Жидкотопливные

Жидкотопливные котлы: выбор и установка

По большому счету, любой универсальный котел, оснащенный жидкотопливной горелкой, может относиться к теме статьи, но ранее уже писали о том, что универсальная топка не всегда хороша для работы с такими горелками, и здесь рассказывается о специализированных жидкотопливных котлах, разработанных именно для этого вида топлива.

Жидкотопливные котлы: выбор и установка

Дизельный котелУстройство дизельного котла

На немецких образцово-показательных заводах в любой, самой современной котельной можно найти дизельный генератор, тщательно обслуживаемый по регламенту и готовый заработать в случае аварии на электросетях. Но это электроснабжение и это в довольно стабильной во всех отношениях Европе! Что уж говорить о наших самых непредсказуемых ситуациях в холодные сезоны, когда-то газовую трубу нарушили во время строительства, то поставщик угля закрылся на неопределенный срок, то дорогу развезло и завезти дрова не получается. И речь идет уже не только об электроснабжении, а об угрозе размораживания дорогостоящей системы отопления. Очень сильно выручить может в ситуациях полной автономности котел на жидком топливе.

Доступность продуктов нефтепереработки, к которым относятся солярка или дизельное топливо, печное топливо или мазут, а также отсутствие необходимости согласовывать строительство котельной на таком топливе с разными организациями привлекает владельцев домов и организаций и дает простое решение для обогрева зданий. Действительно, для установки котла на жидком топливе нужен собственно сам котел достаточно простой конструкции, горелка для жидкого топлива и емкость для хранения запаса его.

Дымоход большой длины практически не требуется, можно просто изолировать его проход в стене и дымовые газы за счет вентилятора горелки покинут помещение без труда.

Котел достаточно тяжелый, под него неплохо бы соорудить фундамент. Самым крупногабаритным элементом котельной на жидком топливе станет емкость для хранения запаса дизтоплива, или печного топлива, или мазута – смотря что будет использоваться для сгорания в котле. Размер и способ установки бака зависит от того, чем будет отапливаться дом и об этом стоит подумать заранее.

Виды жидкого топлива

Для импортных жидкотопливных котлов в паспорте прописан вид топлива по стандарту EL DIN 51603 с характеристиками, близкими дизтопливу с российским стандартом Евро-4. Важными показателями являются плотность 0,86, вязкость при 20 градС – 6,0, содержание серы 0,005 и зольность 24 мг/кг

Среднестатистический жидкотопливный котел потребляет на каждые 10 кВт мощности 1 кг жидкого топлива в час, и при работе 100 дней в полную нагрузку, а еще 100 дней – в половинной нагрузке котел мощностью 15 кВт для дома 100-150 м² потребует запаса около 5 тонн топлива. Скорректировать это количество поможет грамотный выбор оборудования, прежде всего типа котла и горелки, но и вид топлива также влияет на эту цифру.

Светлое печное топливо

Для котельных нередко используется печное топливо, а именно – светлое печное топливо. Оно по вязкости и степени очистки приближается к дизельному, но отличается от него по цене, поскольку в нем не соблюдаются цетановое число, температура помутнения и другие важные для автомобильных двигателей параметры, а это влияет на налогообложение и продукт становится дешевле. В нем не регламентируется содержание серы и там его может быть более 0,7% (у ДТ – не более 0,2%), выше вязкость (0,835-0,84 мм²/с) и ниже плотность (0,82 кг/л). Вообще поскольку в ГОСТах нет нормативов для печного топлива, его качество целиком и полностью лежит на совести производителя, и лучше сделать лабораторный анализ перед покупкой. Многие крупные и реконструированные НПЗ отказались от производства печного топлива, так, например, тюменский Антипинский НПЗ до 2013-2014 гг еще производил его, а сегодня выпускает только бензин газовый стабильный и топочный мазут. Ближайший поставщик для жителей юга Тюменской области пока нашелся в Кургане, топливо поставляется из соседних регионов. Стоимость печного топлива ниже стоимости дизельного топлива на 5-7%.

Мазут

Темное печное топливо еще более вязкое (8,0 мм²/с против 3,0-6,0 мм²/с в ДТ) и в нем содержание серы еще больше – до 1,1%. Такой вид печного топлива предназначен для сжигания в печах с предварительным испарением, для современных импортных отопительных котлов оно неприемлемо, в них оно просто не горит.

Мазут топочный в России выпускается марок М40, М100, М200 и отличается он в основном по вязкости и наличию в марке М40 дизельных фракций, обеспечивающих понижение температуры застывания. Мазут марки М40, чаще предназначенной для применения в бытовых котельных, застывает при +10 и это позволяет его транспортировать при благоприятных условиях без подогрева, но зимой подогрев потребуется в любом случае. Температура для мазута М40 в месте отбора из резервуара должна поддерживаться не менее 60 град С, а для марки М100 – не менее 80 град.

Горелка на отработанном масле

Отработанное масло как вид топлива для котельных интересен прежде всего владельцам СТО или директорам крупных автотранспортных предприятий, где оборот отработанного масла велик и имеется возможность создать его запас. В целом это топливо приравнивается по эффективности сгорания к дизельному, и если речь идет про утилизацию собственного ресурса, себестоимость которого равна нулю, то это очень привлекательный вид топлива. Если даже своих запасов отработки маловато, его можно купить по выгодной цене и стоимость отопления на отработанном масле вторая по выгодности после отопления газом. Горелки для отработки выпускают Kroll (Германия, изначально это была горелка для рапсового масла, но адаптирована для потребностей российского рынка под отработку), DanVex (Финляндия), Hiton, Euronord EcoLogic, NORTEC.

Рапсовое масло как вид топлива пока в нашей стране не распространен, хотя с 1 Га можно получить 1 тн солярки, 25-30 тонн зеленого корма для животноводства, мед (рапс отличный медонос) и еще земля будет подготовлена для будущих посевов, поскольку рапс – сидератная культура. При наличии собственного рапсового масла стоимость тонны солярки равна примерно 1600 руб, и это прекрасная альтернатива дизельному топливу с себестоимостью около 23000 руб) Европейские котлы, в частности, немецкие Buderus Logano с успехом работают на дизтопливе и рапсовом масле.

Дизельное топливо – самый дорогой вид жидкого топлива для котельной, оно подразделяется на летнее, зимнее, межсезонное и арктическое по температуре эксплуатации. Именно для работы на дизельном топливе спроектировано большинство импортных котлов. Поскольку выпуск дизтоплива регламентируется по двум ГОСТам – 305-82 и 52368-2005, а есть еще и Технический регламент Таможенного Союза от 2011 г, в названиях бывает путаница, но обычному покупателю топлива для индивидуальной котельной можно запомнить несколько важных моментов. Одним из них является то, что летнее дизельное топливо хранится дольше, его можно закупить впрок и эксплуатируется оно до -5 град С. Зимнее и арктическое же имеют ограниченный срок применения из-за присадок в топливо, топить им дорого и неэкологично. Для отопления желательно выбирать дизельное топливо Евро, оно обладает более высоким КПД во время сгорания, лучшими техническими характеристиками и отвечает требованиям экологичности.

