр..бабушка, пр..язык
    5) без..дейный, по..скал, спуер..нтересный

    11)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

    1) приветл..вый, заносч..вый
    2) надоедл..во, фасол..вый
    3) изворотл..вый, раскра..вать
    4) усидч..вый, ноч..вать
    5) перекле..вать, горош..нка

    12)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

    1) (он) обид..тся, (она) заплач..т
    2) перекол..шь, подкле..нный
    3) (токарь) точ..т, колыш..тся (тростник)
    4) лепеч..шь, (пёс) зала..т
    5) движ..мый, законч..нный

    13)Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

    На экзамене мне достался далеко (НЕ)ЛЁГКИЙ текст для сочинения.
    Доктор (НЕ)УСПЕЛ закончить осмотр, как вдруг в дверь постучали.
    (НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, люди часто проживают свой век бессмысленно.
    Юля смотрела на Игоря, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: оторваться от него (НЕ)ВОЗМОЖНО.
    (НЕ)КОПЬЁМ побеждают, а умом.

    14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Хочется, ЧТО(БЫ) счастье пришло как дар, (ПО)ЭТОМУ и стараешься быть добрым и милосердным. Вопреки ожиданиям гостям ВСЁ(ТАКИ) разрешили посмотреть раненую чайку, пострадавшую (В)СЛЕДСТВИЕ урагана. (В)ДАЛИ на солнце жёлто-красный лист блистает, (КАК)БУДТО ярким золотом пылающий костёр. ТАК(ЖЕ), как и вчера, Серёжа при виде соперника почувствовал жгучую обиду и (ПО)ЭТОМУ, круто развернувшись, пошёл в другую сторону. Баснописец И.А. Крылов увлекался математикой, ТО(ЖЕ) самое увлечение разделял и Л.Н. Толстой, ТАК(КАК) считал математику средством развития умственных способностей.

    Ответ: чтобы поэтому

    15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. На стра(1)ом и даже грозном фоне закатного неба зубчатая стена хвойного леса казалась отчётливо прорисова(2)ой, таинстве(3)ой, а коегде торчавшие над ней прозрачные закруглё(4)ые верхушки берёз словно были очерче(5)ы на небе рва(6)ыми штрихами.

    16)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

    1) Произведения этого поэта как при его жизни так и после смерти причисляли к образцам русской классической литературы.
    2) Солнце дарит фруктам и ягодам тепло и наливает их сладким соком и спелостью.
    3) Небо заволокло не то тучами не то туманом не то мглой.
    4) Вода отражала небо и была то серого то бирюзового то молочного цвета.
    5) Горы необыкновенно хороши и мы невольно ощущали чувство бодрости и радости.

    17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Степан бросил писать и (1) лениво откинувшись на спинку стула (2) стал смотреть за окно на (3) залитую лунным светом (4) лужайку.

    18)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй (1) прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье, – Помедли, помедли (2) вечерний день (3) Продлись, продлись (4) очарованье.

    19)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Кожаная сумка (1) в потайном кармашке (2) которой лежало то самое письмо с признанием (3) осталась висеть на ветке дуба.

    20)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Алхимия – философско-мистическое учение (1) и (2) несмотря на мнение учёных о том (3) что алхимия не более чем заблуждение древних философов и химиков (4) и не представляет никакой научной ценности (5) по сей день имеет сторонников и последователей (6) и, безусловно, существует.

    22)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1) Мальчишки 1941 года будут стоять за свою землю не ради наград и карьер.
    2) Николай Кузнецов, легендарный лётчик, считал себя патриотом.
    3) Война воспитывает в людях человечность, учит принимать ответственность на себя.
    4) Русская земля не рождает защитников, они становятся такими в процессе воспитания.
    5) Русский герой предъявляет счёты к властям, помнит свои обиды.

    26)«Для выражения своих мыслей и более яркого раскрытия образа патриота М.С. Строганов использует художественные средства выразительности, среди которых троп – (А)_________ (предложения 7, 23), приёмы: (Б)_________ (в предложении 12) и (В)_________ (предложения 5–6), а также троп – (Г)_________ («нечеловеческие нагрузки» в предложении 3, «нежной утешительницей», «мужественной соратницей» в предложении 8)».

