Поговорим о моде: почему вещи с недостатками и изъянами так популярны

Поговорим о моде: почему вещи с недостатками и изъянами так популярны

Неочевидная сторона эффекта Даннинга — Крюгера

Многие люди думают, что понимают суть эффекта Даннинга – Крюгера, прочитав его описание где-нибудь в википедии или на любом другом популярном ресурсе. Однако в силу своего низкого уровня квалификации в области социологии часто оказывается так, что они совершенно недооценивают глубину и разнообразие форм его проявления, причём даже у самих себя. Даже читая про этот эффект они не осознают, как далеки от понимания его реального смысла, испытывая в точности то когнитивное искажение, о котором говорится в описании, которое они читают. В социологии есть вещи, осмысление которых требует понимания того, что осмысляешь. О подобных «замыканиях» я буду говорить довольно часто, поскольку они составляют основу наших научных исследований в «Социальном Лесничестве».

Суть эффекта Даннинга – Крюгера, казалось бы, проста: человек в силу своей низкой квалификации в чём-либо склонен переоценивать своё понимание вещей в этой области и при этом не осознаёт свой низкий уровень квалификации. Выражаясь афоризмами, можно сказать то же самое словами Бертрана Рассела:

Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности.

Истинное знание — в том, чтобы знать пределы своего невежества

Ф. М. Достоевскому приписывают также фразу вроде такой:

Дурак, который понял, что он дурак, уже не дурак.

Подобных фраз много. И вот, прочитав такую, наш читатель уже думает, что раз он понимает заложенный в неё смысл, то он уже точно не дурак, что он обладает знанием и понимание настолько, что к нему подобные фразы применять бессмысленно. Удивительно то, что смысл подобных фраз понимают почти все… и почти все думают, что к ним всё это не относится. И почти ко всем как раз относится.

Наша проблема со стороны выглядит примерно так: человек прочитал что-то про эффект Даннинга – Крюгера, проникся мыслью, согласился с ней, быстро нашёл примеры из своей жизни, как он безуспешно пытался объяснить что-то человеку, который ничего не понимает в некоторой области, но упорно пытается спорить, а может быть и себя вспомнил, как он думал, что в чём-то разбирается, пока на самом деле не начал разбираться. Человек этот думает, что понял суть феномена, научился его распознавать и следить за тем, чтобы самому не оказаться его жертвой… и тут же становится очередным образцом, по которому данный эффект можно изучать. Почему? Потому что в силу своей низкой квалификации в области социологии он не видит, что суть данного метакогнитивного искажения гораздо серьёзнее, чем в этих поверхностных описаниях. Я попробую пояснить это здесь хотя бы кратко на примерах со всё увеличивающейся сложностью обнаружения в них эффекта Даннинга – Крюгера. Чем дальше вы будете читать, тем больше вероятность, что вы ничего не поймёте. Далее пойдут абзацы текста, почти не связанные между собой сюжетом, кроме разве лишь наличия в них всё усложняющегося проявления обсуждаемого когнитивного искажения.

Возьмём для начала простейший пример. Пить и/или курить вредно. Те, кто об этом не знают и делают это – яркие жертвы эффекта Даннинга – Крюгера. Многие из них при этом закусывают выпивку «соусом доктора Фокса», который выражается в советах врачей или якобы научных исследованиях. Они не способны осознать, что пить и курить вредно в силу тех же особенностей интеллекта, которые и являются причиной употребления этих ядов (кто не понял, одна из этих особенностей – тупость). То есть, грубо говоря, ситуация такая: умный человек достаточно умён, чтобы не пить и не курить по собственному выбору, а глупый не достаточно умён, чтобы самостоятельно додуматься не употреблять алкогольный и табачный яд, и не достаточно умён, чтобы поумнеть и бросить данные привычки, если они у него были. Перефразирую Ф. М. Достоевского, упомянутого вначале, – если дурак поймёт, что он дурак – он перестанет делать то, что делает его дураком (в данном примере – пить и/или курить).

Идём дальше. Взять, скажем, начинающего фотографа. Ведь не даром по интернету ходят шутки про таких людей, что, дескать, купил зеркалку и уже считает себя профессиональным фотографом, а если купил скальпель – то уже профессиональный хирург. Ведь и правда, с хорошей профессиональной техникой фотографии и правда будут получаться на твердую «четверку с плюсом», если у человека хотя бы руки растут из плеч, а поскольку большинство не в состоянии отличить искусство от ширпотреба, такие фотографии будут оценены выше, чем они того стоят. Не понимая свою низкую квалифицированность в области фотографии, человек тоже не будет осознавать, что по сути его работы – помойка. В эту же категорию примеров попадают начинающие дизайнеры, программисты, частные строители (шабашники) и т. д.

Горе-строитель, у которого в частном доме рухнул потолок, скажет, что «надо было толще арматуру брать», но не скажет, что не сделал расчёт плиты перекрытия на распределённую и сосредоточенную нагрузку, потому что он в принципе не знал о необходимости таких расчётов, а когда его уволят, или когда горе-заказчик пошлёт его лесом, он не будет понимать за что, так как в принципе не способен осознать узость своего понимания строительной механики. Часто такая ситуация возникает с шабашниками, которые не понимают, почему им не платят за работу то, что они якобы заработали. Им невозможно объяснить, почему тот или иной элемент в строительстве они сделали неправильно, потому что у них на всё один ответ «мы так всю жизнь делали, наши деды так делали, и ничего», а фразу «расчёт балки на прогиб» они никогда и не слышали. Корче говоря, объяснить некомпетентному человеку то, что он некомпетентен, невозможно именно в силу его некомпетентности.

Я нередко наблюдал за попытками так называемых «ферматистов» предъявить своё изящное доказательство Великой Теоремы Ферма. С одной стороны, удивляет их настойчивость пропихнуть полную математическую несуразицу, а, с другой стороны, — их неспособность понять аргументы людей, которые действительно понимают математику. Фанатику-ферматисту невозможно объяснить, в чём ошибка в его доказательстве. Он будет с пеной у рта доказывать, что «научная мафия специально не хочет признавать моё доказательство…», будет обвинять математиков в том, что они сговорились и не пропускают талантливых людей в науку, чтобы не потерять свою работу и т. д. Есть довольно много таких обиженных на науку людей, которым в силу их непонимания математики невозможно объяснить, что их «доказательства» не являются доказательствами Теоремы, однако у них есть сайты, где они говорят, что вот, их обижают, их не признают… аналогично дело обстоит с другими учёными, которых сейчас модно называть «альтами» или «альтернативными учёными». Почти все они не владеют логикой, но не способны понять это, так как не владеют логикой.

Некомпетентный начальник, не понимающий основы управления, скорее всего свалит всё на подчинённых, будто это они не справляются с задачей, в то время как он не понимает (и не может понять в силу узости своих представлений), что именно он неверно наладил схему управления. Возможна и другая ситуация: подчинённые в силу своей некомпетентности в области управления будут думать, что во всём виновато управление, не понимая, что это они такие бездарные, что завалили проект. Вообще просто понаблюдайте за людьми, они часто ищут оправдания своих неудач на стороне, а заслуги объясняют именно своими личными качествами.

Здесь, кстати тоже есть интересная особенность нашего общества, попадающая в нашу тему: многие думают, что во всём виновата власть, с другой стороны считают себя достаточно компетентными, чтобы её выбирать и вообще разговаривать о политике, вести кухонные разговоры на политические темы и говорить в духе «надо было этому Путинку так сделать:…» Осознать свою некомпетентность в политической сфере эти люди не могут сами знаете почему.

