Сетка на радиатор: выбор по материалам и характеристикам

Рейтинги различных видов сеток для защиты радиатора авто

Пластмассовые решетки, изготавливаемые из ABS-пластика, не уступают металлическим аналогам по всем характеристикам, кроме прочности. Материал легкий, выдерживает температурные колебания, легко красится. Но пластиковые детали изнашиваются сильнее, чем алюминиевые.

Сетка для автомобиля для защиты радиатора — элемент кузова, определяющий внешний вид и характер машины: агрессивный, спортивный или сдержанный. Такой тюнинг не только украшает, но и оберегает моторный отсек от механических воздействий.

Нужно ли устанавливать дополнительную защиту радиатора

Сетка для радиатора автомобиля — дополнительная защита, продлевающая срок эксплуатации системы охлаждения. Такой автотюнинг имеет следующие плюсы:

  • защищает радиатор от мелкого мусора в виде камней, комаров, песка, травы и других крошечных частиц, опасных для системы охлаждения двигателя;
  • преображает вид автомобиля;
  • чистить ее проще, чем собственно радиатор.

Сетка для защиты радиатора

Некоторые автолюбители негативно относятся к сеткам для решетки радиатора автомобиля, упоминая о минусах:

  • Установка дополнительной решетки снижает аэродинамику обдува. Это утверждение спорно, ведь сетка для защиты радиатора автомобиля — элемент тюнинга, выпускаемого для Porsche, Maybach, Bentley, которые не станут производить детали без предварительного тестирования. Ширина ячеек правильной дополнительной защиты не менее 5х5 мм, что не может существенно влиять на работу системы охлаждения.
  • Сложность подбора и установки на конкретное авто.

Рейтинг сеток

На рынке товаров для автомобилей можно выбирать из разных защитных решеток для радиаторов, которые выпускают практически для любых марок машин.

Лучшие производители алюминиевых сеток

Ниже показан топ производителей алюминиевых и металлических сеток для автомобилей:

  • Airline. Российская компания, выпускающая автомобильные аксессуары с 2004 года.
  • Arbori. Бренд, специализирующийся на производстве аксессуаров для экстерьера авто из стали и алюминия.
  • Dollex. Компания производит детали, разработанные для легковых машин.
  • Skybear. Европейский проект, представляющий на российском рынке аксессуары и автохимию.
  • VIP Tuning. Компания из Нижегородской области, завоевавшая популярность благодаря выпуску приспособлений для автотюнинга.

Перечисленные марки производят продукцию, доступную российским потребителям.

Рекомендации по выбору металлических панелей

Сетка для автомобиля для защиты радиатора должна иметь определенные параметры:

  • Не слишком маленький или крупный размер ячеек. В первом случае конструкция будет наглухо забиваться мусором, проходимость воздуха будет ограничена, что чревато перегревом двигателя. Во втором — металлическая сетка для автомобиля будет пропускать через себя все мелкие частицы, не защищая радиатор. Оптимальный размер ячеек от 5 мм до 1 см.
  • Лучше, когда сетка для защиты радиатора автомобиля жестко крепится болтами или стяжками. Съемные панели легче чистить, но они издают дребезжащие звуки, натирают соседние детали кузова, а также могут оторваться во время движения.
  • Сетка декоративная для авто может иметь интересный дизайн, но при этом не оберегать радиатор от внешней среды. Устанавливать стальную защитную конструкцию нужно, прежде всего, исходя из ее защитных свойств.

Разновидность сетки для радиатора

На некоторых автомобилях уже установлена хорошая универсальная сетка для радиатора от производителя. В таком случае решение поставить дополнительную защиту носит исключительно эстетический характер.

Хромированные панели: отзывы покупателей

Хромированная металлическая сетка с мелкой ячейкой для авто отличается от простой решетки только визуально. Получить эффект хрома на конструкции можно несколькими способами:

  • покрасить автоэмалью;
  • наклеить виниловую хромированную пленку;
  • обратиться за услугой в соответствующий сервис.

Обладатели хромированных решеток отмечают, что самое качественное и стойкое покрытие делается в сервисе. Главный недостаток процедуры — высокая цена.

Самые лучшие пластиковые панели

Топ пластиковых решеток для авто:

  • Norplast. Продукция одной из ведущих российских компаний в отрасли производства автомобильных аксессуаров.
  • Azard Group. Российский бренд, поставляющий на рынок качественные пластиковые детали.
  • Dollex. Пользуются большим спросом у потребителей.

Подобрать готовую панель из пластика можно через электронные каталоги компаний, указав VIN-код или данные автомобиля в поисковике.

Пластмассовые решетки, изготавливаемые из ABS-пластика, не уступают металлическим аналогам по всем характеристикам, кроме прочности. Материал легкий, выдерживает температурные колебания, легко красится. Но пластиковые детали изнашиваются сильнее, чем алюминиевые.

На что обращать внимание при покупке

Факторы, определяющие выбор дополнительной защиты системы охлаждения:

  • Материал. Сетка алюминиевая с мелкой ячейкой для авто — распространенный тип легкой и прочной решетки. Карбоновые конструкции стоят больше и применяются, чаще всего, для спортивных автомобилей.
  • Размер ячеек.
  • Форма защитной решетки. Она должна подходить к модели автомобиля, сочетаться с общим видом.
  • Способ крепления. Решетки бывают съемными или крепящимися намертво. Панель может устанавливаться перед решеткой системы охлаждения или за ней.

Установка сетки на авто

Если защита нужна только на время одной поездки (например, на море), можно использовать обыкновенную москитную сетку, которая вешается на радиатор автомобиля. Это удачный противомоскитный вариант, уязвимый для более твердых тел — песка, мелких камешков, различного мусора.

Дополнительная конструкция для защиты радиатора — аксессуар, способный не только украсить и изменить вид автомобиля, но и защитить систему охлаждения от мелких частиц.

Выбор сетки для дополнительной защиты радиатора автомобиля

Защита основных узлов и агрегатов автомобиля является неотъемлемой (а для наших дорог и необходимой) частью тюнинга. Ведь ни у кого не возникает вопросов при установке защиты картера двигателя или автоматической коробки передач. Радиатор, отвечающий за охлаждение двигателя, зачастую также нуждается в дополнительной защите. Дополнительная сетка для радиатора автомобиля, установленная перед или за штатными решетками, значительно продлевает «жизнь» радиатора и обеспечивает бесперебойную работу системы охлаждения.