    ВРЕМЕНА ЖИЗНИ (1)Каждое утро, когда я просыпаюсь и подымаю сделанную из дере…

    (1)Каждое утро, когда я просыпаюсь и подымаю сделанную из деревянных полосок жёлтую штору, всякий раз вижу её. (2)Высокая, стройная, она всегда перед моим окном. (3)В осенних ночах её не видно, она сливается с древней темнотой, и если верить в необычное, то можно подумать, что она куда-то уходит, потому что её не видно. (4)Но с наступлением первых минут рассвета, когда всё дневное ещё спит и только еле уловимо слышится дыхание утра, она уже на своём месте.

    (5)Я гляжу на неё, и странные мысли приходят мне в голову. (6)У неё, конечно же, должна быть своя жизнь. (7)И кто знает, будь я наделён всеми совершенными органами для познания природы, передо мной, наверное, открылся бы удивительный мир, с особыми, непонятными человеку большими и малыми чувствами, которые присущи всему живому. (8)Но у меня только пять чувств, да и те с веками человечества стали несовершенны.

    (9)Весной. (10)Её ветви еле-еле отходили от долгих морозов, они ещё были жёсткие, хрупкие, как перекалённый металл. (11)К ней подошёл сосед. (12)Он пробуравил в её стволе длинным буром глубокую дыру. (13)Вбил в кору желобок из нержавеющей стали, так, чтобы из его дыры капал сок. (14)И сок закапал. (15)Светлый, как слёзы, и чистый, как смерть.

    (16)Он пошёл к себе, оставив у берёзы трёхлитровую банку, чтобы в ней собиралась глюкоза. (17)Капли быстро, одна за одной, падали, как из водопроводного крана, когда он неплотно прикрыт. (18)Сколько же он пробил капилляров, если так обильно льёт сок. (19)Может, она стонала? (20)Может, боялась за свою жизнь? (21)Я ничего этого не знал. (22)Не знал потому, что у меня не было ни шестого, ни седьмого, ни сотого, ни тысячного чувства. (23)Я мог её только жалеть…

    (24)Но через неделю рану затянуло коричневым. (25)Это она сама себя вылечила. (26)И как раз в это время у неё стали набухать почки. (27)Я глядел на этот зеленоватый туман и радовался. (28)Она была мне нужна, эта берёза. (29)Я привык к ней. (30)Привык к тому, что она всегда стояла перед моим окном, и в этом верном постоянстве или в привычке было то, что помогало мне находить хорошее настроение. (31)Да, она была нужна мне, хотя я-то ей был совершенно не нужен. (32)Она прекрасно обходилась без меня, как и без любого подобного мне.

    (33)Летом. (34)Она защищает меня. (35)Мой дом стоит метрах в ста от дороги. (36)По дороге идут машины: грузовые, легковые, автобусы, бульдозеры, самосвалы, тракторы. (37)Их сотни. (38)Туда, сюда. (39)И пыль. (40)Какая пыль стоит над дорогой! (41)Летит к моему дому, и, если бы не она, не берёза, сколько бы её врывалось в окна, оседало бы на столе, на постели, в лёгких. (42)Всю эту пыль она берёт на себя.

    (43)Летом у неё отличная зелень. (44)Она кипит при малейшем дуновении ветра. (45)Густа, непроницаема. (46)Даже солнце не может пробиться в окна. (47)Но летом оно в комнате и не нужно. (48)Куда лучше прохладная тенева.

    (49)Осенью. (50)Солнце обходит мой дом. (51)Обходит и её. (52)И сразу стала желтеть листва. (53)И пошли дожди. (54)Они слабо шелестели, скатываясь с ветки на ветку.

    (55)Однажды утром ударил заморозок. (56)Потом ещё были заморозки, и вокруг берёзы золотым кольцом улеглась листва. (57)И всё это было во мгле. (58)Но когда деревья оголились, выглянуло солнце, — и какой грустью повеяло отовсюду, а особенно от неё. (59)Ведь совсем недавно была буйная кипень зелени, всё сверкало, лоснилось, цвело. (60)Всё было так прекрасно и жизнерадостно, и вдруг исчезло. (61)И исчезло надолго.