По данной теме можно вообще привести множество примеров, где описываемый эффект работает в полной мере: от фанатичного увлечения футболом до коллекционирования каких-нибудь монеток, от увлечения компьютерными играми до попыток строить карьерную лестницу в официальной науке (это не все поймут, но когда-нибудь я поясню). Все люди, страдающие подобной ерундой, не способны в силу своей некомпетентности в вопросах нашего жизнеустройства осознать, что занимаются ерундой. Осознание смысла своей жизни и необходимости действовать в соответствии с этим смыслом для них является пустым звуком, потому что уровня их понимания хватает только на ерунду.

Есть такая популярная шутка про марксистов. Марксистов не существует. Человек, который понимает марксизм, никогда марксистом не будет, а тот, который не понимает, марксистом не является. Эта шутка содержит в себе обсуждаемый нами эффект, но она очень не понравится «марксистам»… они её не поймут… сами знаете почему.

Гораздо более сложным является непонимание последствий своих решений в жизни. Есть такое наблюдение, что люди не понимают причины происходящего с ними. Например, человек живёт в плохих условиях, постоянно должен торчать на работе ради каких-то копеек, постоянно что-то в его жизни не ладится. Он не может осознать, в чём именно причина, но часто находит «простые объяснения» тем последствиям, которые всю жизнь и разгребает, которые по сути являются всего лишь оправданиями. Скажем, женщина может найти простое объяснение того, почему она до сих пор «сильная и независимая» в фразе «все мужики козлы», одновременно с этим мужчины могут найти такое же объяснение своих неудач в другой не менее известной фразе. Вообще, любящие поплакать о своей судьбе люди – это все те, кто полностью находится под властью эффекта Даннинга – Крюгера. Осознать причину своих неудач они не могут именно потому, что причина эта – та же самая причина, которая привела их к этим неудачам, то есть неспособность мыслить и принимать правильные решения. Если бы они действительно понимали свою жизнь, не было бы и неудач, не было бы и необходимости плакать. Когда у человека что-то не ладится в жизни, далеко не всегда он способен отыскать длинную-предлинную цепочку причинно-следственных связей, которая, возможно, тянется на многие годы, и отыскать её начало. Почему? Потому что он, в силу узости своих представлений об этом мире, не знает (а если ему сказать, то не поверит), что подобные цепочки действительно существуют и их действительно нужно уметь раскручивать. Они не могут осознать, что каждое действие в этом мире имеет последствия. Причём нередко причина от следствия может отстоять на многие годы и даже десятилетие. Однако это уже сложная тема, она явно требует отдельного разговора.

Ну и последний пример на сегодня (но не последний по своей сложности) – есть люди, которые реально думают, что понимают эффекта Даннинга – Крюгера. Так вот… они его не понимают! Подумайте сами, почему. В качестве подсказки задайте себе вопрос: вот вы прочитали эту статью, и что? Вы думаете, что поняли её смысл?

Несмотря на вышесказанное, всегда есть способ «проломить» замкнутый круг, образованных эффектом Даннинга – Крюгера. То есть с одной стороны дурак не может стать умным именно потому что дурак, но, с другой стороны, люди умнеют. Из любого замкнутого социологического круга есть выход, то есть можно научиться понимать то, что для своего понимания требует это же самое понимать изначально. «Замыкания» всегда имеют точку входа и выхода. Но как же их отыскать?

Цитаты: Поговорим о моде — 30 лучших цитат о моде и стиле

Иногда ничто лучше не раскрывает перед нами сакральный смысл понятия «мода», чем высказывания великих людей, так или иначе имевших к ней отношение. Мы собрали 30 лучших цитат о моде и стиле от самых авторитетных личностей в модной индустрии.

«Мода — это то, что дизайнеры предлагают нам четыре раза в год. Стиль — это то, что мы выбираем». Лорен Хаттон

«Я люблю женщин. Я пытаюсь делать для них красивые вещи, стараясь не оскорбить их. Я для этого живу». Кельвин Кляйн

Пандемия породила странную моду: чем хуже выглядишь, тем лучше

Кому нужен болезненный внешний вид

На подиумы, представляя новые коллекции ведущих модных брендов, вместо привычных красоток в последнее время все чаще выходят модели с заметными изъянами внешности – плохой кожей, лишним весом, с откровенно болезненным «луком» – видом. Эксперты моды говорят об «атипичной» красоте – новом ее прочтении. Потребители же не на шутку встревожены: уж не «бьютифобия» ли нас накрыла – избегание демонстрации красоты как способа дискриминации менее красивых?!

В причинах и возможных последствиях явления «МК» разбирался вместе со специалистами.

«Мир, что с тобой происходит?! – задается вопросом опубликовавшая в соцсетях фото с показов этого года от известных кутюрье актриса Елена Анищенко. – В моде «нетипичная красота» и уже даже не унисекс… Дамы все безлики, волосы с эффектом немытости, липкие и неухоженные, грудь впалая, лица угрюмые, уставшие, озабоченные или болезного вида, будто живые мертвецы, ходят зачем-то косолапо… Но самое удивительное – это мода на некрасивость, которой подиум бравирует! И это самые дорогие модели, которые закрывают показы, которые являются лицами мировых брендов!»

Айрин – голливудская актриса российского происхождения, в свободное от кино время работает на фэшн-съемках и в курсе всей подноготной этого бизнеса.

– Кто следит за показами от-кутюр, тот знает, что на подиуме уже появлялись и возрастные модели, и полненькие. Это дань модной сейчас идее равенства – никакого эйджизма (дискриминация по возрастному признаку – авт.), никакого бодишейминга (осуждение в связи с несовершенством фигуры – авт.). А сейчас на волне пандемии и BLM сделали еще один шаг вперед, уравняв красивых и не очень, здоровых и не слишком.

– Вы считаете, что для индустрии красоты это шаг вперед?!

– Ив Сен Лоран когда-то первым вывел на подиум черную модель, что по тем временам казалось неслыханным экспериментом! А теперь это в норме вещей. Да, мода в первую очередь индустрия, бизнес, поэтому те, кто у руля, просто не могли не воспользоваться новым полем, которое открыли им пандемия и движение за всеобщую идентичность, понимаете? Мода пусть гротескное, но отражение реальности. Как цинично ни прозвучит, но в моду стремительно вошли страшненькие и несчастненькие, потому что сейчас их больше, чем цветущих и счастливых.

– То есть, из-за пандемии дизайнеры решили вывести в тренд «больной лук», а из-за BLM этих странных пятнистых людей?

– Белые пятна на коже – это болезнь, называется витилиго. На кастингах модели с витилиго сейчас очень востребованы. Кумир американцев – Винни Харлоу. Фанаты рисуют себе пятна на коже, как у нее, или накладывают трафарет, чтобы загореть пятнами на солнце или в солярии. Есть и так называемые «транс-блэк» – те, кто с помощью специальных инъекций становятся из белых черными. 30 лет назад Майкл Джексон делал все возможное, чтобы из черного стать белым, а теперь все наоборот.

Транс-ниггер – девушка, перекрасившая кожу в черный цвет с помощью инъекций.

– А почему модели с немытой головой и унылым выражением лиц? Ведь мода это все же праздник, шоу!