В то же время при невозможности размещения емкости с дизельным топливом в обогреваемом помещении, снаружи здания при минусовых температурах останется тягучим лишь зимнее или даже арктическое топливо, и это надо учитывать при планировании жидкотопливной котельной.

Итак, после выяснения вопроса каким видом топлива будет снабжаться котельная на жидком топливе можно переходить к выбору оборудования для его хранения (бак) и сгорания (котел с горелкой).

Емкости для хранения жидкого топлива

Емкости для хранения жидкого топлива

Прежде всего уточним, что по СНиП установка емкостей для хранения жидкого топлива запрещена в крышных котельных и подвальных помещениях.

В настоящее время баки изготавливаются из стали, алюминия, нержавеющей и эмалированной стали, пластика. Выполненная из любого материала, емкость должна быть прочной и герметичной, ведь жидкое топливо в большинстве своем – материал горючий и его утечка опасна и как повод для пожароопасной ситуации, так и в смысле загрязнения окружающей среды.

Емкости различаются наземной, подземной или полуподземной установкой и могут быть объемом от 500 до 20000 л. Допускается соединение нескольких резервуаров для поддержания необходимого запаса, но для отдельно стоящей котельной запас не должен согласно норме превышать 150 м³. Баки из полипропилена объемом до 5м³ разрешается устанавливать непосредственно в котельной, отделив резервуар глухой стеной. В непосредственной близости от котла можно расположить лишь резервную емкость объемом не более 800 л на расстоянии не менее 1 м от горелки.

Срок хранения топлива не превышает года и разумнее и выгоднее иметь запас его на один отопительный сезон. Следует рассчитать возможное потребление для отопления дома, подобрать емкость подходящего размера и завезти топливо за один раз, сэкономив на доставке.

Чаще других сегодня применяются емкости из полимерных материалов. Они легкие, не подвержены коррозии, выдерживают температуры от -50 градС до +50 град С, с помощью фикспакетов можно удобно произвести врезку трубопроводов. Узкое место полимерных баков – прочность, поэтому в странах ЕС для емкостей свыше 1000 л. есть требование, чтобы они были двустенными, но в России это пока лишь рекомендация.

Хранение дизтоплива

Если емкость предполагается наземной, чаще выбирают ее из полимерных материалов и обращают внимание на форму – удобнее вертикальные прямоугольные баки, способные пройти через дверной проем. Цилиндрические баки дешевле и они чаще применяются для больших объемов топлива, свыше 5м³, их можно установить в большом помещении наземно или в подземном варианте. Расстояние от котельной до резервуара должно быть не менее 9 м. Баки внутри помещений устанавливают внутри пожаробезопасного каркаса.

Подземные хранилища топлива более безопасны в горизонтальном исполнении, они снабжены двумя люками – для слива топлива и смотровой.

При установке емкости вне помещения необходим топливный насос, подающий жидкость по топливопроводам под давлением к входу в горелку, в некоторых моделях горелок насос уже входит в состав комплектации.

Все баки для топлива имеют в нижней части отверстие для слива загустевающего остатка, в месте слива топлива должен быть установлен фильтр очистки от загрязнений. Для удобства можно установить датчик уровня топлива, механический или электронный и при необходимости – обязательно сертифицированный, подогреватель топлива.

Фото работающий дизельный котел

Дополнительный подогрев топлива осуществляется в горелке.

Жидкотопливные горелки для котлов

Жидкотопливные горелки

Комбинированные горелки “газ-дизельное топливо”, “газ-мазут” дороже специализированных жидкотопливных, но могут обеспечить бесперебойное теплоснабжение при смене вида топлива, например, когда дом со временем газифицируется. Такие горелки требуют настройки отдельно по каждому виду топлива, в них есть устройство – механическое или электронное, регулирующее соотношение “воздух-топливо” в подающей смеси, а в горелках “мазут-газ” предусматривается подогреватель мазута.

Собственно, жидкотопливные горелки делятся на:

– горелки с распыливающими форсунками, в том числе с паромеханическими форсунками;

– горелки ротационного типа.

Горелки ротационного типа малочувствительны к качеству топлива, в них оно подается с небольшим, от 1 до 3,5 атм давлением на вращающийся со скоростью 5000 об/мин стакан. Даже наличие инородных частиц в мазуте не приводит в такого вида горелках к выходу из строя оборудования. Чаще они применяются на объектах теплоэнергетики.

Дизельная горелка

Горелки с распыливающими форсунками могут быть одно-, двух- и трехступенчатыми, а также модулируемыми. Ступенчатая регулировка предполагает работу в одном заданном диапазоне мощности либо переключение во время работы при достижении заданной температуры теплоносителя на следующий диапазон.

Самыми экономичными являются модулируемые горелки, плавно меняющие мощность от 10 до 100% с помощью механической, пневматической или электронной модуляции. Экономия топлива при грамотной настройке такого типа горелки может составлять 5-15%. Стоимость таких горелок выше, чем у ступенчатых, но они позволят снизить нагрузку на механические части котла из-за частых включений/выключений, увеличить его КПД и время эксплуатации в целом.

Производители горелок часто выпускают унифицированные модели, подходящие к разным маркам котлов и консультант салона отопительной техники может порекомендовать подходящую из имеющегося ассортимента.

Жидкотопливный котел

Жидкотопливные котлы могут быть из чугуна или стали, и в первом случае срок эксплуатации составит около 50 лет, а во втором – не более 10-ти. Стандартные высокотемпературные дизельные котлы имеют горизонтально расположенные относительно установленной горелки топочные камеры, а конденсационные, использующие теплоту сгорания водяных паров – вертикальные топочные камеры.

Конденсаторный дизельный котелСтандартный высокотемпературный дизельный котел

Предустановленные на заводе моно- или мультитопливные горелки могут быть впоследствии заменены, если топливо котельной станет другим. По своей конструкции дизельный котел мало чем отличается от газового, лишь горелки используются разные. Дизельные котлы с несменяемой горелкой стоят дешевле и легче по весу.

Одно- или двухконтурный котел выбрать – решать только владельцу, но поскольку потребность в нагреве отопительного контура намного превышает потребность в горячей воде для бытовых нужд, дешевле установить одноконтурный котел и отдельно – бойлер.

Жидкотопливные котлы выпускают многие производители отопительной техники, как отечественные, так и иностранные, например, Buderus, Kiturami, Protherm и стоит помнить, что жидкотопливные котлы, как и их горелки потребуют регулярного обслуживания, чистки от сажи и накипи, и эти процессы лучше доверять специалисту, так что предпочтение рекомендуется отдавать производителям, поддерживающим свою сервисную службу на территории установки котла.