    (62)Зимой. (63)Я уехал. (64)Я не мог оставаться в этом тоскливом отмирании того, что ещё совсем недавно радовало, вселяло уверенность в жизни. (65)Летел самолётом. (66)Из Симферополя ехал на такси, удивлённо-радостно оглядывал старую зелень тёплого юга; негромко засмеялся, увидев Чёрное море.

    (67)Большая тёплая вода. (68)Я зарывался в неё. (69)Изнемогал на горячем песке. (70)И глядел на море. (71)А рядом со мной были такие же, как я, сбежавшие со своих мест в эту благодать. (72)Смеялись, шутили, искали на берегу разноцветные камешки и старались не думать о том, что было дома. (73)Так было легче и проще. (74)Но от дома, как от самого себя, никуда не уйдёшь.

    (75)И я приехал домой.

    (76)Всё было в снегу. (77)И она стояла в сугробе. (78)Пока меня не было, ликовали дерущие морозы. (79)И разодрали ей ствол. (80)Не очень сильно, но белая мякоть, запорошенная снегом, лезла мне в глаза. (81)Я прикоснулся к её стволу. (82)Кора на нём была сухой, грубой. (83)Это была рабочая кора, не то что там, на юге, у какой-нибудь «бесстыдницы». (84)Тут всё было для борьбы с ненастьем, вьюгами, ветрами. (85)И, как всегда, при встрече с ней в голову мне полезли странные мысли. (86)Я стал думать о том, что вот она не ушла со своего места, не покинула эту суровую землю, на которой выросла сама и растут её дети. (87)Не ушла, а только крепче затаила свои почки, сжала их, чтобы сохранить от морозов и весной взорвать листьями, а потом вырастить семена и отдать их земле, чтобы жизнь была вечной и прекрасной. (88)Да, у неё свои обязанности, и выполняет она их стойко и честно. (89)Как и всегда, надо выполнять то, что необходимо для жизни.

    (По С. Воронину)

    Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

    «Центральным образом рассказа Сергея Воронина «Времена жизни» является берёза — дерево, ставшее национальным символом России. Автор особенно внимателен к жизни природы, которая воссоздана с помощью ярких тропов, таких как (А) ______ («она кипит» в предложении 44, «взорвать листьями» в предложении 87) и (Б) ______ (например, «улеглась золотым кольцом» в предложении 56). Особо следует отметить использованные автором выразительные возможности синтаксиса. Так, мысль о несо- вершенстве человеческих чувств, не позволяющих человеку постичь сущность всего живого, передана с помощью (В) ______ (в предложении 22). Своеобразие повествованию придаёт синтаксический приём (Г) ______ (предложения 14–15, 44–45, 78–79 и др.)»

    1. метафора
    2. литота
    3. сравнение
    4. гипербола
    5. парцелляция
    6. риторическое обращение
    7. риторический вопрос
    8. восклицательные предложения
    9. градация

    Заметки на папиросной коробке (О Чехове)

    ЗАМЕТКИ НА ПАПИРОСНОЙ КОРОБКЕ

    У многих из нас есть плохая привычка записывать в двух-трех словах свои мысли, впечатления и номера телефонов на папиросных коробках. Потом, как правило, коробки эти теряются, а с ними исчезают из памяти целые дни нашей жизни.

    День жизни — это совсем не так просто и не так мало, как может показаться. Попробуйте вспомнить любой свой день минута за минутой — все встречи, разговоры, мысли, поступки, все события и душевные состояния, свои и чужие, — и вы убедитесь, что восстановить весь этот поток времени можно, только написав новую книгу, если не две, а то и все три.

    Однажды биограф Чехова А. И. Роскин предложил нам, собравшимся зимой в Ялтинском доме писателей, заняться этой, как он шутя говорил, «работкой».

    Мы с радостью встретили эту идею Роскина. Каждый начал писать свою «Книгу одного дня», но вскоре все бросили это занятие. «Работка» оказалась труднейшей, почти непосильной даже для опытных и работоспособных мастеров. Она требовала непрерывного напряжения памяти и брала уйму времени, несмотря на то, что при ней отпадали тяжелые для писателя заботы о теме, сюжете и композиции. Все делала за нас сама жизнь.

    У меня тоже есть плохая привычка записывать свои мысли на чем попало, в частности на папиросных коробках. Я всегда был уверен, что никогда не потеряю эти коробки, но тотчас терял их.