– На самом деле, волосы у них, конечно, чистые, а такой вид достигается за счет специального макияжа. Сейчас как бы создается новый «инклюзивный» образ красоты, с учетом реалий. Течение Inclusion (включение – авт.) подразумевает, что за бортом моды никто не остается, независимо от внешних данных. К примеру, на кастингах на фэшн-съемки раньше требовалась идеальная кожа, а теперь наоборот – приветствуются веснушки, шрамы, проколы, тату в самых невообразимых местах. Очень востребованы модели с не белым оттенком кожи – афроамериканцы, южноамериканцы, азиаты – это в угоду расовой идентичности. Полные модели – в поддержку людей с гормональным ожирением, таких в Америке очень много. Все для того, чтобы дети не росли с комплексами.

– Чтобы они не стремились похудеть и улучшить себя, а спокойно оставались толстыми?

– С детьми в США особая история. Считается, что навязывать диету толстому подростку неэтично.

– Выходит, вот это все – несовершенная кожа, унылый вид, лишний вес – наш сегодняшний общий портрет, который и отражает мода?

– Да, и такое происходит не впервые. Началось еще с Кейт Мосс с ее образом изможденной беспризорницы. В 90-е был стиль гранж и героиновый шик: модели были истощенные, с черными кругами под глазами. Когда Катрин Денев впервые увидела коллекцию Ив Сен Лорана, где на тощих девочек поверх комбинаций надели кожаные куртки, то чуть в обморок не упала, я своими глазами это наблюдала! Она всегда одевалась у Лорана и приехала на показ, а он ее убил этими комбинашками! Потом даже Денев привыкла. Так что все повторяется.

Что касается самих дизайнеров, то они в первую очередь художники. Коллекции от-кутюр – это полет фантазии, художественное виденье образа сегодняшней красавицы, как Пикассо рисовал своих женщин кубами. В магазины эти вещи в таком виде никогда не попадут. И образы моделей, спустившись с подиума в народ, утратят утрированные черты. Но общий смысл образа останется – сейчас мы не в самом цвету.

– Пандемия принесла новое понимание красоты, – подтверждает современный художник стиля концепт-арт Илья Смолин. – Это новый виток восприятия образов, который, войдя в моду и укоренившись в ней, станет новым эталоном естественности. На нашей памяти долгое время в топе была «гламурная» красота, некая ожившая барби, но так было не всегда. Вспомним Рубенса, Пикассо и множество других великих имен, у каждого из которых было свое виденье красоты и понимание прекрасного. В 19 веке воспевалась хрупкая болезненная – «чахоточная» – женственность – не только как своеобразный манифест против буржуазной «сытости», но и как отражение хворей и проблем того времени. Во все времена и люди, и искусство подстраивались под реальность, и сейчас происходит то же самое. Естественность может выглядеть болезненно, но это нисколько не умаляет ее природной красоты. Как и сама природа, она может быть как на подъеме, так и в упадке, но в любом случае самобытна и прекрасна.

УРОДЛИВАЯ МОДА. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

Ну что ж, девчонки!

Пришла пора серьезно поговорить про моду и уложить в голове, что же происходит в этом мире и как нам с этим жить дальше?

Каждый день я читаю в Инстаграм ваши комментарии к моим постам.

Комментарии, относящиеся к моде и трендам, я делю всегда минимум на два типа:

  • Часть из них явно свидетельствует о том, что их авторы не разбираются в моде и отстали от времени. Это опасно, girls! Если в голове процветают идеалы времен бабушек и мам, то вы рискуете выглядеть старше, не привлекательно, не успешно. Визуальная потеря молодости, ухоженности, социального статуса и благополучия – тот еще аттракцион! Не советую!
  • Вторая часть резонна. Мы растеряны. Мода становится объективно все более уродливой. Ugly fashion – уже не удел единиц, а действительность, подмигивающая нам из глянцевых журналов, инстаграмов и с полок магазинов.

По первому пункту я постоянно веду работу в этом блоге и Инстаграм. Читайте, адаптируйте, применяйте.

Урок про пирамиду моды посмотрите, чтобы найти свое место в этой пирамиде и научиться адаптировать моду к своему гардеробу в грамотной дозе. Вы же не хотите выглядеть несчастными тетками вместо успешных и ухоженных девушек?

А вот по второму пункту поговорим подробнее. Вам будет интересно:)

С одной стороны, я, как представитель более чем модной профессии, ооооочень спокойно отношусь к любым тенденциям и предложениям дизайнеров. Меня сложно удивить. Мне скорее интересно, чем страшно!

С другой стороны, я не работаю в шоу-бизнесе. Мои Клиентки – от жен «Форбсов» до учениц онлайн-школы – в хорошем смысле этого слова, обычные девушки и женщины. Им нужен стильный повседневный гардероб и пару комплектов для праздников. И я вижу, что им все сложнее смотреть на моду с позитивом, потому что понять ее все труднее.

А это, опять же, чревато пунктом 1. См выше.

Поэтому давайте по порядку разберемся в том, что происходит и научимся брать то, что нам нужно и игнорировать то, что нас не касается!

.

МОДА КАК ИСКУССТВО

Все так чудесно начиналось:)

Кутюрье были творцами, создающими настоящие шедевры.

С временем высокая мода haute couture стала нерентабельна и осталась привилегией самых успешных домов, имевших возможность щедро инвестировать в это имиджевое, но неприбыльное направление.


.

МОДА КАК БИЗНЕС

Все мы взрослые люди и понимаем, что создание одежды сопровождается как расходами, так и доходами.

И если кто-то умеет создавать интересную и востребованную одежду, то странно на этом не зарабатывать?

Однако, каждый растущий бизнес, особенно в сфере производства, связан с издержками, себестоимостью, рисками, регулярными расходами на поддержание и развитие.

И в этом абсолютно понятном и реалистичном моменте кроется одна из причин, почему мода становится «уродливой».

СМЕНА ФАСОНОВ

Раньше одежда была красивой. И это всем нравилось. Мы привыкли, что вещи делают нас лучше, чем мы есть.

Мы становились более симпатичными, ухоженными, пропорциональными. Мы выбирали вещи, которые подчеркивают наши достоинства и скрывают недостатки.

И многие из вас, мои милые девочки, до сих пор делают именно так. И считают это ЕДИНСТВЕННО правильным и логичным решением.

90% людей не нравится, когда кто-то одевается так, что начинает выглядеть в одежде хуже, чем без нее.

Более бесформенно. Крупнее. Неженственно. Продолжать можно до бесконечности.

На самом деле, это всего лишь сила стереотипов.

За многие столетия мы усвоили, что ГАРМОНИЯ – это так, а не иначе.

Но все течет и меняется.

Сейчас, в 21 веке, нужно помнить, что правила игры вы выбираете для себя сами.

Не нужно судить тех, кто не вписывается в ваши представления о прекрасном. Занимайтесь собой.

Это гораздо эффективнее и приятнее!

Вернемся к ugly fashion!

Бизнес такой бизнес – мы уже знаем.

И, к примеру, мода на бесформенность была вызвана не только потребностью найти что-то новое, дать делу новый виток, но и потребностью в снижении издержек.

Два момента так удачно совпали, что в магазинах появился one size. Очень удобно!