Дополнительная сетка на радиатор: плюсы и минусы

Преимущества установок дополнительных сеток на радиатор:

  • Они надежно защищают металлические элементы радиатора от камней и других твердых предметов (которые могут свободно проникать через довольно большие отверстия штатных решеток), вылетающих из-под колес транспорта, двигающегося перед вашим автомобилем.

  • Попадание пыли, пуха, насекомых, песка, мелких листьев, травы и другого мусора в межсотовое пространство радиатора значительно ухудшает эффективность системы охлаждения двигателя. Установка дополнительных защитных элементов избавляет автомобилиста от перечисленных неприятностей. Да и почистить и промыть сетку значительно проще, чем очистить сам радиатор.

  • Эти декоративные приспособления улучшают внешний вид автомобиля, придавая ему индивидуальность и эксклюзивность.

Противники установки дополнительной защитной сетки на решетку радиатора говорят о следующих негативных (хотя и весьма неоднозначных) моментах, которые возникают после ее установки:

  • О снижении аэродинамики обдува радиатора. Якобы, заводские специалисты все продумали при проектировании автомобиля, а снижение потока воздуха может привести только к ухудшению характеристик автомобиля. Однако редко кто устанавливает дополнительные сетки с величиной ячейки менее 5Х5 мм (а это вряд ли может значительно повлиять на естественный обдув радиатора при движении автомобиля). Недаром производством таких защитных приспособлений занимаются ателье, специализирующиеся на тюнинге дорогостоящих моделей «Porsche», «Maybach» или «Bentley» (а уж они-то без предварительного тестирования дополнительные «штучки» на автомобиль не «повесят»).
  • О более частом включении вентилятора при длительной стоянке в пробке (особенно в жаркую погоду). Однако когда автомобиль не двигается, то естественного обдува радиатора вообще не происходит. А уж работе вентилятора (затягиванию воздуха через мелкие ячейки) сетка точно препятствовать не может.

Заводские приспособления

Практически все современные автомобили имеют достаточно большие отверстия в защитных решетках, установленных между передними фарами и в бампере. Это приводит как к повреждению радиатора, так и к быстрому засорению свободного пространства между охлаждающими пластинами.

Многочисленные производители аксессуаров для автомобиля не оставили без своего внимания такой элемент тюнинга, как изготовление защитной сетки для радиатора. Сейчас готовые изделия можно приобрести (или предварительно заказать) практически для любой марки автомобиля.

Преимущества готового заводского изделия:

  • Простота установки на авто, так как крепеж разработан под конкретную модель. Проектировщики и изготовители учитывают все конструктивные особенности. Как правило, для установки таких изделий не требуется демонтажа штатной решетки и бампера. Эти изделия предназначены для самостоятельной установки, поэтому особых навыков и специальных инструментов не требуется.

  • Для антикоррозийной защиты и, как следствие, для увеличения долговечности производители наносят специальное полимерное порошковое покрытие.

На заметку! Для некоторых автомобилей дополнительные сетки выпускают только для установки в бампер. Именно эта часть наиболее уязвима, так как находится наиболее близко к дорожному покрытию.

Дополнительная защитная сетка для установки в бампер с внешней стороны для «Renault Duster», «Nissan Almera» или «Hyundai IX35» сегодня стоит 2200÷2500 рублей. Стоимость комплекта из двух сеток (верхней – для установки на решетку, нижней – для монтажа в бампер) для «Mazda CX-5», «Mitsubishi Outlander» или «Kia Ceed» составит 4400÷4800 рублей.

Самодельные приспособления, не требующие демонтажа элементов автомобиля

Те, кто не хочет тратить несколько тысяч рублей на приобретение готового защитного приспособления, могут изготовить его самостоятельно. Особых технических навыков для этого не потребуется. Вариантов изготовления дополнительной защитной сетки для автомобиля своими руками достаточно много. Все зависит от конкретной марки автомобиля.

Если для демонтажа штатной решетки или бампера требуется много усилий (использование подъемника, наличие специальных инструментов), то наиболее приемлемым будет вариант изготовления дополнительной защитной сетки с внешним креплением (то есть поверх штатных защитных приспособлений).

Для этого понадобятся:

  • Металлическая сетка для радиатора автомобиля (алюминиевая или стальная) с размером и рисунком ячеек наиболее подходящим, по вашему мнению, к дизайну автомобиля.
  • Виниловая трубка или внешний изолирующий слой электрического провода. Это понадобится для изготовления обрамляющей окантовки.
  • Пластиковые хомуты.
  • Ножницы по металлу или электролобзик.
  • Из подходящего куска картона изготавливаем шаблон, в точности совпадающий по размерам с вентиляционным отверстием.

  • В соответствии с ним наносим с помощью маркера разметку на металлическую решетку. Для упрощения этого процесса на ячеистой структуре сетки в местах нанесения линий лучше закрепить серый сантехнический скотч.

  • Вырезаем заготовку строго по нанесенной разметке.

На заметку! Если для изготовления используем алюминиевую сетку, то можно воспользоваться ножницами, если стальную – то лучше применить электролобзик.

  • Из виниловой трубки или изоляции от провода подходящего диаметра делаем окантовку. Для этого обустраиваем продольный разрез по всей длине (трубки или провода).
  • Фиксируем окантовку на торце металлической заготовки (для более надежного крепления в нескольких местах наносим клей).

  • Монтируем изготовленную сетку в бампер поверх штатной решетки с помощью пластиковых хомутов.

Основными достоинствами такого способа дополнительной защиты радиатора являются:

  • Разборка автомобиля или демонтаж отдельных элементов не требуется.
  • Простота изготовления и невысокая стоимость готовой конструкции.

Для автомобилей с легко демонтируемой штатной решеткой радиатора

У некоторых автомобилей, например у «Jeep Wrangler» демонтаж штатной решетки радиатора можно осуществить достаточно легко и быстро. Для владельцев таких машин наиболее оптимальным вариантом установки дополнительной защитной сетки будет ее крепление к внутренней поверхности штатной решетки.

Необходимые материалы и инструменты:

  • пластиковая сетка необходимых размеров (легко приобрести в любом магазине товаров для сада и огорода за 200÷300 рублей);
  • площадки для прокладки и крепления электропроводки (размер 20Х20 мм, упаковка 100 штук стоит всего 150÷170 рублей);
  • пластиковые хомуты-стяжки (размер 2,5Х100 мм, упаковка 100 штук стоит 40÷50 рублей);
  • универсальный моментальный клей-гель (110÷130 рублей);

  • бытовые ножницы;
  • линейка или рулетка.