    Эти небрежные свои записи я оправдывал тем, что Эдуард Багрицкий читал мне свои стихи «По рыбам, по звездам проносит шаланду», считывая их с затрепанной папиросной коробки «Герцеговина-Флор».

    Но несколько коробок все же уцелело. Одна из них имеет отношение к Чехову и чеховскому дому в Ялте. Я попытаюсь расшифровать сохранившиеся на этой коробке полустертые и короткие записи.

    Я обещал написать статью о Чехове. Но, начав ее, тут же убедился, что писать сейчас о Чехове в том жанре, какой мы определяем словом «статья», очень трудно и, пожалуй, почти невозможно. Кажется, что все слова в русском языке, которые можно отнести к Чехову, уже сказаны, уже истрачены. Любовь к Чехову переросла наши словарные богатства. Она, как и каждая большая любовь, быстро исчерпала запас наших лучших выражений. Возникает опасность повторений и общих мест.

    О Чехове сказано как будто все. Но пока еще мало сказано о том, что оставил Чехов нам в наследство в наших характерах и как Чехов своим существованием определил сегодня жизнь тех, кому он дорог.

    Почти ничего не сказано о «чувстве Чехова» — всегда живого и милого нам человека, о чувстве сильном и благодарном.

    И вот я решил статьи не писать, а обратиться к своим записям на папиросной коробке. Может быть, там где-нибудь и проскользнет то «чувство Чехова», которое я не могу еще точно определить.

    Записи эти, как я уже говорил, очень короткие. Например: «1950 год. Я один в доме. Мохнатая собачка лает внизу. По традиции ее зовут «Каштанкой».

    Память получила легкий толчок и начинает восстанавливать прошлое.

    Это было осенью 1950 года. Я пришел в Ялтинский дом Чехова, к Марии Павловне. Ее не было, она ушла куда-то по соседству, а я остался ждать ее в доме. Старуха работница провела меня на террасу.

    Стояла та обманчивая и удивительная ялтинская осень, когда нельзя понять — доцветает ли весна или расцветает прозрачная осень. За балюстрадой горел на солнце во всей своей девственной белизне куст каких-то цветов.

    Цветы уже осыпались от каждого веяния или, вернее, дыхания воздуха. Я знал, что этот куст был посажен Антоном Павловичем, и боялся прикосновения к нему, хотя мне и хотелось сорвать на память хоть самую ничтожную веточку. Наконец, я решился, протянул руку к кусту и тотчас же отдернул ее, — снизу, из сада, на меня залаяла мохнатая рыжая собачка, по имени Каштанка. Она отбрасывала задними лапами землю и лаяла совершенно так, как писал Чехов:

    «Р-р-р… нга-нга-нга! Р-р-р… нга-нга-нга!»

    Я невольно рассмеялся. Собачка села, расставила уши и начала слушать. Солнце просвечивало ее желтые добрые глаза.

    Было тихо, тепло. Синий солнечный дым поднимался к небу со стороны моря, как широкий занавес, и за этим занавесом мощно и мужественно, в три тона, протрубил теплоход.

    Я услышал в комнатах добрый голос Марии Павловны, и вдруг у меня сердце сжалось с такой силой, что я с трудом сдержал слезы. О чем? О том, что жизнь неумолима, что хотя бы некоторым людям, без которых мы почти не можем жить, она должна бы дать если не бессмертие, то долгую жизнь, чтобы мы всегда ощущали у себя на плече их легкую руку.

    Я тут же устыдился этих мыслей, но горечь не проходила. Разум говорил одно, а сердце — другое. Мне казалось, что в то мгновение я отдал бы половину жизни, чтобы услышать за дверью спокойные шаги и покашливание давным-давно ушедшего отсюда хозяина этого дома. Давным-давно! Со дня его смерти прошло 46 лет. Этот срок казался мне одновременно и ничтожным и невыносимо огромным.

    Цветы за балюстрадой тихонько опадали. Я смотрел на перепархиванье легчайших лепестков, боялся, чтобы Мария Павловна не вошла раньше времени и не заметила моего волнения. И успокаивал себя совершенно искусственными мыслями о том, что в каждой ветке этого куста есть нечто вечное, постоянное движение соков под корой — такое же постоянное, как и ночное движение светил над тихо шумящим морем.