Сшить платье по фигуре, может, и не сложно. А вот продать его – тот еще квест! Все фигуры разные – и это я не про размер сейчас говорю! Рост, длина ног к туловищу, обхваты у девушек, формально носящих один и тот же размер, могут быть разными. Значит, наше платье по фигуре сядет на 1 фигуру из 10 в лучшем случае. Ну и добавим еще размерный ряд. Попробуйте сшить 10 приталенных платьев разных размеров и найти тех, на кого они сядут?

Другое дело прямые фасоны, коконы и прочие свободные вещи – нет талии, нет проблем! Сидит на всех, потому что «следовать» линиям фигуры уже не нужно! Сшейте 10 таких платьев и вы быстро найдете покупательниц. Конечно, если они будут верить в то, что это красиво! Размерный ряд можно тоже не усложнять, Onesize от 40 до 48 размера вполне может существовать в таких фасонах!

Что и произошло! Нам хотелось новенького и более удобного. Дизайнерам – окупаемого и быстро продающегося. Наши интересы совпали. А тех, кто не проникся сразу, убедили рекламные кампании, трендсеттеры и прочие лидеры мнений.

И подчеркну, что это не хорошо и не плохо. Просто это теперь так.

Кому-то это кажется стильным. Кому-то уродливым. Мне, как стилисту, ближе первый вариант. Но на вкус и цвет товарищей нет. Так что все мы имеем свое право на мнение и восприятие:)

МОДА ПО СПИРАЛИ

Помните эту фразу про то, что ничего нового, на самом деле, не появляется?

Мода двигается по спирали, воскрешая то, что мы уже когда-то носили.

Это, конечно, правда. Посмотрите на текущие коллекции и вспомните моду 80-х и 90-х. Мы это уже проходили.

А вот другая сторона медали, то есть спирали, заключается в том, что мы не просто вспоминаем прошлое с помощью дизайнеров. Мы спасаемся от скуки. А они получают возможность продать нам что-то новенькое! И всем хорошо:)

Вот как это работает. Если в моду войдут мини-юбки, то:

  1. Большая часть людей сначала будет против. Новому и непривычному всегда сопротивляются.
  2. Меньшая часть людей будет носить их и радоваться. Бросая вызов. Отличаясь от других. Пробуя что-то новое. Ну и «огребая» от первых:)))
  3. Через какое-то время часть пугливых скептиков привыкнут к мини, насмотрятся и тоже начнут носить.
  4. Грустнее всего за последних. Тех, кто наденет мини совсем поздно. Когда они появятся в каждом гардеробе. Флер индивидуальности растает на глазах. И первые начнут искать что-то новое. Чтобы не быть как все. И уж точно не быть, как четвертые.

И вот тут мы вспомним про спираль. Резкий поворот. Чтобы вторые, третьи и четвертые снова напряглись. А первые оторвались и запустили новый тренд в массы. После мини, как правило, в моду входит макси. После приталенного анатомического кроя – оверсайз. Да, чтобы взбодриться и вздрогнуть. И снова годами привыкать и приучать. Чтоб снова вильнуть по спирали и вызвать удивление. И так по кругу. Ну, то есть по спирали.

Мода все равно не вернется к нам в чистом виде. Это будет «перепевка», с новыми деталями и существенными отличиями. Именно поэтому инвестиции в винтаж так сложны и опасны. Равно как и хранение устаревших вещей в ваших гардеробах. Часто это не имеет смысла. Потому что именно в этом виде эти вещи все равно в 90% случаев не вернутся!

КТО ДЕЛАЕТ МОДУ

Гении, чудаки, творцы. У них своя Вселенная, девочки. Они в ней летают. Изобретают.

Нам с вами хватает обычной одежды. А они ее уже проходили. И им нужно двигаться дальше. Они увлечены. Они должны развиваться и открывать новые грани.

Поэтому обывателю иногда так трудно расшифровать подиумные look’и. Многих из вас шокирует мода. Просто потому, что это другой язык и другой мир.

И именно поэтому существуют стилисты и трендсеттеры, которые «переводят» моду на бытовой язык, разбирают подиумные образы на части и показывают каждый тренд по-отдельности, обрамляя его повседневной одеждой. И тогда, со временем, мода начинает вам нравиться. Вам дают шаблон и инструкцию по использованию.

И еще один забавный момент во всей этой истории, что моду для женщин делают те, кого не всегда интересуют женщины. Я к этому совершенно нормально отношусь, но предполагаю, что этот факт тоже накладывает свой отпечаток:-)
.

ГРОТЕСК

Возвращаясь к спиралевидному движению моды и потребности дизайнеров в постоянном развитии, а также не забывая о нашей потребности в изменениях и новинках, ну и, конечно, помня о бизнесе, который должен зарабатывать, а значит производить что-то новое, ведь мы не будем покупать то, что у нас уже есть в гардеробных, можно понять, почему мода стала такой странной.

Нормкор и минимализм были обречены. От простого – к сложному. Движение неизбежно по многим причинам. Как экономическим, так и эстетическим.

Скромная повседневная одежда, распробованная нами, купленная нами, должна была уступить место новому тренду. А он, как водится, должен был идти от обратного.

Сначала дизайнеры ударились в неносибельный бохо, скрестив его чуть позже с ретро. Прошло три года и мы смогли это «приготовить» и в своих повседневных гардеробах.

Ок! Дальше испытание роскошью! А не страшно! Правил-то все меньше, носим, что хотим. Да и упал этот тренд в нашей стране на благодатную и плодородную почву. Ну не надо нас уговаривать носить расшитое и блестящее;-) Мы это любим, умеем, практикуем.

И вот логический новый уровень. Мы там давно не играли. А кто-то не только не играл, но и не планирует, не хочет и даже не сможет!

Авангард. Чудачество. Гротеск. Безумие. Цирк.

И вот пробивает звездный час Аллесандро Микеле, проработавшего в кулуарах Gucci много лет. Он ворвался в модный мир и в считанные дни вдохновил и убедил нас, что пришла пора сочетать все со всем и побольше. Настоящий Ренессанс застоявшейся было моды.

С ним делят модный олимп Balenciaga и Vetements – бренды, творения которых с трудом вообще не вписываются в понятие «красивая одежда». Пугающие силуэты, извращенный антигламур, асексуальность и прочее…

Нет ничего скучнее красоты. Вот девиз нового модного времени.

Ugly fashion. Красотой не удивишь. А протестом, эпатажем, нестандартом – очень даже.

Модно быть не красивым, а не таким, как все. Это и есть девиз авангардного стиля. И все только начинается. Через какое-то время мы попадем в эпицентр этого урагана.

Мы видели и пробовали все. Поэтому пришла пора для модных извращений. Все должно дойти до ручки. А потом глотнем минимализма, начудачившись вдоволь:-)

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ

Честно, мне как стилисту, все это безумно интересно!

Но, как обывателю, такая мода, конечно, кажется странноватой. Да и не нужна она в таком виде в обычной жизни.

И вы не обязаны ее в чистом виде использовать.

Если в моду приходят пиджаки с плечами, не проходящими в дверной проем, возьмите на заметку слово «пиджак». И выберите тот, который вам идет и является уместным в рамках ваших представлений о прекрасном и в рамках вашего образа жизни.

Если дизайнеры призывают размазывать красную помаду до ушей – просто используйте ее привычным вам образом.

Адаптируйте моду к себе и получайте от этого удовольствие.