Процесс изготовления прост, не требует технических навыков и не займет много времени:

  • отключаем разъемы проводов от осветительных приборов, иногда закрепленных на решетке радиатора (поворотников, противотуманных фар и тому подобных);
  • аккуратно демонтируем верхнюю защитную решетку;

  • по краям больших вентиляционных отверстий с внутренней стороны решетки с помощью моментального клей-геля фиксируем площадки для последующего крепления сетки;
  • даем клею высохнуть, чтобы места фиксации приобрели необходимую прочность;

  • при помощи ножниц из пластиковой сетки вырезаем заготовки необходимых размеров (так чтобы они полностью перекрывали вентиляционные отверстия);
  • закрепляем куски сеточки с помощью пластиковых хомутов (при этом необходимо следить, чтобы натяжение было достаточно сильным и не было провисов);

  • обрезаем излишки сетки и «хвосты» хомутов;
  • устанавливаем модернизированную решетку на место.

На заметку! В зависимости от личных дизайнерских предпочтений сетку можно выбрать красного, синего, зеленого, оранжевого или черного цвета.

Антимоскитные сетки

Еще одним удобным приспособлением защиты радиатора от мелкого мусора и насекомых является москитная сетка, которую устанавливают двумя способами:

  • Крепят перед радиатором (за внутренней частью штатной защитной решетки). Для установки такого приспособления необходим демонтаж штатной защитной решетки.

  • Фиксируют снаружи на решетку радиатора автомобиля с помощью специальных жгутов и крючков. Такое приспособление очень удобно использовать в качестве временной защиты радиатора во время длительных поездок по шоссе или в лесной местности. Его можно быстро установить и снять.

Изготавливают антимоскитные приспособления из эластичного сетчатого материала с мелкими ячейками. Основными достоинствами этих изделий являются:

  • универсальность (можно установить практически на все марки автомобилей);
  • невысокая стоимость;
  • простота установки/демонтажа и последующей чисти/мойки.

Сетка на радиатор: выбор по материалам и характеристикам

Трудно сказать определенно, какова цель применения современных сеток на радиаторы. Одни считают это мерой защиты детей от ожогов при контактах с горячими металлическими поверхностями, другие — защитой самих отопительных приборов от попадания пыли и грязи.

Мы не будем утверждать это, наверное, считая, что данный прием больше элемент декора, нежели защита. Более того, он очень напоминает защитные экраны, которые выставлялись в домах с каминами. Там они действительно были востребованы и защищали пол и интерьер от горящих фрагментов. Но рынок диктует свои законы.

Сетка на батарею может иметь такой вид.

Признаки востребованности

Изделия могут быть нагружены дополнительно.

А законы эти таковы, что изделия востребованы. Существует большой выбор моделей этих экранов, отличающихся особенностями конструкции и материалами. Все это создает целую нишу товаров под названием – радиаторная сетка.

Рассмотрим их виды:

  • Плоские изделия. Это панели, которые изготавливаются самостоятельно, под заказ и закрывают отопительные приборы, которые спрятаны в специально выстроенных, либо приспособленных для них нишах. Принцип применения — как крышка в коробке;
  • Навесные экраны.
    Это семейство имеет два вида представителей:
      • Навесные без крышки со скобами;
      • Навесные с верхней крышкой или панелью.

    Фото элемента, который навешивается.

    Практическое наблюдение!
    Изначально предполагалось, что первый тип экранов будет защищать радиатор, находящийся в нише, но обеспечивать к нему доступ.
    При этом подоконник закрывает радиатор отопления сверху полностью.
    Второй тип больше применим к открытым батареям без перекрытия их подоконниками.
    Но практика все перемешала.
    Покупатели больше реагируют на показатели внешней привлекательности, размеры, еще их волнует цена этих деталей.

    Выбор предлагается по материалам

    Металл сегодня намного интереснее.

    Все экраны, защищающие радиатор, или просто декоративные изделия изготавливаются из следующих материалов:

    • Металла. Латунная или алюминиевая сетка для защиты радиатора либо же сетка, представленная другим сплавом цветных металлов;
    • Дерева. Эти сетки относятся к категории VIP, делаются в основном под заказ и из дорогих пород дерева;
    • Пластика. Вариант называемый бюджетным;
    • МДФ. Иногда он заменяется ламинированной ДСП;
    • Стекла. Очень интересные решения, особенно для офисов и квартир в хай-тек стиле.

    Красивый элемент декора, не так ли?

    По материалам детальнее

    Прежде чем выбрать модель экрана, давайте поговорим о материалах более обстоятельно. Не все материалы одинаково приемлемы. А у нас и инструкция имеется.

    Металл. Изначально металлические сетки не отличались ни красотой изделий, ни многообразием цветов. Это были стандартные решетки навесные или короба белого или светло-серого цвета, сделанные из тонкого листового металла. Ни навыков, ни особых умений для их установки не требовалось.
    Учитывая темпы развития этого рынка, снижение востребованности этих экранов разработчики поменяли не только материалы, но и продвинулись в дизайнерском исполнении, это хоть и отразилось на цене, но создало определенный шарм самим экранам, а также увеличило их срок эксплуатации.

    Интересная информация!
    Листовой металл кроме своих скучных цветовых решений имел еще один значительный недостаток — склонность к коррозии при повреждении тонкого защитного слоя и контакта с влагой.
    Это и послужило толчком к переходу на более дорогой алюминий или сплавы, а также к нанесению лазерных рисунков на поверхности изделий.

    Металлические экраны на батарею заняли свою нишу, надо сказать, не последнюю.

    К сведению!
    Хотя дубовая резная панель может быть и дорогой, конкуренты у нее тоже имеются.
    К примеру, стеклянная решетка с нанесением лазерного рисунка может стоить ничуть не меньше, а даже больше.

    В этой конструкции чувствуется величие.

    МДФ. Этот плиточный материал с ламинированным покрытием, имитатором дерева не только воспроизведет любую текстуру дерева, при обработке может принять любую точеную форму. Деревообрабатывающие станки с программным обеспечением за считанные минуты на плите МДФ воспроизведут рисунок любой сложности, да еще и в режиме 3D.