Жидкотопливные котлы отопления, что нужно знать перед покупкой

Вступление

Было бы странным, если статью про жидкотопливные котлы я начал с их критики. Она, конечно, будет, но чуть ниже. При выборе типа котла отопления для дома, важно сопоставить плюсы и минусы рассматриваемого типа котла, учесть региональное расположение дома, доступность топлива, дополнительные задачи, которые должен выполнить котел и много других нюансов. Именно этим займемся в этой статье, и подробно разберем все нюансы, касающиеся жидкотопливных котлов отопления.

Определение понятия

В определении этого типа котлов отопления нет никаких умственных изысков. Жидкотопливные котлы это котлы, работающие на жидком топливе типа дизельное топливо оно же, солярка.

Основное назначение котла на жидком топливе, обогрев дома, посредством нагрева теплоносителя контура отопления. В зависимости от марки котла он может выполнять дополнительную функцию, а именно нагревать воду в водопроводной системе, создавая контур ГВС. В общем, никаких сверхзадач, обычные задачи всех котлов отопления.

Жидкотопливные котлы и топливо

Так сложилось, что говоря о бытовых жидкотопливных котлах, априори подразумевается, что эти котлы работают на дизельном топливе (солярке). На самом деле, горелки этих котлов могут работать и на других видах жидкого топлива (о чём должно быть указано в документации):

  • Керосине;
  • Легкой нефти;
  • Различных маслах;
  • Мазуте.

Главное требование к топливу, это отсутствие влаги и отсутствие абразивных примесей. Также стоит отметить, что каждый вид топлива влияет на производительность котла и периодичность его обслуживания.

Еще важно понимать, что топливо, на котором работает котел, должно быть указано в документации к котлу и пока не существует всеядных жидкотопливных котлов.

Сколько нужно топлива котлу

Сколько расходует котел топлива указано в документах (описаниях) к котлу или горелке котла. Чтобы понять порядок цифр я составил сводную таблицу, мощность котла и расход топлива в сутки.

Котлы два контура, на дизтопливе и керосине (фирма Китурами).

  • 15 кВт / 5-7 литр/сутки
  • 19 кВт / 8 л
  • 25 кВт / 7-10 л
  • 35 кВт / 10-15 л
  • 57 кВт / 23 л
  • 82 кВт / 33 л
  • 115 кВт / 46 л

Выводы по расходу (расчет №1)

По приведенным данным расхода топлива можно оценить стоимость отопления за сезон.

  • Берём отопительный сезон 6 месяцев, или 180 суток.
  • Для дома 300 метров требуется котел 30 кВт (1 кВт на 10 метров).
  • Выбираем котел по списку выше на 34,9 кВт, который расходует в среднем 12 литров дизельного топлива в сутки. (10,0-14,5 л).
  • Максимальный расход топлива за 180 дня будет 180×14,5=2610 литров.
  • Мы понимаем, что топить на максимуме весь сезон никто не будет. Считаем, что 90 дней отопительного сезона котел работает на 100%, а 90 дней на 50%.
  • Получаем: 90×14,5+90×14,5/2=1305+652,5=1957,5 литров.
  • Дизельное топливо 1957,5 литров стоит (розница по 38 рублей) 74385 рублей (1240 руб. в месяц).

В статье «Упрощенный расчет системы отопления» я показывал расчет по мощности котла отопления. Ниже будет другой расчет, который покажет другие результаты.

Преимущества жидкотопливных котлов

  • Есть вполне очевидные преимущества жидкотопливных котлов используемых на производствах, связанных с горюче смазочными материалами. Для частных домов преимущества котлов этого типа могут вызвать вопросы:
  • Котлы на жидком топливе имеют высокий КПД от 86 до 98%. Это хороший показатель, и он очень близок к показателям газовых котлов;
  • Несомненный плюс дизельных котлов, в отличие от газовых, не нужно разрешений (согласований) на монтаж котла. Хотя топочную комнату оборудовать всё равно придется;
  • Дизельные котлы выпускаются в максимально автономных комплектациях. Автоматика котлов и автоматическая подача топлива, позволяют минимизировать присутствие человека для обслуживания;
  • Еще один плюс, это возможность достаточно быстро и просто, сменив горелку котла, перейти на работу с природным газом;
  • Хотя и нет всеядных котлов, дизельные котлы могут работать на альтернативных видах жидкого топлива, о чём указано в документации к котлу;
  • Котлы на жидком топливе можно вписать в любую отопительную систему и могут работать с любым теплоносителем (водой и антифризом).

Недостатки котлов на жидком топливе

При выборе котла более важны недостатки котлов на жидком топливе.

  • Прежде всего это затраты на обустройство топочной комнаты, строительство дымохода и установку топливного бака ёмкостью 500-3000 литров. В доме такой бак не поставишь (хотя это делают), а значит нужно место на участке. Установка большого бака тоже дело затратное и требует соблюдение технологий.
  • Топочная комната, нужна, чтобы скрыть шумную работу котлов этого типа. Кроме этого, сжигание дизтоплива сопровождается нефтяными запахами.
  • Большие вопросы в оборудовании бака могут быть у природоохранительных органов. Всё это дополнительные затраты.
  • Современные жидкотопливные котлы стоят дорого, а затраты на топливо превосходят стоимость других видов топлива.
  • Еще один подводный камень, это высокие требования к качеству топлива. Это может быть проблемой регионального (местного) значения.

Какой запас топлива нужен на сезон

Один их важнейших вопросов, который нужно решить, сколько топлива вам понадобиться на сезон. Давайте считать.

Упрощенно считается, что:

  • 1 литр дизтоплива позволяет отапливать площадь до 100 метров течение часа.
  • Расход котла считается, как мощность используемой горелки умноженной на 0,1.
  • И как всегда, 1 кВт котла обогреют 10 кв. метров дома.

Сделаем примерный расчет, от слова пример.

  • Пусть у нас дом 300 метров, как в расчете выше. Для отопления хорошо утепленного дома нам понадобиться котел 30 кВт. КПД котла 93%. Горелка такого котла будет сжигать 32,2 кВт×0,1=3,2 литра топлива в час. Это 77,4 литра в сутки.
  • В отопительном сезоне считаем 180 дней (6 месяцев). Максимальный расход топлива в так называемом непрерывном режиме составит: 13932 литра (14 тонн). Ого!
  • Понимаем, что котел не будет работать весь сезон на полную мощность. Для расчета принимается, что котел будет задействован полсезона на 50%. Поэтому, на сезон для дома в 300 метров нам понадобиться:
  • 90×77,4+90×38,7=6966+3483=10449 литров.
  • По цене: 10449 литров×38 рублей=397062 рублей (66177 рублей в месяц). Нереальная сумма.

Возникает логичный вопрос: Почему, по сравнению с расчетом по паспорту (выше) этот расчет выше дал совсем другие результаты и где правильный расчет?

Отвечаю: Ошибка в 72 литрах в сутки. Не один дизельный котел не будет работать 24 часа в сутки.