Надеюсь, моя статья помогла вам узнать о моде чуть больше и понять ее. А принимать ее в общем виде не обязательно;-) Все нужно использовать по собственному вкусу, обстоятельствам и усмотрениям. Именно так создается ПЕРСОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ и ИДЕАЛЬНЫЙ ГАРДЕРОБ;-) Через осознанное понимание себя и моды.

Ниже предлагаю вам посмотреть мой онлайн-урок и научиться адаптировать модные тренды к своему повседневному гардеробу. (Обращаю ваше внимание на то, что это урок 2017 года. Но логика та же — пользуясь им, научиться адаптировать тренды любого года, в котором вы сейчас оказались)

Приятного просмотра, мои осознанные, насмотренные и стильные girls!

А чтобы прокачать свой гардероб от и до, научиться сочетать цвета, выбирать фасоны одежды по фигуре, корректировать недостатки, подчеркивать достоинства, ловко пользоваться акессуарами, создавать стильные total looks из повседневных вещей, разбираться в стилях и моде и стать самой себе стилистом, приходите на индивидуальное обучение на практике в онлайн-школу. Каждый мой курс и урок окупаются на первом же шопинге:)

Начинайте с Базового курса, продолжайте обучение на Продвинутом:-)

Поговорим о моде: почему вещи с недостатками и изъянами так популярны

Мы очень часто задумываемся над тем, что же одеть на каждый день или же на какое-то важное событие или мероприятие. Красота человека зависит не только от ухоженности и макияжа, но и от идеально продуманного стиля. Гардероб каждого человека состоит из каких-то вещей. Может одни менее модные и современные, а другие наоборот – очень актуальные и пользуются популярностью именно сегодня. В данном случае все зависит исключительно от того, насколько владелец этих вещей придерживается тенденций мира моды.

Мода – это временное господство конкретного кроя, ткани или фасона в гардеробе практически каждой женщины или мужчины. Также мода не прошла мимо детей, ведь современный рынок товаров предлагает очень симпатичные и актуальные наряды для самых маленьких модников и модниц. Очень важно учитывать особенности моды, поэтому если вы покупаете вещь и не располагаете большой суммой денег, то заранее решите для себя: сможете ли вы ее носить после окончания модной волны этого сезона. Если говорить об особенностях моды, то, конечно, это постоянная погоня за чем-то новым.

Однако опыт многих модников и модниц показывает, что постоянно возвращается актуальность на определенный стиль, поэтому и принято говорить, что новое – это хорошо забытое старое. В данном случае очень часто вновь становятся актуальными те наряды, которые носили еще наши бабушки и дедушки. В одежде мода меняется с наступление нового сезона – времени года, поэтому стоит на это ориентироваться. Есть также люди, которые вообще не интересуются модой, вследствие чего они прекрасно умудряются экономить на этом деньги, но минус в том, что они не выглядят так актуально и модно как другие. Сегодня мода – это большие деньги, ведь компании, предприятия и фабрики зарабатывают достаточно неплохо на том, что их новый товар раскупается с невероятной скоростью, а в это время специалисты заняты разработкой новой одежды, техники, косметики и т.п.

В чем плюсы моды для современного общества?
1. Наглядный пример того как можно стильно одеваться и подбирать наряд в соответствии с вашим типом фигуры.
2. Возможность самовыражения и приобретение уверенности в себе для людей с нестандартными пропорциями в фигуре. Сегодня мир индустрии одежды подарил уверенность в себе даже очень полным людям, ведь появилась масса коллекций как, например, для людей небольшого роста, так и для полных.
3. Открываются новые магазины и витрины, которые заполнены интересными и стильными вещами для людей разной комплекции, роста и возраста.

4. Возможность для реализации креативных идей творческих личностей. На самом деле появилась масса рабочих мест для тех, кто умеет создавать интересные варианты одежды для различных случаев жизни.
5. Прекрасный ассортимент товара на любой вкус. Конечно, заслуга в этом моды и ее создателей. Сегодня у клиента нет проблемы в выборе одежды, ведь он даже сам может придумывать фасон и заказывать индивидуальный пошив одежды.
6. Масштабный бизнес, который приносит огромные доходы по всему миру.

В чем минусы моды для современного общества?
1. Активно развивается шопоголизм как настоящее психологическое заболевание. Это значит, что масса покупателей готовы потратить последние деньги, чтоб приобрести модную вещь, которой у них еще нет в гардеробе. Еще пару десятков лет назад ученые не углублялись в суть этой проблемы, но уже сегодня ясно – это заболевание.
2. Недоступность некоторых моделей одежды, которые очень модные в определенном сезоне. Конечно, вы можете заняться активным поиском уникальной вещи, которая стоит достаточно дорого, но не стоит этим сильно увлекаться и посвящать себя индустрии одежды.
3. Комплекс неполноценности тех, кто не может позволить себе быть модным и стильным.

Если вы не знаете, что же именно выбрать из одежды, то, скорее всего, вы выберете именно модную одежду сезона. Иногда это действительно отличный вариант, который избавит вас от головной боли касательно поисков интересного варианта. Помимо модных течений старайтесь не забывать о том, что вы должны оставаться собой, не смотря на массу модных вещей и аксессуаров. Люди, которые имеют отличный вкус в одежде и стремление всегда выглядеть уникально, научились совмещать два в одном: моду на одежду и свое уникальное виденье стиля.

Дельные советы для современных модников и модниц:
1. Отдавайте предпочтение не только модной, но и удобной одежде, потому как вскоре вы пожалеете о такой покупке. Всегда покупайте одежду, которая идеально подходит вам по размеру, и не рассчитывайте на то, что поправитесь, похудеете, кожа на обуви растянется и т.п.
2. Всегда перед выходом из дома тщательно продумывайте свой бюджет и кладите в кошелек именно ту сумму, которая должна быть потрачена на одежду, не более того.
3. Всегда старайтесь делать необычные комбинации даже из самых модных и распространенных вешей, так вы всегда будете выглядеть интересно и не шаблонно.

4. Отдавайте предпочтение натуральным тканям.
5. Всегда внимательно изучайте инструкцию по уходу за конкретной вещью, чтоб не испортить дорогую покупку.

6. Если не умеете выбирать одежду, возьмите с собой человека, который прекрасно умеет сочетать предметы гардероба и имеет хороший вкус.
7. Отдавайте предпочтение проверенным брендам.
8. Если хотите оставаться на модной волне, то всегда изучайте специальную литературу, глянцевые журналы и смотрите познавательные передачи о самых последних новинках.

Мода на одежду появилась уже много лет назад, а сегодня эта сфера работает еще более слаженно и идеально. Также мода в одежде зависит во многом от сексуальности, ведь в определенных коллекциях оголяются какие-либо участки тела, а в других наоборот. Также меняется силуэт и популярность тканей для различных нарядов.

Есть ведущие дизайнеры, которые являются определенными законодателями, поэтому отталкиваясь от их последних тенденций, можно всегда оставаться на свежей волне. Также есть определенная ценовая категория, в которой идут изменения на актуальные модели. Но также есть и подиумные наряды, которые хоть и модные, но для повседневной жизни не предназначены. Оставайтесь собой и по возможности используйте возможности современной моды, ведь все хорошо в меру.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

Можно ли писать и говорить о моде без дискриминации женщин

Одежду носят все, поэтому писать и рассуждать о моде и вещах тоже могут все. Но слушать и читать интересно только тех, кто в состоянии поместить тенденции в современный контекст. А вот эти фразы в современный контекст не вписываются.