    К сведению!
    На МДФ по своим изначальным характеристикам похожа ламинированная ДСП.
    Она может привлечь потребителя своими возможностями и ценовой политикой.
    Но вот на изготовление экранов ее лучше не использовать.
    Стружечная плита от перепадов температур и влажности быстрее приходит в негодность.

    МДФ – просто, но со вкусом!

    Пластик. Прост, дешев, прекрасный имитатор дерева, других материалов, безграничный океан цветовых решений. Здорово, правда? Оказывается не совсем.

    Внимание!
    Материал не желателен для использования дома, в детских учреждениях, а также в помещениях, где длительное время работают люди.
    Может применяться в коридорах, на лестничных пролетах, и то не везде.
    Все дело в токсичности материала и в увеличении этих веществ в летучем виде в воздухе во время нагревания.
    Может вызвать аллергию, токсическое удушье.

    Пластик лучше не использовать в жилом помещении.

    Стеклянные экраны – конкурент дереву. Учитывая то, что на таком экране можно воспроизвести любой рисунок, автоматически переносит это изделие из товара широкого потребления в категорию VIP. Даже учитывая хрупкость стекла и советы не размещать эти сетки в домах с маленькими детьми не уменьшают их ценность или привлекательность.

    Стекло уместно выбрать в комнату, оформленную в стиле хай-тек.

    Дополнительные характеристики

    Часто возникает вопрос, что выбрать? Сетка для защиты радиатора своими руками делается достаточно легко, но часто она максимум куда пригодится — для дачи. Покупные конструкции дороже, но нужны ли они вообще?

    Чтобы ответ был более четким, изучите нашу таблицу с некоторыми особенностями изделий:

    Заявленные преимуществаИстинная ситуация
    Эффективно вписывает батареи в интерьер, закрывая их декоративными накладкамиВ определенной мере это правда, сложность только в выборе цвета, ведь через несколько лет при смене обоев, и их тоже надо будет менять
    Защит радиатора от пыли и грязиПолная нелепость, грязь и пыль прекрасно осядут там, где им удобно
    Красивые и стильные интерьерные решенияИнтерьерная тема — вопросы вкуса, а о них не спорят
    Защита детей от травм при возможных ударах об батареи отопления, особенно чугунныеОчень сомнительное утверждение. Возникает ощущение, что дети играют исключительно возле радиаторов и падение возле них также неизбежно как приход нового дня

    В заключение

    Декоративные экраны – само название говорит за себя, они призваны разнообразить интерьер. Видео в этой статье готово показать вам различные виды этих изделий.

    Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал Яндекс.Дзен

    AndreiVldmrvch › Блог › Эксперимент — Сетки (защита радиатора) на практике!

    Для постоянных читателей моего блога тема сеток покажется уже излишне переобсужденной. С момента публикации первого эксперимента (Про сетку для защиты радиаторов от камней) прошло уже более 5ти лет, но тем не менее, тема не только не затихла, но с каждым днем всплывает снова и снова.

    Если раньше этой “болезнью” страдал только российский регион, но к 2020-му году уже даже и у нас дилеры начали “втюхивать” этот крайне опасный и вредный “доп” при покупке новых автомобилей в салонах. Тиражирование сплетней, небылиц и невежества — современная чума.

    Попытаемся еще раз эту вопиющую безграмотность если не выбить, то хотябы потрогать палочкой. Попробуем воспроизвести подвиг славного Дона Кихота, и еще раз пойдем в атаку на ветряные мельницы.

    В этот вооружимся прибором, хорошо знакомым метеорологам — анемометром.

    Суть нашего эксперимента — показать на сколько изменяется скорость воздушного потока, проходя сквозь сетки, и меняется ли вообще. Скорость потока основной параметр для анализа. Пытливому читателю уже не составит труда пересчитать плотность потока, и эффективность теплообмена, имея относительную разницу, которую мы сегодня попробуем выявить и установить.

    Сеток для опытов сегодня будет две, с разным сечением:

    Первая, выдранная из бампера новой машины отца (kpxHXA1cd2E)

    Вторая — сетка от Славы, которые недавно воспроизвел похожий эксперимент с замерами на его машине (Защитная сетка радиатора и перегрев, KIA RIO)

    Разница в скорости потока с сеткой и без составила 35.7%+-3% (погрешность прибора + ветер). Разницу между сетками достоверно установить не удалось, она ниже чем погрешность измерений и условий эксперимента.

    В итоге в качестве выводов приведу простую табличку, как руководство пользования сетками для различных регионов:

    Возможно в каких-то регионах, где летом никогда не бывает выше чем +32 и можно ставить сетки, но всеже подумайте два, а лучше три раза.
    Ну в и очередной раз напомню, что на большинстве современных авто первым стоит радиатор кондиционера. Даже если вдруг вы его пробьете, то во первых машина поедет дальше как ни в чем ни бывало, просто не будет кондишки… и второе — его замена целиком СТОИТ ДЕШЕВЛЕ СЕТКИ, ну а просто запаять трубку и заправить фреоном и говорить нечего.
    И да, мыть надо и то и то, даже более того скажу — мошкара с радиков на которых 90+гр пересыхает и просто отваливается сама вниз, а на сетках висит! Зимой лед и снег сетку облепляют — обледеневает все… а на радиках тает и стекает. И, как и говорил ранее, главная беда радиаторов это соль и реагенты. С прошлого ролика у меня сгнил еще один радиатор кондея и осыпался белым порошком, хоть внешне никаких повреждений и нету.

    PS Кстати один из читателей провел собственное расследование, откуда повелось ставить это на машины. По его мнению корни всей истории тянутся из 90хх, когда массово осуществлялся перегон автомобилей из дальнего востока (Владика) с рулями в бардачке в центрально российские регионы. Дорог в те годы не было от слова совсем. 90% пути лежали по убитым грейдерам. И, чтобы тогда сохранить технику и доставить покупателю в товарном виде машины, переднюю часть заклеивали просто нахлухо. Капот, крылья затягивалась целофаном/картоном, чуть ли не рубероидом. Встречались даже готовые чехлы из брезента/пвх. Прорезались лишь проемы для фар и радиков, которые и закрывались строительными сетками. По мнению читателя, именно с тех пор и после тех героических автопробегов и пошла эта мода. Машины доезжали, японский автопром тех лет способен был выдержать и не такое варварство. Внешний вид сохранялся в целостности. А нам же с тех пор, тяжелым камнем прилетела эта дремучая народная хитрость. Нигде в мире, ни в одной другой стране такого опыта нет. Из полезного, с его слов, что пришло оттуда же — защитные пленки для ЛКП и фар.