Как я сказал, у дизельных котлов очень серьезная автоматика. Котел 2/3суток, будет отключен, а не включен. Поэтому в расчете должно присутствовать не 24 часа работы, а 8 часов. То есть топлива на сезон нужно не 10449 литров, а 3483 литра.

Кроме этого, современные котлы имеют технологические хитрости, которые также позволяют снизить расход топлива, например, многоступенчатые горелки, горелки с турбо циркуляцией.

Еще один момент. Расчет, приведенный в начале статьи, основан на паспортных данных котлов, которые составлялись с учетом качества топлива страны производителя. Также, расход котла указанный в паспорте слегка занижен, так как подразумевает идеальное утепление дома, температуру на улице минус 10-15˚C и дается на уже прогретый дом (режим поддержания тепла).

Поэтому, правильный расчет расхода топлива на отопительный сезон будет где-то посередине между 1957,5 литров по паспорту и 3483 лира по расчету. Помним, что считал я дом в 300 метров.

Как работает жидкотопливный котел

Работа котлов на дизельном топливе схожа с работой газового котла. Ведущую роль выполняет горелка с вентилятором. Она распыляет топливо. В камере сгорания, топливо смешивается с кислородом (воздухом) и загорается. От горения топливной смеси греется теплообменник с теплоносителем.

В двухконтурном котле, присутствует второй контур, по которому движется вода из водопровода, создавая систему горячего водоснабжения.

Говоря о схожести в работе газового и дизельного котлов, стоит вспомнить, что большинство жидкотопливных котлов, достаточно быстро можно переделать под работу на газу (и наоборот). Сменяется только горелка котла и всё.

Например, котел De DietrichGT123 работающий на жидком топливе или газе. При покупке работает, с наддувной жидкотопливной горелкой, которую можно заменить, на газовую горелку для работы на газу. На схеме аналогичный двухконтурный котел Китурами.

Жидкотопливная горелка

Для отопительных агрегатов на жидком топливе используются вентиляторные (наддувные) горелки. Они распыляют жидкое топливо, поступающее в горелку под давлением, с необходимым коэффициентом распыления. Воздух в горелку также нагнетается, что правильно называется принудительный наддув.

Поджог топливной смеси производится электродами. Дальнейшую работу котла обеспечивает встроенная автоматика.

Здесь пора заметить, что в конструкции котлов много электроники и оборудования работающего от электричества (вентиляторы, насосы). Это делает дизельные котлы электрозависимыми и это необходимо учесть при покупке и монтаже. Если в доме частые проблемы с электричеством, то нужно позаботиться о резервном электропитании.

Типы и режимы работы горелок для жидкого топлива

Некоторые производители продают отопительные котлы на жидком топливе без горелок. И вот почему. Выбор горелок для жидкого топлива достаточно большой и много различий по типам и режимам работы.

Типы горелок

Различают следующие типы горелок по топливу:

  • Моно топливные горелки. Они работают только на одном виде жидкого топлива, чаще на солярке. Для перехода на масла, придется менять форсунки горелки.
  • Би топливные горелки. Они работают на нескольких, чаще двух, видах топлива. Встречаются комбинации, дизель-газ, дизель-дрова, дизель-дрова-уголь и т.п.

Типы горелок по режиму работы

На это тоже обращаем внимание:

Горелка одноступенчатая. Довольно примитивная, из-за этого надежная горелка. Регулировка производится простым включением/выключением горелки. Отличаются максимальной отдачей мощности и максимальным расходом топлива.

Горелка многоступенчатая. Настроена такая горелка, на работу по сложным алгоритмам плавного включения/ выключения, через промежуточные значения мощностей. Стоят такие горелки дорого, но отлично экономят солярку. Обычно такие горелки стоят на мощных котлах от 40 кВт.

Теплообменник котла на дизельном топливе

Теплообменник данных типов котлов, не отличаются оригинальностью. Делают их из стали или чугуна. Стальные легче и дешевле, но служат меньше. Чугун, отлично держит тепло и долго служит, но хрупок и дорог. Всё как везде. Читать о теплообменниках.

Ёмкость для хранения топлива

Теперь самое интересное. Для жидкотопливного котла нужна ёмкость для хранения топлива, и это я чуть выше отнес к недостаткам.

Расчеты, показанные выше, говорят, что ёмкость нужна на несколько тонн. Изобретать здесь ничего не нужно и лучше купить готовую ёмкость со всем встроенным оборудованием: поплавком, отводом паров, краном слива, набором для забора топлива, трубопроводом для вывода топлива к горелке и т.п.

Материал для ёмкостей это сталь, полиэтилен, стекловолокно.

Для установки ёмкости потребуется подготовка площадки, котлован, бетонирование и масса специальных работ. Это нужно понимать и скорее всего, придется нанимать специалистов.

Автоматика (управление)

Топливо по своим характеристикам может самостоятельно поступать котел, его не нужно подбрасывать, как дрова. Поэтому в котлах данного типа максимальное внимание уделяется автоматическому управлению, которое минимизирует присутствие человека в работе котла.

На примере, попавших мне, котлов Китурами, посмотрим, что входит в автоматику котла. На корпусе видим, датчики уровня топлива, температур, перегрева. Есть, электронный блок дистанционного управления. Индикаторы котла позволяют следить за температурой теплоносителя в теплообменнике, циркуляционным насосом, горелкой, питанием. Хитрые кнопки «Сон», «Душ», тоже элементы универсальной автоматики. Это плюс.

Выводы

Если в вашем районе, проблемы с газификацией, и вы не можете получить дополнительные мощности для электрокотла, а отопление в доме нужно и нужна горячая вода, то жидкотопливные котлы это то, что нужно.

Особенности эксплуатации и виды жидкотопливных котлов

По соотношению практичности и стоимости жидкотопливные котлы – это что-то среднее между твердотопливными и газовыми. Они все еще требуют наличия места для хранения топлива и резервуаров под него, все еще не абсолютно автономные в виду необходимости регулярного обслуживания. В то же время жидкотопливные котлы не требуют оформления большого количества документов, в среднем имеют более высокий КПД, чем газовые аналоги.

Однако выбирают котлы, работающие на жидком топливе, преимущественно из-за наличия стабильного источника для закупки этого топлива по более низкой цене. В статье мы рассмотрим варианты жидкого топлива, каков их расход, насколько они выгодны в экономическом плане и где их достать, а также приведем пример наиболее удачных моделей котлов.

Читайте в статье

Виды жидкого топлива для котлов

В бытовых условиях в более, чем 80% случаев, в качестве жидкого топлива используется дизтопливо (солярка). Соответственно, сжигают его универсальные газово-дизельные котлы или специализированные дизельные котлоагрегаты. Помимо оптовой закупки, найти солярку по более низкой цене можно у с/х предприятий, трактористов, водителей грузовиков или автобусов.

Практически во всех инструкциях к котлоагрегатам производитель указывает требования к топливу, на 2020 год стандартом является топливо с вязкостью до 6 мм 2 /с при 20°C. В Европе это распространенное топливо для отопления частных домов под маркировкой EL DIN 51603, в России ближайшим его аналогом является стандарт Евро-4.