    Пришла Мария Павловна, заговорила о Левитане, рассказала, что была влюблена в него, и, рассказывая, покраснела от смущения, как девочка.

    Сам не зная почему, но я, выслушав Марию Павловну, сказал:

    — У каждого, должно быть, была своя «Дама с собачкой». А если не была, то обязательно будет.

    Мария Павловна снисходительно улыбнулась и ничего не ответила.

    После этого я много раз приходил в чеховский дом в разные времена года. Внутрь я входил редко. Чаще всего я прислонялся к ограде и, постояв немного, уходил.

    Особенно притягательным был этот дом зимой. Низкая тьма висела над морем. В ней тускло проступали бортовые огни парохода, и я по рассказам моряков знал, что с палубы парохода иногда можно увидеть в бинокль освещенное лампой с зеленым абажуром окно чеховского кабинета.

    Странно было думать, что огонь этой лампы был зажжен на самом краю страны, что здесь обрывалась над морем Россия, а там, дальше, уже лежат в ночи древние малоазиатские страны.

    Я разбирал еще одну запись: «Зима в Ялте, снег на Яйле, его свет над Ауткой». Да. Зимой на Яйле лежала кромка легкого снега. Он отсвечивал в блеске луны. Ночная тишина спускалась с гор на Ялту.

    Чехов все это видел вот так же, как мы, все это знал. Иногда, по словам Марии Павловны, он гасил лампу и долго сидел один в темноте, глядя за окна, где неподвижно сияли снега.

    Иногда он выходил в сад, но тайком, чтобы не разбудить и не напугать мать и сестру. Мучила бессонница, и он долго бродил в ночной темноте один, как бы забытый всеми, несмотря на то, что слава его уже жила во всем мире. Но в такие вечера она не тяготила его.

    А рядом белел дом, ставший приютом русской литературы. Давно замолкли в нем голоса Куприна, Горького, Мамина-Сибиряка, Станиславского, Бунина, Рахманинова, Короленко, но отголосок их как бы жил в доме. И дом ждал их возвращения. Ждал и хозяин, тревожившийся только наедине, по ночам, когда никто не мог этого заметить, когда его болезнь, тоска и тревога никого не могли взволновать.

    Во всей огромной литературе о Чехове, во всех воспоминаниях о нем нет ни одного слова о том, что Чехов когда-нибудь плакал.

    Его слезы видел только писатель Тихонов (Серебров), когда Чехов незадолго до смерти приезжал с Саввой Морозовым на Урал. Рассказ Тихонова производит потрясающее впечатление. То были скрытые от всех ночные слезы одинокого, по существу, брошенного и умирающего человека.

    И слезы свои и свои страдания Чехов скрывал по своей доброте, по огромному своему мужеству и благородству, — только для того, чтобы не омрачать жизнь близких, чтобы не причинять окружающим даже тени неприятности.

    Я разобрал еще одну запись: «России всегда мало» — и сразу же вспомнил вечер, когда мы с поэтом Луговским стояли в кабинете Чехова перед камином и смотрели на левитановские «Стога».

    Серые сумерки и бледная луна над мглистыми болотами, крик дергачей, огромные пространства лесов, простоявших этой ночью и сотнями других ночей втуне. Потому, что никто не видел их сырой и поблескивающей березовой листвы и не слышал их загадочных шорохов.

    Леса были покинуты, одни. Ночь одиноко и напрасно шла над ними к отдаленному рассвету. И у Чехова болело сердце оттого, что он тратит время здесь, ничего не видя, когда ему нужно, до зарезу нужно быть там, в России, на севере, чтобы следить за отблесками ночи на тесовой крыше избы или в омутах родных притихших озер.

    Он рвался в Россию, он мучился и сгорал от досады, от горечи, оттого, что не видел, а только угадывал всю ее нерассказанную и нераскрытую красоту.

    Сожаление о жизни, очень короткой и, по его мнению, почти бесплодной и только слегка задевшей его своим быстрым крылом, мучило его в этом доме с его давно устоявшимся уютом конца XIX века.

    И не только его. Почему-то почти каждый человек, попавший в этот дом, начинал думать о своей судьбе, особенно если он проглядел свою жизнь и только сейчас спохватился.