Женщина должна быть женственной

В топку все тексты, которые начинаются со слов «женщина должна». Женственность в последнее время сильно настрадалась. То ее отменяют вовсе. То говорят, что она осталась, просто стала «новой». На самом деле, женственность никуда не исчезла. Просто она перестала быть обязательной. Женщина получила свободу выглядеть, как ей нравится — хоть женственной, хоть андрогинной. И это право быть разными у нас никто не отнимет.

Актриса Тильда Суинтон

Нужно прятать недостатки и подчеркивать достоинства

Вы заметили, что все прогрессивные модные ресурсы и издания давно перестали относиться к женскому телу как к набору достоинств и недостатков? Вдруг стало неприлично советовать прятать колени, маскировать пышные бедра или закрывать круглые плечи. В цивилизованном мире за комментарии в духе «укороченные топы и облегающие платья можно носить только женщинам не больше 42 размера» вообще можно лишиться работы. В этом большая заслуга движения бодипозитива: каждое тело прекрасно, и никто не имеет права осуждать чью-то внешность.

Настоящая Женщина всегда носит каблуки

Остались еще фэшн-фашисты, которые продолжают настаивать на том, что женщина должна «вставать на каблук». «Сняла каблуки — сошла с дистанции» и прочие маразмы невероятно популярны среди внушаемой аудитории. А все почему? Потому что людям нравятся правила. Нравится верить, что если следовать всем этим «заповедям», то можно стать Настоящей Женщиной, что бы это ни значило. И совсем не хочется верить, что каблуки еще никого не превратили в Настоящую Женщину, что каблуки вообще ни на что не влияют и никому не добавили ни статусности, ни привлекательности, ни стильности. Босая, естественная и прекрасная Джулия Робертс в вечернем платье на последней красной дорожке Каннского фестиваля — тому подтверждение.

lenta.ru

Выглядеть хорошо — это значит выглядеть достойно и прилично

Еще два года назад можно было рассуждать на тему вульгарности и плохого вкуса, а сегодня уже нет. Потому что мы стали гуманнее, демократичнее и проще. А если еще не стали, то хотя бы стремимся. Вульгарность больше не приговор. Спасибо Ким Кардашьян за это. Осуждение женщины за длину ее юбки или глубину декольте не приветствуется и называется звучным словом слатшейминг. Американский Vogue предлагает вдохновляться модными промахами Бритни Спирс и заявляет: «Будь проклят хороший вкус». Быть королевой трэша сегодня модно. Если женщина скорее раздета, чем одета, то это ничего не говорит о ее моральных качествах. Это значит, что она чувствует себя уверенно и свободно и плевать хотела на мнение остальных. Бейонсе поет в трусах, чулках в сетку и в кожаных боди и продолжает оставаться чуть ли не главной феминисткой нашего времени. В общем, хватит судить нас по внешности.

elbalonrosa.com

После 30 нельзя носить мини

А после 40 нельзя показываться людям без помады. После 50 нельзя жить без тщательной укладки. А после 60 лучше вообще не выходить на улицу, чтобы не шокировать окружающих. Все подобные высказывания называются эйджизмом, или, другими словами, дискриминацией по возрасту. Мы же все воспитанные и образованные люди и такими глупостями заниматься не будем. Нет такого возраста, после которого нельзя носить мини-юбки. Есть такой возраст, после которого нужно перестать оценивать людей по возрасту. Носить мини в 15, 35 и 55 — это нормально. Ненормально указывать женщине, что ей носить в зависимости от возраста. И состояние и форма ног здесь неважны. Важно только желание самой женщины. Вот такой переворот случился в общественном сознании. Надеемся, что навсегда.

В модных обзорах хочется видеть меньше нравоучений и ограничений. Женщин не нужно порицать, осуждать, оценивать и загонять в рамки. Просто расскажите, как современная мода поможет им стать счастливее, увереннее и сильнее. Больше веселых и красивых модных историй, меньше дискриминации!
Источник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Как скрыть недостатки фигуры с помощью одежды

Искусство подчеркивать свои достоинства и скрывать недостатки присуще практически любому человеку. Кто-то делает это с недостатками характера, а кто-то – с недостатками фигуры. Умение подчеркнуть все самое необходимое – главный секрет привлекательности женщины. При этом возможно совершенно не терять индивидуальности. Ниже мы рассмотрим, как это сделать.

Какие бывают типы фигуры

Всего различают пять типов фигур:

  • Треугольник;
  • Перевернутый треугольник;
  • Круг;
  • Прямоугольник;
  • Песочные часы.

Чтобы точно понимать, к какому типу себя относить, рассмотрим подробно каждый из них.

Треугольник – фигура расширяется от верха к низу. Плечи достаточно узкие, в то время как бедра массивные и широкие. Грудь у таких девушек, как правило, небольшая.

Перевернутый треугольник, как надо понимать, представляет из себя наоборот: узкие бедра и широкие плечи. Грудь большая, а талия выражена нечетко.

Круг – обладательницы такого типа имеют длинные и стройные ноги, но совершенно не имеют талии. Грудь большая, плечи и бедра пропорционально широкие.

Прямоугольник – маленькая нечетко выраженная грудь. Талия, плечи и бедра практически пропорциональной ширины.

Песочные часы – талия очень тонкая и выраженная. Бедра достаточно широкие и пропорциональны ширине плеч. Грудь среднего или большого размера.

Верх для каждого типа фигуры

Первое, что необходимо сделать для девушек «треугольников», это подчеркнуть талию и постараться визуально увеличить плечи. Аксессуары (пояса, шарфы и ожерелья) должны быть крупными и широкими. Кофты, блузы, рубашки и пайты должны быть выше или ниже самой широкой части бедер. Иначе вы сделаете на них ненужный акцент. Отлично будет смотреться верхняя одежда приталенных фасонов до или ниже колена. Данному типу рекомендуется избегать вещей черных оттенков, иначе и так маленький верх будет визуально еще меньше. Также не стоит носить платья прямого покроя и слишком облегающие вещи.

Перевернутым треугольникам следует делать все наоборот: визуально уменьшать верх и увеличивать низ фигуры. Свитшоты, блузы и толстовки лучше выбрать черных тонов. V-образный или U-образный вырез – то, что нужно. Верхняя одежда желательная прямого кроя длиной чуть выше колена. Избегайте вещей с объемными деталями (рукава «фонарики») и топов с узкими бретелями.

Перед «круглыми» девушками стоит задача визуально сделать фигуру длиннее и уже. На первом месте стоят вещи с вертикальными полосками. Все рубашки, блузы и кофты, начиная от линии груди, должны быть свободного кроя. Самая приемлемая длина – середина бедра. Покрой верхней одежды – трапециевидный длинною до колен или икр. Не стоит носить плотно облегающую одежду, объемную вязку или крупные аксессуары.

«Прямоугольникам» следует визуально увеличить грудь и сделать талию более изящной. Из расцветок стоит выбирать яркие и крупные принты. Неплохо будут смотреться рюши, воланы и накладные карманы в области груди. Широкий пояс поможет решить проблему с талией. У верхней одежды должна быть четко обозначена линия плеча, а низ слегка расклешен. Избегайте горизонтальных полосок, тонких поясов и одежды прямого покроя.