Из инструкции жидкотопливного De Dietrich NeOvo EcoNox.

Определить приблизительный расход котлом дизельного топлива проще всего, поскольку известно, что 1 литр горючего стандарта Евро-4 при сжигании в современном котле с КПД 90-95% выдает 1 кВт тепловой энергии (+-5%). В итоге потребление котлом дизельного топлива = Номинальная мощность котла (кВт) / 10 – это часовой расход при работе на максимальной мощности, на практике котел активен в среднем 1/3 часть суток.

Например, при мощности 24 кВт максимальное потребление – 24/10 = 2,4 л/ч. На практике это будет около 0,8 л/ч – это наиболее точный обобщенный метод подсчета. Рассчитать реальный показатель без индивидуальных исходных данных таких, как степень утепленности дома, требования к температурному режиму, погодные условия, качество топлива и т.д. невозможно. Однако отличаться от теоретического он будет незначительно.

Менее распространенными альтернативами дизельному топливу являются:

  1. Отработанное масло. Гораздо более дешевое, но практически столь же теплотворное горючее. Его можно приобретать за совершенно символическую цену у СТО и автомастерских, с/х предприятий, любого вида автопарков, заводов, ЖД депо. Однако исходная стоимость бытовых котлов, сжигающих отработку крайне высока (обычно от 100 и даже 150 тыс. руб.), а в виду низкой экологичности сырья, котлы нуждаются в регулярном обслуживании.
  2. Мазут. Более дорогой аналог отработки, в качестве горючего для отопления чаще всего используется мазут марки М100 и М40. Сжигается в отопительных котлах, работающих на отработанном масле, в бытовых масштабах экономически не оправдан.
  3. Светлое печное топливо. Аналог дизтоплива, но поскольку печное топливо не используется в автомобилях, такие требования, как температура помутнения, цетановое число и т.д. при его производстве не соблюдаются. В виду этого цена на него в среднем на 5% ниже – 43-46 тыс. руб./т., когда солярки – 45-49 тыс. руб./т.
  4. Керосин. Котлы, способные его сжигать, встречаются крайне редко, обычно это модели, работающие на отработке и мазуте. Имеет лишь на 5-8% большую теплотворность, но стоит в среднем 75-95 тыс. руб./т.
  5. Рапсовое масло. Альтернатива дизельному топливу, кратно дешевле по себестоимости. Однако дизельных котлов, работающих на рапсовом масле крайне мало, да и добыть сырье крайне трудно, если только вы не владеете рапсовым полем.

Подбор емкостей для хранения топлива

Для хранения жидкого топлива, даже при котле самой малой мощности, необходимы специальные емкости. Они могут быть из стали, нержавейки или алюминия, но сегодня чаще всего используются пластиковые – прочные, легкие и устойчивые к перепадам температур в среднем от -50°C до +50°C. Согласно СНиП в котельном помещении допустимо размещение емкости объемом до 0,8 м 3 (800 л), на расстоянии более 1 м от горелки. При большем объеме резервуар нужно выносить за глухую стену или на улицу.

При наружном хранении стоит учитывать необходимость в дополнительном насосе, характеристики штатного насоса обычно указаны в инструкции, на них стоит ориентироваться. Также внешнюю часть трубопровода нужно утеплить в соответствии с видом используемого топлива. Например, вязкость дизтоплива существенно изменяется при +5°C и ниже, а мазут застывает в среднем при +10°C.

Хранить топливо желательно не больше года, а запасаться выгоднее всего на весь отопительный сезон, поэтому для первого раза нужно посчитать примерный расход за весь сезон. Далее количество расходуемого топлива будет известно благодаря практике прошедшего отопительного сезона.

Устройство и принцип работы

Жидкотопливные котлы – это как одноконтурные, так и двухконтурные, но исключительно энергозависимые модели, для работы которых необходимо подключение к электросети. По сути, жидкотопливные модели отличаются от газовых лишь горелкой, которая приспособлена к характеристикам конкретного вида топлива и оборудована турбонаддувом, необходимым для распыления топлива по камере сгорания. Любой из видов жидкого горючего требует предварительного подогрева, который также осуществляется в горелке, все это делает ее такой массивной и крупногабаритной.

В остальном принцип работы стандартный:

  1. Топливо из резервуара подается в камеру подогрева горелки, затем с помощью форсунки распыляется и поджигается в камере сгорания.
  2. Над камерой сгорания находится теплообменник, который разогревается и передает тепловую энергию находящемуся внутри теплоносителю (часто теплообменником являются и все стенки камеры сгорания).
  3. Теплоноситель (обычно это вода) циркулирует по системе отдавая тепло радиаторам отопления.

Существуют и модели с иным устройством и принципом работы, их мы уже описывали при более детальном разборе дизельных котлов и котлоагрегатов, сжигающих отработанное масло:

Все подробности, которые необходимо знать о дизельных котлах для отопления частного дома

Все подробности, которые необходимо знать о котлах на отработанном масле для частного дома

Отзывы о бытовых котлах на жидком топливе: преимущества и недостатки

Преимущества Недостатки
Надежность – жидкотопливные котлы, особенно если это европейская дорогостоящая модель, отличаются долговечностью и беспроблемностьюИспользование далеко не всегда оправдано в экономическом плане. У дизельных моделей высокая стоимость топлива, а у модели на отработанном масле сами по себе стоят крайне дорого. Для получения выгоды нужно соблюсти немало условностей.
Эксплуатационные расходы – практически любой вид топлива можно добыть по достаточно низкой цене, особенно отработанное маслоЭнергозависимость – в виду наддувных горелок все жидкотопливные модели требуют подключения к электросети
Автономность – после запуска и настройки котлы практически не требуют вмешательства человека на протяжении всего сезонаДовольно шумная работа горелок и котлов в целом, однако владельцы отмечают, что шум не слышно даже за тонкими стенами котельного помещения
Наличие как одноконтурных, так и двухконтурных моделейНеобходимость в хорошей вентиляции, согласно отзывам владельцев – принудительной, естественная не избавляет помещение от постоянного запаха горючего
Практически все модели оснащены стандартным перечнем систем защиты
На подключение и монтаж не требуется разрешение

Минимально необходимая мощность

Точный расчет теплопроизводительности котла осуществляется теплотехником на основании СНиП 2.04.01-85. Однако в бытовых условиях, для среднестатистического неутепленного или слабоутепленного дома с кладкой в 2 кирпича и высотой потолков 2,7 м минимально необходимая мощность рассчитывается из правила 1 кВт на 10 м 2 , также мы рекомендуем закладывать 20% запаса.

Например, для вышеописанного дома площадью 150 м 2 минимально необходимая мощность жидкотопливного котла будет (150/10)*1,2 = 18 кВт.