    Почему так случалось, трудно сказать. Очевидно, гармоничность чеховской жизни и его подлинный оптимизм заставляли людей проверять свою жизнь.

    Сейчас разговор о чеховской тоске, хмурости и серых людях может вызвать только улыбку. Как все это неумно и далеко!

    С тех пор мы повзрослели и узнали, что такое чеховский оптимизм. У Чехова все в жизни получало дополнительный, чеховский цвет, рисунок жизни был точен и прозрачен. Его сострадание к людям было требовательным и действенным.

    Запись «Цель фотографий» напомнила один вечер, когда мне удалось достать много карточек Чехова.

    Я разложил их по годам — от гимназических до последней карточки, снятой перед смертью.

    Ничего более поучительного я не видел. Весь путь Чехова — от бездумного обывателя и пустого шутника с легкой пошлинкой до человека удивительной внутренней красоты, благородства и спокойного мужества — был поразительно нагляден.

    Он сам себя воспитал. Он сам себя сделал таким и дал нам суровый урок порядочности по отношению к людям и к своему писательскому делу.

    Чехов много страдал от предвзятости. Его провозгласили певцом тоски, скуки, нытья.

    Страдал от предвзятости и Бунин, и чуть ли не до самой смерти. Критика объявила его барином, ледяным сердцем.

    Только сейчас, когда опубликованы достоверная биография Бунина и его переписка, вдруг выяснилось, что этот крепостник был мелким служащим в земстве и репортером, обивал пороги в поисках грошового заработка, выпрашивал у старшего брата по два-три рубля, чтобы не умереть вместе с больной матерью от голода, испытывал множество унижений и неудач.

    Сколько вымотанных нервов, скольких ненаписанных книг стоили эти преступные наскоки критики и Чехову, и Бунину, и многим другим писателям! Этого, конечно, не сочтешь.

    Две последние записи очень уж коротки, только по одному слову. Первая запись — «гений», а вторая — «доброта».

    Ничего неясного в этих записях нет.

    Чехов — писатель гениальный. Это бесспорно. Но во внимание к его исключительной скромности никто из людей, писавших о нем, не сказал об этом прямо. Даже после смерти Чехова мы стесняемся об этом говорить, чтобы не рассердить его. Сам Чехов наложил запрет на это слово.

    Чехов был скромен, как может быть скромным только подлинно великий человек. Он с яростью относился к чванству, к спеси, к хвастовству.

    Он писал, что самое характерное качество бездарного писателя заключается в том, что он ведет себя надуто и спесиво, как первосвященник. Скромность — одна из величайших черт русского народа. Скромными были все простые и замечательные русские люди. Ни один из них не занимался самохвальством, не улюлюкал на чужаков, не ставил себя в пример всем.

    В скромности — моральная сила и чистота народа, в бахвальстве — его ничтожность и недостаток ума.

    Относительно записи «доброта» можно сказать очень много. Но остается мало времени и места.

    Можно говорить о доброте самого Чехова как человека, но гораздо важнее то обстоятельство, что Чехов был добр и гуманен как писатель. Пожалуй, нет в нашей литературе другого человека, который бы с большим доброжелательством относился к людям, страдая за них, и стремился им помочь.

    Да, он был добр, но беспощаден. Он умел ненавидеть, он не был мягкотелым проповедником всепрощения. Но он знал глубину человеческого горя и ужас людского несчастья, знал, как врач и писатель, и требовал от людей милосердия друг к другу.

    Влияние Чехова в этом отношении было и остается огромным. Почти все передовое итальянское кино в лучших своих образцах — таких, как «Рим в 11 часов», «Похитители велосипедов», «Машинист», «Полицейские и воры», «Мечты на дорогах», — вышло из чеховского гуманизма.

    Этой чеховской доброты, его взыскательного гуманизма не хватает некоторым произведениям нашей литературы. Это обедняет их и лишает в какой-то степени одного из сильнейших качеств.

    Вот расшифровка всех записей, какие я нашел на своей старой папиросной коробке. Благодаря им я кое-что сохранил в своей памяти и смог рассказать об этом обаятельном человеке и писателе.

    Самое его существование доказывает нам возможность и неизбежность подлинного человеческого счастья, ради которого мы работаем, боремся и побеждаем.

Ссылка на основную публикацию