    Функции дополнительной сетки для радиаторной решётки

    • 1 Для чего устанавливают защитную сетку
    • 2 Достоинства и недостатки защитной сетки на радиатор
    • 3 Разновидности защитных сеток
      • 3.1 Способ изготовления
      • 3.2 Материал изготовления
      • 3.3 Цветовое решение
    • 4 Технология монтажа сеточного экрана
      • 4.1 Монтаж поверх решётки радиатора
      • 4.2 Монтаж сетки с внутренней стороны
    • 5 Способы крепления
    • 6 Можно ли изготовить экран своими руками

    Армия любителей усовершенствовать свой автомобиль многочисленна, при этом существует немало поклонников внутреннего тюнинга, а также сторонников изменения до неузнаваемости экстерьера авто.

    В число кузовных элементов, во многом определяющих внешний облик машины, входит и радиаторная решётка, которую обычно ассоциируют с характером автомобиля – добродушным или агрессивным, спортивным или экстравагантным.

    Но мало кто из поклонников тюнинга задумывается, что радиаторная решётка – это не просто часть общего дизайна. Она играет и важную прикладную роль, защищая моторный отсек (и сам радиатор в первую очередь) от различных неприятностей. Защитная сетка на решётку радиатора помогает более качественно справляться с этими задачами. Но мало кто знает об этих дополнительных автоаксессуарах. Мы решили восполнить этот пробел.

    Для чего устанавливают защитную сетку

    Как известно радиатор автомобиля достаточно уязвим перед внешними угрозами, и основной преградой на пути различного мусора, включая биологический, является радиаторная решётка. Но проблема в том, что в большинстве случаев ячейки этого элемента экстерьера имеют достаточно большие размеры, призванные задерживать соответствующие по габаритам предметы типа веток или камней. Что касается мелкого мусора и насекомых, то здесь штатное устройство бесполезно. Вот почему вопрос, нужно ли ставить сетку от мошек на решётку радиатора, является чисто риторическим.

    И если вред от насекомых для радиатора заключается только в сложности его очистки (каждый, кто хоть раз пробовал это сделать, знает, о чём речь), то мелкие твёрдые частицы способны нанести системе охлаждения автомобиля серьёзный урон – достаточно вспомнить поговорку о воде и камне. Впрочем, забитые мошкарой и другим мусором соты могут существенным образом ухудшить теплообмен радиатора с набегающим воздухом, что скажется на работе системы охлаждения не в лучшую сторону.

    Так что дополнительная защита радиатора от насекомых нужна. И единственный действенный способ сделать это – установить сетку с мелкими ячейками. Заводская радиаторная решётка, отвечающая этим требованиям, встречается очень редко, поэтому практикуется монтаж самодельного или заводского навесного элемента, чистить который от мусора не в пример легче.

    Достоинства и недостатки защитной сетки на радиатор

    На современных автомобилях устанавливаются радиаторы, размеры которых достаточно велики – настолько, что их нижняя часть уходит далеко вниз. Радиаторная решётка обычно устанавливается между фарами, закрывая только верхнюю часть радиатора, да и то исключительно от крупных предметов. Нижняя часть, находящаяся на уровне бампера, часто оказывается защищённой откровенно плохо, и туда через крупные зазоры вполне может залететь не только комар, но и немаленький камень, выскочивший из-под колёс впереди едущего транспортного средства. Отсюда – микроскопические дефекты, увеличивающие естественную убыль охлаждающей жидкости. А если добавить соты, забитые мошкарой, летящей на свет фар, получится и вовсе безрадостная картина, отражающаяся на перегреве силового агрегата.

    Так что влияние сетки радиатора на систему охлаждения с этой точки зрения можно назвать весьма позитивной. Стоит отметить и другие положительные моменты:

    • в отличие от штатной пластиковой радиаторной решётки, сетка изготавливается из металла, которому не страшны удары камней – износ этого элемента намного меньше чем решётки;
    • керхером очистить сетку от мусора гораздо проще, чем решётку;
    • защитная сетка практически не сказывается на величине пропускной способности автомобиля – воздух будет поступать к радиатору с прежней скоростью;
    • многие модели сеток имеют встроенную шторку, с помощью которой зимой облегчается пуск и прогрев холодного мотора;
    • наконец, такой автоаксессуар может выполнять и декоративную функцию, позволяя выполнить экстерьер транспортного средства в какой-то мере эксклюзивно.

    Отрицательных моментов немного. Самый часто встречаемый – это сложности с подбором сетки для конкретной модели авто. Второй негативный момент – это сложности с установкой: далеко не все автовладельцы владеют слесарным инструментом «на отлично», а если сетка установлена некачественно – могут возникнуть люфты, особенно на большой скорости, которые будут проявляться дребезжанием и другими неприятными звуками.

    Разновидности защитных сеток

    Большое разнообразие сетчатых экранов, предназначенных для дополнительной защиты радиатора, обусловлено использованием различных технологий изготовления этих автоаксессуаров, а также большим спектром современных материалов, применяемых при их изготовлении. Не удивительно, что сегодня имеется возможность подобрать этот декоративный элемент, идеально подходящий по цветовому решению, форме и размерам вашему автомобилю. Рассмотрим более подробно все вышеупомянутые факторы.

    Способ изготовления

    И заводские сетки, и те, которые изготавливаются крупными и совсем крохотными тюнинговыми фирмами, используют целый ряд различающихся технологий:

    • сварной способ характеризуется рисунком сетки, имеющим хорошо различимый даже издали объём;
    • плетёная сетка производится по технологии, схожей с производством текстиля, однако здесь вместо ниток объектом плетения выступает металлическая проволока небольшого диаметра;
    • витой способ требует использования специальных станков, которые выполняют решётку в виде пчелиных сотов – с идеальными шестигранниками;
    • литая технология используется для производства сеток из полимерных материалов;
    • просечно-вытяжной способ представляет собой технологию вырубки прорезей в листовом металле с помощью мощного пресса. При необходимости сетка может вытягиваться, образуя ромбический рисунок вместо квадратного;
    • технология рабица предусматривает переплетение определённым способом отдельных проволочек.