Лучшие известные производители и модели: характеристики и цены

Kiturami Turbo 13R

Самый распространенный и один из лучших жидкотопливных котлов для отопления частного дома в бюджетной ценовой категории. Это дизельная двухконтурная модель, первичный теплообменник – стальной, вторичный (для ГВС) – медный. Расход топлива у модели мощностью 13 кВт – 1,97 кг/час (2,25 л/час), довольно средний, но достаточный показатель. В целом модель характеризуется минимально необходимым набором узлов и минимально необходимой эффективностью работы, за счет чего удается удерживать одну из наиболее низких цен на рынке.

В то же время котел известен своей надежностью и беспроблемностью. Отдельно стоит отметить функционал, за эту цену в базовой комплектации имеется комнатный термостат – крайне полезное устройство, которое влияет не только на комфорт, но и на экономию. Имеются все минимально необходимые защитные системы и автодиагностика. Выпускается в версиях мощностью 13, 17, 21 и 30 кВт.

Стоимость: 29 000-33 500 руб.

Ferroli ATLAS 32

Универсальный итальянский котел со сменяемой горелкой (дизель-газ). Известен высокой надежностью, чугунным теплообменником и КПД 94,3%. Пользователи любят отмечать крайне тихую как для жидкотопливного котла работу. Имеется защита от перегревания и замерзания, возможно подключение внешнего термостата , но в комплекте с котлом его нет.

Единственный недостаток заключается в отсутствии моделей малой мощности. Выпускается в версиях теплопроизводительностью 32, 47, 62, 78 и 95 кВт. Обратите внимание, что продается он, как правило, без горелки, которую нужно покупать отдельно. Дизтопливо – горелка SUN G, газ – горелка SUN M.

Стоимость: 53 500-61 000 руб. + горелка Ferroli SUN G – 25-29 тыс. руб.

ACV N3

Еще одна универсальная модель газ-дизель бельгийского производства. Дизельную горелку здесь также необходимо покупать отдельно, на эту модель можно установить горелки BMR 31, BMV 1FV, BMV 2FV. В отличие от предыдущего Ferroli здесь теплообменник из печной стали, однако на опыте других моделей к даже стальным теплообменникам от ACV никогда не возникало вопросов, как и ко всем котлам в целом. Производитель известен практичностью и абсолютно беспроблемностью котлоагрегатов. Однако и цена соответствующая, на наш взгляд завышенная, если бюджет строго ограничен, эта модель – не лучший выбор.

Имеются защиты от перегрева, отсутствия тяги, низкотемпературной коррозии, есть разъем под внешнее управление, но самого термостата в базовой комплектации нет. Присутствует теплоизоляция корпуса, владельцы отмечают низкий уровень шума горелок.

Стоимость: 87 000-95 000 руб. + горелка 48 000-64 000 руб.

NORTEC B70 (WB 40)

Отечественная модель, сжигающая отработанное масло. Несмотря на небольшую стоимость как для котлов такого типа, сумма все еще является существенной и окупится лишь при использовании в большом частном доме (от 300-400 м 2 ) с постоянным проживанием, покупка такого оборудования для дачи с временным проживания нерациональна. Помимо отработки способен сжигать мазут, печное топливо и даже сырую нефть. Модель мощностью 40 кВт потребляет до 4 л/час горючего.

С завода котел уже оснащен всеми необходимыми комплектующими топливного узла – насосом для перекачки, одноразовым топливным фильтром и топливозаборником. В оборудовании такого типа используются крайне износостойкие и прочные материалы, не вызывающие вопросы к надежности. В данной модели автоматика оснащена минимально необходимым функционалом: базовым набором систем защиты и возможностью устанавливать температуру в системе. В виду такой простоты с ней также не возникает проблем.

Стоимость: 146 000-175 000 руб.

Дизельные котлы

Мощность (кВт): 64

Число контуров: одноконтурный

Диаметр дымохода: 150 мм

Мощность (кВт): 78

Число контуров: одноконтурный

Диаметр дымохода: 150 мм

Мощность (кВт): 50

Число контуров: одноконтурный

Диаметр дымохода: 150 мм

Мощность (кВт): 32

Число контуров: одноконтурный

Диаметр дымохода: 130 мм

Мощность (кВт): 27,3

Число контуров: одноконтурный

Диаметр дымохода: 130 мм

Мощность (кВт): 50

Число контуров: одноконтурный

Диаметр дымохода: 150 мм

Мощность (кВт): 64

Число контуров: одноконтурный

Диаметр дымохода: 150 мм

Мощность (кВт): 95

Число контуров: одноконтурный

Диаметр дымохода: 150 мм

Мощность (кВт): 95

Число контуров: одноконтурный

Диаметр дымохода: 150 мм

Мощность (кВт): 78

Число контуров: одноконтурный

Диаметр дымохода: 150 мм

Мощность (кВт): 40

Число контуров: одноконтурный

Диаметр дымохода: 130 мм

Мощность (кВт): 30

Расход топлива: 3.62 кг/ч

Число контуров: двухконтурный

Диаметр дымохода: 75 мм

Для отопления больших по площади (от 100 кв.м) и преимущественно полупромышленных и промышленных помещений, гостиниц, кафе, складов, предназначены жидкотопливные котлы. Они очень мощные, поэтому прогрев теплоносителя для батарей и труб происходит очень быстро.

Как это устроено

Отопительные котлы данного вида представляют собой сложное устройство из горелки, теплообменника, топливных насосов, терморегулятора, расширительного бака, вентилятора и прочих составляющих. Система может быть с открытой или закрытой камерой сгорания. В первом случае процесс горения происходит как в печке: воздух, необходимый для воспламенения, затягивается из помещения, а продукты сгорания удаляются в дымоход. Второй вариант предполагает установку специального коаксиального дымохода, который представляет собой двойную трубу, по одной части которой движется входящий воздух, а по другой выходят продукты сгорания.

Система работает на жидком топливе (дизель или солярка), которое находится в специальном резервуаре. Топливный бак, как правило, устанавливают либо на улице рядом с домом и соединяют его с системой каналами, либо, если литраж небольшой, размещают в здании, рядом с основной техникой.

Принцип работы дизельных котлов

По топливным насосам солярка подается в камеру сгорания, где смешивается с воздухом, который нагнетает вентилятор, и воспламеняется. В результате этого процесса в теплообменнике нагревается жидкость, которая потом переходит в трубы. Горячие батареи в помещении способствуют прогреванию воздуха и созданию благоприятного микроклимата.

Практически все устройства оснащаются электронным розжигом, который зажигает пламя, когда необходимо нагреть теплообменник. Так, расход топлива получается достаточно экономичным. Когда теплоноситель нагрет, функционирование приостанавливается. Кроме того, при отключении света работа котла прекращается и автоматически возобновляется при восстановлении всех необходимых условий.

Не только дизельные котлы, но и другое аналогичное оборудование (газовое, твердотопливное, электрическое) разделяется на одноконтурное и двухконтурное. Первое представляют собой систему, которая обеспечивает только отопление помещения. Второе предназначено нагревать воду для батарей, а также и для хозяйственных дел. Вы сможете в любое время принять душ, сделать уборку или помыть посуду, и для этого нужно будет только открыть кран с горячей водой.