«Песочные часы» нуждаются в балансе верхней и нижней частей тела. Лучше всего смотрятся слегка приталенные вещи. Идеальная длинна верхней одежды – до колен. Точно не стоит носить вещи из тяжелых тканей, модели с принтами в клетку или полоску, а также вещи с накладными карманами.

Низ для каждого типа фигуры

Обладательницам типа «треугольник» стоит носить черные юбки и брюки. Желательно, чтобы брюки были слегка прямые или расклешенные от колена. Хорошо будут смотреться юбки «карандаши», тюльпаны и годе. Избегайте вещей с накладными карманами, брюк с низкой посадкой и горизонтальными принтами.

Перевернутые треугольники наоборот должны отдать предпочтение светлым брюкам и юбкам. В области талии или ягодиц желательны накладные карманы или декоративные детали, чтобы визуально их расширить. Лучшими фасонами для юбок будут колокол, трапеция или солнце. Забудьте про зауженные брюки и юбки прямого покроя.

Девушкам с фигурой «круг» следует сделать акцент на своих ногах. Ткани должны быть плотными и темными. Поясные изделия с высокой посадкой. Брюки прямого кроя со стрелками или брюки-бермуды будут наилучшим вариантом. Юбки либо трапециевидные, либо «карандаш». Чего точно не стоит надевать, так это вещи из светлых тканей и с заниженной талией.

«Прямоугольники» должны сместить акцент на свои ноги и бедра. Покрой брюк и джинсов: зауженные к низу, клеш от колен или от бедер. Ткани должны быть плотные и хорошо держать форму. Декоративные элементы и накладные карманы – допустимы, но не в избытке. Юбки: солнце, тюльпан и «карандаш». Ни в коем случае не заправляйте блузы в брюки и избегайте моделей, плотно облегающих бедра.

Девушки с типом фигуры «песочные часы» будут хорошо смотреться в брюках и юбках из темных тканей. Если вам нравится полоска, то допустима только вертикальная. Брюки: завышенная талия, широкие или расклешенные. Многоярусные юбки, юбки с запахом или «карандаши» расставят все необходимые акценты. Не носите облегающие брюки, изделия с низкой посадкой и с крупным принтом.

Обувь

Даже если вы идеально подобрали одежду, не стоит пренебрегать обувью. Она тоже очень влияет на ваш образ и внешний вид в целом. Вот несколько рекомендаций:

  • Треугольник: туфли на платформе, на каблуках, остроносые туфли.
  • Перевернутый треугольник: лодочки ярких цветов, сандалии с пряжками и яркими деталями.
  • Круг: любая обувь на каблуках или платформе.
  • Прямоугольник: ботильоны на устойчивом каблуке, лодочки на невысоком клиновидном каблуке.
  • Песочные часы: туфли с закругленным носом на изящном каблуке.

Очень важно любить и принимать себя, но стоит подчеркивать свои достоинства. Следуйте этим простым советам, и вы всегда будете неотразимы.

Мода на «пороки»: Зачем нам вещи с изъянами

Что общего у поношенных кроссовок, потрескавшейся мебели и Клода Монэ

Модные бренды предлагают потертые кроссовки с торчащим клеем за тысячи евро. Мебельщики показывают фасады, будто изъеденные жучком. А кривые огурцы могут стоить дороже обычных (такие случаи замечали, например, в британских супермаркетах). Что происходит? Мир снова сходит с ума по несовершенствам? И как к этому относиться?

Разбираемся, какие важные функции могут выполнять в нашей жизни такие вещи с «изъянами» и «недостатками».

А в чем проблема?
Подобные тренды всегда вызывают эмоциональную реакцию. Возьмем для примера те же как бы поношенные кроссовки, которые сегодня предлагают Gucci, Vetements, Maison Margiela и другие бренды (этот тренд получил название distressed sneakers).

Все начиналось с простых состаренных и как бы немного запачканных материалов, но сегодня в ход идут торчащие на виду потеки клея, заплатки и т.д. Когда Golden Goose выпустил кеды стоимостью более $500, поношенные и склеенные скотчем (на фото), как если бы они начали разваливаться, это вызвало бурную реакцию в интернете. Многие пользователи решили, что это фетишизация бедности и достойно порицания. Ведь многие люди вынуждены так делать, потому что не могут позволить себе новую обувь, тем более за такие деньги.

Конечно, это — крайние формы тренда, о котором идет речь. Но ведь и к рваным новым джинсам мы тоже не сразу привыкли.

Для многих потребителей дорогие дизайнерские вещи по-прежнему ассоциируются с понятной красотой. А в чем она — «красота нищеты» и есть ли она — непонятно (как минимум не всем и не всегда).

Точно так же не всем нравятся как бы поцарапанные, запачканные краской, потертые или, например, изъеденные жучком фасады мебели (distressed wood), особенно когда это появляется в дорогом сегменте.

Пример с фото: желтый металл и современные детали сантехники сочетаются здесь с намеренно потертыми фасадами мебели

Ничто не ново под луной
Все это в истории дизайна происходит далеко не впервые — о чем критики часто забывают.

В дизайне и искусстве любовь к несовершенному, к тому, что еще недавно могло бы считаться браком или недоработкой — не является уникальной чертой современности. Как и готовность за это платить и даже переплачивать. В истории искусств, как и в дизайне, что-то подобное встречалась неоднократно, в том числе в искусстве старом, которое сегодня считается классическим.

Можно вспомнить французские скульптурные надгробия XVI века, где в торжественных позах могли изобразить полуразложившийся труп, или культ романтических руин и развалин XVIII – XIX веков. Или эстетизацию внешних проявлений чахотки и меланхолии и моду на байронизм со всеми его атрибутами.

Вторая половина XIX века подарила нам Движение искусств и ремесел с культом ручного труда и сопутствующих ему несовершенств. Многие вещи, выполненные представителями этого направления, несли на себя отпечатки рук мастера в самом прямом смысле — например, предметы из металла, на которых оставались следы инструмента, или керамика с потеками и разводами цветной глазури.

Неправильность живописи
Или возьмем, например, живопись — одно из главных «высоких» искусств. Любая живопись на самом деле состоит из мазков. Но в классическом старом искусстве их было принято скрывать, заглаживать, так чтобы поверхность картины была совершенно гладкой, а сами мазки — незаметными для зрителя.

Однако со временем все изменилось: в новой живописи XIX века следы кисти или мастихина перестали прятать. Во многих направлениях, например, у всеми любимых импрессионистов, мазок и фактура масляной живописи превратились в самостоятельное средство художественной выразительности. Это был и есть типичный намеренно оставленный изъян.

Другой показательный пример — знаменитый сад художника при его доме в Живерни. Это очень живописные участки, где все словно бы выросло естественным образом. Однако на самом деле все это — хорошо просчитанный плод большого труда. Известно, что Моне был удивительно педантичен в отношение своего сада и, будучи в отъезде, постоянно донимал садовников письмами с указаниями.

Еще одна революция в живописи, которая тоже началась в XIX веке, отменила обязательное соблюдение правильных пропорций и перспективы, хотя до этого художники веками считали это обязательным.

Кинцуги и музейная реставрация
Можно вспомнить много примеров из неевропейских культур, особенно японской. Например, кинцуги — искусство реставрации поврежденных вещей, где места сколов и склеек не скрываются, а подчеркиваются золотом или серебром. Или эстетика ваби-саби, учащая ценить несовершенное, мимолетное.