    Все указанные способы, кроме последнего, позволяют получить на выходе сетку с жёсткой пространственной структурой, которая характеризуется постоянством геометрии. Рабица же характеризуется наличием поперечно расположенных рядов проволоки, которые могут в известных пределах перемещаться, поэтому их крепление требует определённой сноровки.

    Как правило, декоративная сетка в результате отделения (вырезания) из рулона имеет заострённые края, которые следует перед монтажом обработать, чтобы не навредить кузовным элементам или бамперу. Иногда для этих целей края обёртывают подходящей по диаметру изоляцией, снятой с кабеля.

    Материал изготовления

    Существует три большие группы материалов, из которых изготавливается защитно-декоративные элементы для радиаторной решетки:

    • полимеры (самые достойные представители класса – полипропилен, полиэтилен, капрон);
    • сталь (обычная с хромированием или нержавеющая);
    • цветные металлы (медь, различные алюминиевые сплавы, латунь).

    Если рассматривать сетку с отточки зрения удобства монтажа, то здесь предпочтение следует отдать полимерным изделиям:

    • они легко режутся ножовкой по металлу или ножницами;
    • обычно кромка защитной решётки не нуждается в дополнительной обработке;
    • материал при любых условиях сохраняет изначальную пространственную форму;
    • современные пластиковые изделия абсолютно устойчивы к ультрафиолетовым лучам, температурным скачкам и воздействию влаги.

    В числе основных недостатков можно назвать относительно невысокую прочность – при воздействии крупного камня, врезающегося на большой скорости, возможно возникновения дефектов и повреждение сетки.

    Алюминиевая сетка для защиты радиатора считается более универсальной, особенно если она изготовлена по технологии «просечка». Среди её достоинств – возможность окраски и применения технологии хромирования, лёгкость в изгибании с целью придания нужной формы. Алюминий более стоек к механическим воздействиям и агрессивным средам. При возникновении вмятин их можно подкорректировать, не демонтируя защитный экран.

    Латунные и медные изделия более дорогостоящие, при этом их декоративные свойства гораздо выше. Со временем такие дополнительные решётки приобретают непередаваемый налёт старины. При желании их легко очистить посредством металлических щёток, коррозии они не боятся.

    Выбирая материал изготовления сетки, убедитесь в том, что изделие сочетается со штатной радиаторной решёткой и другими рядом расположенными кузовными элементами. Если вы не в состоянии определить, диссонирует ли сетка с экстерьером авто, обратитесь за помощью к специалистам.

    Цветовое решение

    Большинство тюнинговых ателье отдаёт предпочтение хромированным деталям. Неудивительно, что такие сетки встречаются чаще всего. Однако не менее привлекательно будет смотреться и изделие универсального чёрного цвета. Латунные экраны или сетки из меди подойдут не под любой цвет.

    Многие автовладельцы предпочитают окрашивать накладную решётку в основной цвет кузова машины, но есть и любители контрастных решений. Словом, цвет декоративной сетки на решётку радиатора автомобиля может быть любым, в зависимости от ваших предпочтений и вкусов.

    Технология монтажа сеточного экрана

    Если в ваши планы входит установка защитно-декоративной сетки на решётку радиатора, вам следует определиться с его локацией. Это может быть наружное или внутреннее расположение сетчатого экрана, при этом каждый из способов характеризуется своим набором преимуществ и недостатков.

    В частности, наружный способ монтажа позволяет обеспечить дополнительный тюнинг экстерьера авто. При внутреннем расположении сетчатого экрана его практически не будет видно за радиаторной решёткой, при этом в некоторых случаях для этого придётся демонтировать бампер, а для многих моделей иномарок это проблема.

    Чтобы сетка выполняла защитные функции, размер ячейки должен находиться в пределах 2.5-5.0 миллиметров – это надёжная преграда на пути мелких камней, мусора и насекомых, и в то же время воздух будет проникать к пластинам радиатора практически без помех.

    Рассмотрим основные отличия между внутренним и внешним способами монтажа сеточного экрана.

    Монтаж поверх решётки радиатора

    Если раньше автомобиль имел только одну монолитную решётку, то в последнее время нередко практикуется установка защитных элементов, состоящих из двух частей: одна расположена на штатном месте, другая – за или под бампером.

    Большинство автобрендов практикует расположение посредине решётки фирменного шильдика, который при наружной установке придётся удалить.

    Сама процедура наружной установки сетки для защиты радиатора в бампер состоит из следующих этапов:

    • определение геометрических размеров сетчатого экрана. Лучшим и самым точным способом считается использование накладного листа плотной бумаги или картона с переносом контура отверстия посредством карандаша;
    • по полученному шаблону из рулонного материала с помощью ножниц по металлу вырезается сетка нужных размеров и формы;
    • если края формы слишком острые, необходимо подобрать кабель, внутренний диаметр изоляции которого совпадает с внешним диаметром проволоки сетки. Канцелярским ножом разрезаем изоляцию и одеваем полученную полую ПВХ трубку на края сетки по всему её периметру;
    • полученная конструкция крепится к радиаторной решётке любым удобным способом.

    Если в районе сетчатого экрана планируется установка парковочных камер, в предусмотренных для этого местах следует вырезать отверстие соответствующего диаметра.

    Монтаж сетки с внутренней стороны

    В данном случае первые два или три этапа полностью идентичны, однако есть и некоторые нюансы. В частности, только в каждой четвёртой иномарке радиаторная решётка снимается снаружи. В остальных случаях для установки дополнительной защиты радиатора придётся заниматься демонтажем бампера, что существенно усложняет процедуру.

    Если вам это удалось – внимательно присмотритесь к бамперу: скорее всего, на его внутренней стороне имеются штатные крепежные и другие конструктивные элементы, к которым можно и нужно приделать нашу сетку.

    Способы крепления

    А теперь поговорим о самых надёжных способах крепления защитной конструкции, которая в любом случае будет повергаться значительным ветровым нагрузкам.