Как выбрать котел на жидком топливе

Жидкотопливный котел — это агрегат, который для нагрева теплоносителя использует жидкое топливо: мазут, отработка масла, печное топливо или солярка. Такие жидкотопливные котлы применяются для отопления жилых домов в районах, где отсутствует магистральное газоснабжение.

Эффективность работы таких агрегатов высокая, практически равна эффективности работы газовых котлов.

Регулировка процессов горения выполняется в автоматическом режиме и может осуществляться на расстоянии с применением современных средств связи через вай-фай или интернет.

Котлы, работающие на отработке, относятся к энергоэффективному оборудованию и используются в системах утилизации отработанных горюче смазочных материалов ГСМ.

  • 1 Плюсы и минусы жидкотопливных котлов
  • 2 Устройство и принцип работы
    • 2.1 Основные узлы
    • 2.2 Горелка
    • 2.3 Камера сгорания
    • 2.4 Теплообменник
    • 2.5 Дымоход для котла на жидком топливе
    • 2.6 Блок автоматики
  • 3 ТОП-5 моделей жидкотопливных котлов
  • 4 На что обратить внимание при выборе
  • 5 Установка жидкотопливного котла
  • 6 Безопасная эксплуатация

Плюсы и минусы жидкотопливных котлов

Современные жидкотопливные котлы — высокоэффективное оборудование, работающие с высоким КПД от 86-94 %. Они имеют хороший уровень автоматизации и современную систему безопасности.

Котлы на жидком топливе могут выполняться универсальными, работать на нескольких видах топлива, в том числе и на газообразном. Для этого только потребуется заменить форсунку котла с жидкотопливной на газовую. Это создает преимущество, поскольку такие агрегаты могут применяться при перебоях в поставках основного топлива.

Жидкотопливные горелки имеют и другие преимущества:

  1. Установка котла не требует согласование с государственными надзорными органами.
  2. Полная комплектация источника нагрева, позволяющая выполнить быстрый монтаж и управление без присутствия оперативного персонала.
  3. Можно использовать в любой отопительной системе с большими объемами нагрева.
  4. Могут работать с любым теплоносителем: вода и антифриз.

Несмотря на большие преимущества данный тип котлов, как и все теплоэнергетическое оборудование, обладает определенныминедостатками:

  1. Самый большой недостаток — это высокая стоимость оборудования и монтажа.
  2. Необходимость обустройства топливного хозяйства с емкостью для хранения топлива, насосами и фильтрами очистки.
  3. Необходимость обустройства отдельной топочной.

Устройство и принцип работы

По принципам действия работа жидтоопливных котлов очень похожа с газовыми агрегатами. Основную функцию осуществляет газомазутная горелка с вентилятором. Конструкция форсунки должна обеспечить тонкий распыл топлива, по форме напоминающий конус от 45 до 80 градусов.

Топливная струя под большим давлением истекает в топку, засасывая в конус воздух, образуя топливно-воздушную смесь, которая поджигается специальным запальником.

Топливная смесь горит в вытянутом факеле. Образовавшиеся в процессе горения дымовые газы, с высокой температурой омывают отопительный котловой теплообменник, внутри которого циркулирует теплоноситель, нагревая его по температурному графику 95 -70 С. Если конструкция агрегата имеет два контура, то уходящие газы направляются в межтрубное пространство теплообменника ГВС, нагревая горячую воду до 55 С.

Для повышения эффективности устройств большой мощности иногда в хвостовых поверхностях нагрева устанавливают экономайзер, для подогрева питательной воды в котловом контуре и воздухоподогреватели для нагрева первичного воздуха перед подачей его на форсунку.

В результате удается снизить температуру уходящих газов с 350 С до 150 С и даже ниже, в котлах конденсационного типа, а КПД котлов поднять с 85% до 94%.

Основные узлы

Конструктивные элементы жидкотопливного котла для частного дома, практически, не отличаются от газового. Этим объясняется универсальность многих таких агрегатов. Для смены топлива в них требуется поменять только форсунку.

Базовые конструктивные узлы жидкотопливных котлов:

  • горелочное устройство;
  • топочная камера сгорания;
  • теплообменные аппараты для контура отопления и ГВС;
  • дымовентиляционная система с вентилятором и дымососом;
  • электронный блок управления автоматики регулирования и безопасности;
  • система подпитки котла с циркуляционным насосом.

Жидкотопливные котлы комплектуются топливным хозяйством в состав которого входят: емкость для хранения топлива, подогреватели для нагрева топлива перед подачей на форсунку, насосы, фильтры тонкой и грубой очистки.

Горелка

Для жидкотопливных котлов чаще всего применяются вентиляторные горелочные устройства, работающие под наддувом. Поджог топливовоздушной смеси выполняется электродами. Современные газомазутные горелки — высокоточное модулируемое устройство имеющий собственный блок для управления процессами горения в топке.

Базовая комплектация горелочного устройства для жидкого топлива:

  1. Трансформатор розжига, отвечает за процессы сжигания распыленной топливной смеси, благодаря генерации искры на запальном устройстве.
  2. Блок управления, контролирует процессы горения в топке, автоматически включает и выключает горелку по сигналам первичных датчиков по наличию факела в топке, температуре теплоносителя, давлению воды в котле и давлению в топливной магистрали. Блок оборудован надежной системой диагностики, которая самостоятельно определяет все возможные нарушения в работе газомазутной горелки.
  3. Электромагнитный клапан, осуществляет регулировку расхода жидкого топлива и отключение его при выводе котла в резерв или в случае возникновении аварийной ситуации.
  4. Воздушный регулятор, укомплектован фильтром очистки поддерживает соотношение “топливо-воздух”, чтобы обеспечить полноту сжигания топлива и уменьшить в котле потери тепла от химического недожога.

Камера сгорания

Она предназначена для сгорания топлива и является зоной с самой высокой температурой дымовых газов. Топки бывают двух типов открытая и закрытая. Первая работает по принципу естественного вывода дымовых газов в атмосферу, а вторая по принудительному принципу отвода уходящих газов, с использованием вентилятора или дымососа.

Вентилятор создает аэродинамический напор в топке, а дымосос, напротив, создает в топке разрежение, благодаря чему затягиваются отработанные газы на всас дымососа, а затем выбрасываются лопатками рабочего колеса в дымовую трубу с напором, достаточным, чтобы преодолеть существующую высоту.

Теплообменник

Теплообменные аппараты в котле предназначены для нагрева теплоносителя контуров отопления и ГВС. Горячие дымовые газы омывают внешние поверхности нагрева теплообменников, после чего тепло через стенки передается воде, циркулирующей во внутренних поверхностях нагрева.

Стенки теплообменника могут быть выполнены из котловой стали, чугуна или меди. Наиболее надежные и долговечные конструкции — чугунные, они имеют срок эксплуатации более 20 лет.