Есть такая вещь, как музейная реставрация — когда произведение искусства восстанавливают не до состояния «совершенно нового», а с сохранением следов воздействия времени. Но когда-то идеал реставрации был совершенно другим. Например, знаменитый француз Эжен Виолле-ле-Дюк считал, что архитектурные памятники Средних веков надо не просто восстановить до былого состояния, но и кое-где приукрасить. И при необходимости выбирать между исторической достоверностью и «духом» готики отдавал предпочтение второму, как он сам его понимал (и за это его много критиковали).

Иногда действительно кажется, что со временем число таких примеров только растет. В интерьерном дизайне можно вспомнить моду на шебби-шик, лофт и хипстеркую эстетику. В моде — нашумевшую «эстетику окраин».

Исследователи — например, Эллен Руттен из Университета Амстердама и ее коллеги — даже говорят о новом Imperfect turn: повороте, обращении к несовершенному во многих областях культуры. Осенью профессор Руттен выступала с лекциями в Москве и Петербурге, записи некоторых можно найти в интернете.

Откуда берутся такие идеи?
Если резюмировать, исследователи культуры выделяют несколько причин, почему в современном мире людям начинают нравиться подобные вещи с «изъянами».

1. Тяга ко всему новому в принципе свойственная творческим личностям
Немного упрощая: когда с традиционными вариантами красивого уже поработало множество предшественников, остается работать с иным, принципиально новым. Дразнить консервативный буржуазный вкус — обычное для художников дело еще с XIX века. Многие мастера, которые сегодня на аукционах стоят сотни миллионов долларов, понимали свою задачу именно так, просто за прошедшие десятилетия мы научились ценить их провокацию.

Дизайнеры, которые работают в дорогом сегменте, будь то мебель или одежда, особенно часто стремятся ассоциировать себя с искусством, поэтому подобные эксперименты встречаются регулярно.

2. Компенсаторная реакция на культ совершенства, которым болеет современное общество
Звучит довольно заумно, но к этой теории стоит прислушаться. Культ успеха и достижений, который диктует необходимость много говорить об успехах и помалкивать о неудачах. Как бы идеальные жизни в журналах и Instagram. Бесконечные советы, как прикинуться тем, кем ты не являешься. Списки топ-менеджеров моложе 30, которые как будто обесценивают тех, кто старше. Всего этого вокруг современного человека в избытке.

И это вызывает ответную реакцию: люди больше не хотят гонки за недостижимым идеалом; как следствие — перестают хотеть предметы, которые символизируют общепринятый успех. Принципиально покупают то, что еще недавно ассоциировалось с прямо противоположным. Так в моду уже неоднократно входили поношенные кеды, рваные джинсы, другие элементы стиля гранж, а также маленькие локальные кофейни, магазины, крафт. Курт Кобейн в своих кедах, расписанных маркером, и джинсах с заплатками не теряет статус иконы стиля — и иконы протеста против мира, который разочаровал.

По-прежнему популярны идеи крестной матери новой урбанистики Джейн Джекобс, автора книги «Жизнь и смерть больших американских городов», которая отстаивала небольшой городской масштаб и неприлизанную стихийность ткани города (кстати, недавно на русский перевели ее объемную биографию под названием «Глаза, устремленные на улицу»).

Пример с фото — фасады мебели, изготовленные с использованием шпона ясеня с характерным рисунком, словно изъеденные жучком

Со временем такое отношение становится модой, воспринимается как наиболее точное выражение духа времени. Обычно на этом этапе оно проникает в очень дорогой сегмент вещей — чтобы люди могли чувствовать себя современными и вместе с тем по-прежнему тратить много денег, как предписывает традиционное статусное потребление. Кроссовки от hi-end брендов вроде Gucci или рваные джинсы за тысячу долларов — хорошая иллюстрация этого процесса. Дорогой камень или дерево «с изъянами» и стены как будто из бетона с разводами — тоже.

3. Компенсация слишком быстрого ритма жизни и слишком резких технологических скачков
Это объяснение отчасти перекликается с предыдущим, но больше завязано на физических ощущениях и частный быт. У современного человека часто проявляется потребность тактильно и визуально компенсировать засилье всепроникающего пластика и синтетики, имитирующих все что угодно, но одинаковых на ощупь.

Многие важные для нас вещи стали нематериальными, их все реже можно физически потрогать: труд, деньги, информация.

А еще нас все чаще пугают тем, что идеальные роботы и искусственный интеллект скоро заменят всех.

Фактура неровной кладки, живого дерева с сучками и трещинами, коры или узелков грубого плетения, поживших и поизносившихся поверхностей со следами эксплуатации дает это желаемое ощущение ручного, теплого лампового. Эти вещи несут в себе такую приятную магию ручного труда. Или хотя бы ее иллюзию.

У Чака Паланика в «Бойцовском клубе» есть хорошая цитата на эту тему: «…набор посуды зеленого стекла ручной работы, с крошечными пузырьками, неровностями и маленькими песчинками, подтверждавшими то, что посуда действительно изготовлена каким-нибудь честным трудолюбивым туземцем…».

Что с этим делать? Как полюбить вещи с несовершенствами, если мне это не нравится ?
На самом деле не факт, что вам это нужно. Мы живем в мире множества одновременно существующих трендов — можно выбрать любой по вкусу.

Это очень сильно недооцененное благословение нашего времени. Но если вы все-таки хотите попробовать, начните с малого. Например, попробуйте пожить с одним предметом с «изъяном», который легко приобрести и также легко убрать с глаз долой, если все-таки не понравится.

Совет #1: Купите разделочную доску кривой-косой формы. Со всеми изъянами, что следуют за формой и изъянами имевшегося у мастера куска древесины. Обычно для них выбирают дерево с очень эффектным рисунком. Еще варианты: керамика (выбирайте что-нибудь не совсем ровное, с потеками глазури) или украшения из металла в соответствующей стилистике.

Совет #2: Посмотрите фото проектов, которые вам нравятся — нет ли там таких вещей или деталей (тот же гонт под кору, например)? Если да — это рецепт, как вписать подобные предметы в свою жизнь, дом или офис.

Как пример — интерьер на фото. На первый взгляд его не назовешь экстравагантным и тем более вызывающе шокирующим. Но если присмотреться, мы увидим, что одна из самых ярких деталей здесь — это скамейка с заметно потертой обивкой. Ее можно было бы поменять, но хорошо, что владельцы этого не сделали — такая вещь сразу придает интерьеру характер и индивидуальность.

Совет #3: Попробуйте сформировать позитивную ассоциацию. Этот способ часто используют дизайнеры, чтобы поменять отношение заказчика к сложным цветам (когда заказчику и цвет хочется, и избавиться от ассоциации с каким-нибудь «цветом утопленницы» или «цветом женского нижнего белья» не получается).

Совет #4: Попробуйте понять, что имел в виду автор. Почитайте интервью дизайнеров, где они объясняют, что стоит за их неоднозначными экспериментами, что их вдохновило. Возможно, это что-то вам глубоко симпатично (например, старая Венеция или уличная культура Нью-Йорка), просто вы никогда не смотрели на вещь под таким углом.

ВАША ОЧЕРЕДЬ…
А как вы относитесь к обшарпанным интерьерам, сознательно поврежденной мебели, ободранным обоям, законсервированным как есть, и прочей эстетизации несовершенств? Делитесь в комментариях

Ссылка на основную публикацию