    Существует несколько методов, как закрепить сетку на решётку радиатора:

    • с помощью саморезов. В этом случае необходимо использовать шайбы крупного диаметра, которые увеличивают поверхность контакта. Сами шурупы перед закручиванием желательно слегка нагреть бытовым феном;
    • методом вплавления. В этом случае металлический проволочный каркас по периметру сильно прогревается и затем быстро вдавливается в штатную пластиковую решётку. Отметим, что такой вариант очень надёжен, но возникнут проблемы при демонтаже конструкции;
    • посредством хомутов – самый простой и нетребовательный к инструментам способ. Подбирать хомуты следует в тон самой сетки, затягивать – исключительно на внутренней стороне;
    • клеевым пистолетом. Один из самых скоростных методов. Требует аккуратного и равномерного распределения клея по всему периметру защитного экрана;
    • при наличии штатных держателей экран монтируется под элементы радиаторной решётки методом защёлкивания держателей в посадочных местах. Встречается нечасто.

    Чаще всего на практике используют саморезы, на втором месте по популярности – крепление с помощью хомутов. Иногда используется прозрачная леска, но только если все другие способы недоступны.

    Можно ли изготовить экран своими руками

    Если не хочется тратиться на приобретение заводского изделия (а тем более – на изготовление детали на заказ в тюнинговом ателье), можно попытаться изготовить защитно-декоративную сетку самостоятельно.

    Правда, приготовьтесь к тому, что сделать это будет непросто. Первый этап – это выбор подходящего материала, причём желательно, чтобы и крепёжные элементы были такими же (если с материалами не срослось, то хотя бы цвет должен совпадать).

    Не обойтись и без специального инструмента:

    • отвёртки,
    • ножниц (полотна) по металлу;
    • элементов крепления;
    • набора ключей.

    Если всё готово, при монтаже на внутреннюю сторону решётки можно приступать к демонтажу бампера, противотуманных и обычных фар. Следующих шаг – закрепление сетки на бампере с использованием подходящего метода (см. выше). Устанавливаем бампер на штатное место, убеждаемся, что все кронштейны защёлкнуты и зафиксированы посредством клипс.

    Если имеется возможность и желание изготовить экран с достойной декоративной внешностью и смонтировать его поверх решётки, от вас потребуется владение лобзиком или паяльником. Сами работы производятся в следующем порядке:

    • снимается штатная радиаторная решётка (отметим, что такая возможность присутствует не всегда);
    • по контуру решётки вырезается экран, затем лобзиком вырезаются декоративные отверстия,
    • с помощью наждачки обрабатываем все заусеницы и неровности в местах реза;
    • паяльником разогреваем контур радиаторной решётки, по месту расплава прижимаем нашу сетку;
    • устанавливаем конструкцию на штатное место, при необходимости производим окраску сетки.

    Как видим, ничего сверхсложного – только «прямые руки» и желание сэкономить.

    Слово предоставляется защите… радиатора!

    Новые товары интернет-магазина представляет наш опытный консультант — Сергеич. Сегодня речь пойдет о защитных сетках для радиатора.

    «Если сшить дырки вместе, то получится сетка».

    Полезный совет из Сети

    Я очень люблю сетки. Потому что любая сетка — забавная штука. В детстве я ловил сеткой-сачком бабочек и жучков, затем рыбачил на шхуне в Северных морях. В обоих случаях сетка собирала для меня что-то нужное. Но сетка может работать и как бы наоборот, отсекая ненужное. Не случайно у меня дома на всех окнах висят противомоскитные сетки.

    А еще сетку можно установить перед радиатором автомобиля! И мне стыдно, что на моей машине ее до сих пор нет. Пора исправить ошибку.

    Зачем мне понадобилась сетка радиатора?

    Знаю, знаю: все современные автомобили выпускаются безо всяких сеток. Злые языки говорят: раз нет, значит и не надо. Но я с этим не согласен: ведь те же дилеры любят предлагать «ненужные» сетки как опцию — за отдельную плату. А раз так, то производитель машины не возражает против подобных доработок.

    Зачем нужна сетка? А вам никогда не приходилось мыть ветровое стекло после дальнего пробега? Ни дворники, ни встречный воздушный поток, ни сильный дождь не защищают его от налипших мушек и комариков, древесных почек и частиц пуха. А невидимый глазу радиатор безропотно принимает всю эту грязь на себя — и никакой ливень не может его очистить. Особенно старается тополиное племя, способное забить своей «ватой» все его ячейки.

    Отдельная пытка для радиатора — летящие навстречу вам камушки и прочие твердые предметы, коими наши дороги усеяны в достаточном количестве. Мы вздрагиваем, когда такой предмет попадает в стекло, но не думаем о том, каково при таких соударениях приходится радиатору. А когда наступает зима, то атаку на радиатора начинают различные дорожные реагенты, готовые сожрать все, что угодно.

    Короче говоря, сетка мне нужна для того, чтобы поменьше думать о ремонтах системы охлаждения. Я хочу, что моя машина ездила, а не торчала на подъемниках.

    Фирменная или самодельная?

    А это — кому как. Мой хороший знакомый — Кулибин от Бога — изготовил себе аж целый набор универсальных сеток, которые подогнал под свой Шевроле. Но он — рукастый фанат, у которого много свободного времени. Он перепробовал и жестко закрепленные, и съемные конструкции, закрепляя свои поделки то саморезами, то клипсами. Материал — алюминий или пластик. Алюминий — легкий и прочный, но знакомый говорит, что со временем тот быстро тускнеет. Пластик легко обрабатывать, но вот его прочность — не ахти какая. Поэтому его последняя поделка сделана аж из нержавейки! Выглядит достойно, но про стоимость и возню лучше не спрашивать…

    Что до типа крепления, то съемные сетки легко снимать для прочистки, но в дороге они любят противно дребезжать. Напротив, намертво закрепленная конструкция звуков при езде не издает, но чистить ее, прямо скажу, неудобно.

    Что до меня, то я предпочитаю в таких случаях готовые решения. У меня, честно говоря, нет никакого желания самому снимать ни бампер, ни фары — да и свои рукодельные способности я оцениваю вполне трезво. По части инструментов — тоже проблемы: у меня нет ни ножниц по металлу, ни каких-либо съемников. Поэтому я прекрасно понимаю, что такая решетка в итоге обойдется лично мне куда дороже готовой. Да и сколько она в итоге прослужит — дело темное.

  • Короче, я приступил к изучению предлагаемых мне модельных вариантов. В отличие от самоделок они уже подогнаны именно под ваш автомобиль, при этом они, как правило, снабжены монтажным комплектом. Для некоторых моделей предусмотрены эксклюзивные варианты исполнения — с необычным рисунком, усиленной конструкцией и т.п.

    Тюнинг?

    Ну, не знаю… Впрочем, многие мои знакомые всерьез увлечены как раз такими вариантами доработки автомобилей — их привлекают декоративные решетки, тюнингованные бамперы и т.п. В таких случаях сетку обычно крепят поверх заводских элементов. Машина несколько меняет свой облик — подтверждаю. Однако к защите радиатора подобные приемы обычно не имеют отношения.

    Плюсы и минусы

    Я свой выбор сделал — в ближайший выходной оснащу свою машинку фирменной сеткой. Однако при этом возможны мелкие неприятности — их перечень я изучил сам и хочу поделиться со всеми.

    Охлаждение радиатора набегающим потоком воздуха после установки сетки несколько ухудшится, а тепловой режим мотора изменится. Ну, это ожидаемое явление. Когда я устанавливал у себя дома сетки на пластиковые окна, мне пытались навязать «идеальную сетку» с мельчайшими ячейками, через которую «вообще ничего не пролезет». Но и воздуху через такую сетку проходить, мягко говоря, тяжеловато — проще не открывать окно вообще… Поэтому совсем уж мелоячеистую сетку ставить нельзя. Правда, через крупные ячейки грязь все равно будет проникать. Но это, как мне кажется, очевидно.

    Другим недостатком сетки иногда называют необходимость каких-то доработок в подкапотном пространстве. Лично я намерен обратиться для установки сетки на сервис — там не будут изобретать велосипед, а сделают все как надо.

    Наконец, сетку обвиняют в том, что ее, дескать, все равно придется мыть. Лично я не вижу в этом ничего плохого. В очередной раз сошлюсь на пластиковые окна в моей квартире — два раза в год обученные мальчики снимают все сетки и очищают их от грязи. Меня это не раздражает.

    Счастливого пути, коллеги!

    Искренне Ваш Сергеич

    • Интернет-магазин «За рулем» постоянно находится в поисках полезных автоаксессуаров, и в период размещения обзорных статей предоставляет дополнительные скидки от 5% и полезные подарки.

    Сетка для радиатора автомобиля – защита или декор?

    Если вам доводилось когда-нибудь видеть радиатор старого авто, то часто зрелище не вызывает приятных эмоций. В нем можно найти целый гербарий из трав, большое количество высушенных насекомых и прочий мусор. Многие автолюбители считают, что сетка для радиатора автомобиля способна его защитить и устранить проблемы. Так ли это?

    Преимущества установки защитной сетки для радиатора автомобиля

    Покупая в салоне или на рынке авто, многие из нас не обращают внимания на защищенность основных узлов и агрегатов. Нам кажется, что производитель уже все учел, и можно только добавить некоторые детали декоративного свойства, которые сделают ваше средство передвижения более красивым. Несомненно, это важно, но защита таких элементов, как поддон двигателя, радиатор и некоторых других узлов крайне необходима в жестких условиях наших дорог.

    Дороги в нашей стране характеризуются не только большой протяженностью, но и некоторыми другими факторами:

    • плохое качество;
    • наличие камней и мусора, который не просто лежит на дороге, но иногда вылетает из-под проезжающих мимо грузовиков;
    • летом встречается много насекомых, тополиный пух, птицы и другая живность;
    • зимой – грязь перемешивается со снегом и льдом, в которых содержится не только вода, но и химические реагенты.

    Наверное, эти причины и являются определяющими при выборе в качестве своего авто внедорожника, а не только престиж.

    Можно долго еще перечислять содержимое на наших дорогах, но представьте себе, что на большой скорости все это попадет в радиатор вашей машины. Это может привести к его механическому повреждению и засорению отверстий между трубками, что уменьшит обдув потоком воздуха, и, как следствие, нарушится охлаждение двигателя. При этом мотор будет перегреваться и работать в предельном режиме, особенно при высокой температуре в знойные дни. Ни к чему хорошему данный факт не приведет. Поэтому защитная сетка для радиатора автомобиля спасет его от случайностей на дороге.

    Из какого материала сетка для радиатора автомобиля лучше?

    В настоящее время существует только один способ – установить защитную сетку перед радиатором. А где ее взять, спросите вы? Ответ: купить в магазине защиту для вашей модели авто или сделать своими опытными руками.

    Купить, конечно, можно, однако придется ее поискать. В хорошем сервисе вам ее установят за небольшую плату, так как работа эта не представляет большой сложности. А если вам не нравится тот элемент защиты или хотите сэкономить деньги, то на помощь придут народные умельцы или свои собственные руки. Из каких материалов лучше всего сделать сетку для радиатора:

    1. Алюминиевый сплав характеризуется малым весом, удобством в резке и монтаже. Однако со временем на нем появляются темные пятна из-за химически активных веществ.
    2. Пластик очень удобен, но при попадании больших камней может придти в негодность.
    3. Нержавеющая сталь надежно защитит радиатор и обладает большим сроком эксплуатации.

    Использование различных материалов не ограничивается только практической необходимостью, главное – ваше желание и фантазии для защиты и создания собственного стиля автомобиля.

    Как установить сетку на радиатор?

    Монтаж защитной сетки вам помогут сделать специалисты автосервиса. В принципе эта работа не займет много времени, и она относительно дешева. Например, если у вас автомобиль Nissan Qachqai, то при обращении в салон, который торгует и обслуживает эти авто, вам обязательно помогут подобрать нужный элемент защиты заводского изготовления и установят его.

    Если у вас есть навыки ремонта и особенно тюнинга, то вы сами изготовите защиту для радиатора. Как правило, для этой процедуры придется снять бампер и закрепить сетку на специальных отверстиях, которые предназначены для обдува потоком воздуха радиатора. Наиболее часто для этой цели используются пластиковые стяжки или небольшие саморезы. Главное при выполнении этой процедуры – внимательно подберите места крепления, иначе можете повредить бампер своего автомобиля.

    Зимой многие из нас сталкиваются с проблемой обогрева салона машины, особенно в период больших морозов. Для того, чтобы холодный воздух в это время не попадал на радиатор, а значит не охлаждал чрезмерно его, некоторые автосервисы предлагают устанавливать панель на место сетки. Она полностью перекроет поток холодного воздуха, и ваш автомобиль будет лучше прогреваться. Установка этого элемента аналогична монтажу защитной сетки. Такая сетка является и защитой, и элементом классного тюнинга при надлежащем выполнении монтажных работ и правильном выборе материала.

  • Ссылка на основную публикацию