Стальные конструкции, работают не выше 10 лет. Для того чтобы передача тепла к воде была наиболее максимальной, поверхности теплообменника выполняют сложной ребристой конфигурацией радиаторного типа, двух и трехступенчатые по ходу движению среды, а монтаж водяных радиаторов отопления выполняют через гидроразделитель.

Дымоход для котла на жидком топливе

Процессы горения у такого устройства идут медленнее, чем у газового. Внутрикотловая дымоотводная система жидкотопливных котлов более сложная, она состоит из нескольких ходов, дымогарные каналы рассекаются стальными пластинами, чтобы замедлить скорость движения через создание турбулентных потоков, тем самым обеспечивая полноту сжигания топлива и более эффективный съем тепла от уходящих газов. Дымовые трубы к агрегатам устанавливают, как и традиционные дымоходы для газового котла — стальные или коаксиального типа для бытовых агрегатов небольшой мощности.

Блок автоматики

Автоматика для котлов этого исполнения выполняется многофункциональной, она используется для регулирования процессов теплоснабжения и защиты теплоэнергетического комплекса от аварийных ситуаций.

По сравнению с газовым котлоагрегатом, она имеет более развитую структуру управления, поскольку для эффективной эксплуатации нужно согласовать работу сложного топливного хозяйства: нагрев и подачу жидкого топлива на горелки, очистка его от взвешенных веществ и мусора и рециркуляцию от агрегата обратно в емкость, при остановке процесса горения.

Работа базируется на нескольких первичных датчиках, которые подают сигнал на исполнительные механизмы регулирующие подачу воды, воздуха и топлива в соответствии с режимными картами и температурой наружного воздуха.

В алгоритм срабатывания котловой защиты вложены предельные показания по наличию факела, температуре и давлению рабочих сред, при достижении которых котел на жидком топливе отключается с подачей звукового и светового сигнала, для оперативного персонала.

ТОП-5 моделей жидкотопливных котлов

Котлы на жидком топливе менее распространены на российском рынке климатической техники. Это вызвано тем, что они вырабатывают более дорогое тепло, чем угольные и газовые котельные, поэтому их устанавливают в основном на объектах, которые не имеют магистрального подвода газа.

В последнее время популярность этих агрегатов заметно выросла, что вызвано использованием их в системах утилизации отработанных газосмазочных материалов, которых накопились в огромном количестве в промышленности и сельском хозяйстве.

Наиболее популярными жидкотопливными устройствами западного производства являются бренды: ACV, EnergyLogyc, Buderos Logano, Saturn, Ferolli и Viessmann. Не уступают им по эффективности и надежности отечественные котлы на жидком топливе Лотос и модели ТЭП-Холдинга.

Обзор отечественных и зарубежных котлоагрегатов для жидкого топлива:

    1. ACV Delta Prо S 25 – бельгийский напольный универсальный котлоагрегат работающий на жидком топливе с горелкой BMV1 или газообразной моделью BG2000 для сжиженного и природного газа. Тепловая мощность 26 кВт, теплообменники из стали, устройство двухконтурное, КПД – 92.8 %, работает в режимах “зима/лето”. Цена: 136434 руб.
    2. Агрегаты EnergyLogyc – американские напольные котлы на жидком топливе с интеллектуальной автоматикой, в широком диапазоне мощностей от 58 до 146 кВт. Могут использоваться для утилизации отходов ГСМ. Универсальный агрегат с тепловой мощностью 58.3 кВт, температурный график теплоносителя 100-60 С, КПД -90.0 %, хорошо работает в теплицах. Цена: 84200 руб.
    3. Buderos Logano – немецкие чугунные напольные котлы на жидком топливе с широким диапазоном мощности от 25 до 1200 кВт, имеют встроенный шумоглушитель. Buderus Logano G124-24 WS с тепловой производительностью теплообменника котла в кВт – 24, используется для обогрева 240 м2 площади. КПД – 94 %, может работать с внешним бойлером косвенного нагрева. Цена: 116735 руб.

  1. Котел Kiturami для дома — корейские напольные котлы на жидком топливе серии Turbo с широким диапазоном по тепловой мощности от 9 до 35 кВт. Котлы двухконтурные, теплообменник для ГВС — медный. Kiturami Turbo-13R мощностью 13.1 кВт для небольших загородных домов с площадью 150 м2, снабжен самой передовой погодозависимой автоматикой CTX-1500. КПД – 90 %, хорошо работает с российским жидким топливом по ГОСТ-305. Цена: 42440 руб.
  2. Fondital Capri – итальянские современные жидкотопливные отопительные системы. Fondital Capri BTFD 23 – универсальный напольный чугунный агрегат для жидкого топлива и газа. Тепловая мощность 24 кВт, с закрытой камерой сгорания, работает с коаксиальной дымовой трубой. Котел двухконтурный, КПД -90.0 %, комплектуется циркуляционным насосом. Цена: 293266 руб.

На что обратить внимание при выборе

При выборе жидкотопливного агрегата кроме тепловой мощности, которая должна обеспечивать все тепловые потери здания и нагрузку на ГВС, важно обратить внимание на виды допустимого топлива.

Нужно чтобы оно по ГОСТу соответствовало тому, которое собственник планирует использовать и которое имеет в достаточных объемах в районе проживания, чтобы исключить высокие транспортные расходы.

Жидкотопливные отопительные устройства работают с топливным хозяйством, важно, чтобы блок автоматики согласовывался с его работой. Например, если в аварийном случае котел отопления внезапно отключается, после отсечки клапана-отсекателя, топливо должно быть возвращено обратно в емкость для его хранения.

Обычно комплектация топливного хозяйства не входит в поставку агрегата, поэтому его придется устанавливать самостоятельно. Некоторые модели комплектуются подогревателем топлива перед форсункой, на это также нужно обратить внимание, чтобы учитывать параметры топлива на выходе из системы топливоподачи.

Установка жидкотопливного котла

Безопасность и эффективность работы жидкотопливного устройства зависит от правильного монтажа. Все нормы на установку агрегата указываются в заводской технической документации.

При принятии его на гарантийное обслуживание параметры установки будут тщательно проверяться гарантийной сервисной организацией.

Учитывая сложность котловой схемы такой модификации из-за наличия топливного хозяйства, установку котла и вспомогательного оборудования лучше поручить специализированной монтажной организации.

Многие базовые правила установки котла не отличаются от газовых агрегатов, тем не менее, имеются и существенные отличия. Прежде всего, такие агрегаты устанавливаются в отдельных отапливаемых топочных с прочным основанием, способным выдержать нагрузку котла и оборудования.

Топочная должна иметь надежную приточно-вытяжную вентиляцию и автономный источник электроэнергии, для того чтобы аварийно отключить устройство, и перекачать топливо в емкость.

Безопасная эксплуатация

Жидкотопливные котлы относятся к объектам повышенной опасности. Неправильная эксплуатация таких агрегатов приводит не только к нарушению тепловых режимов, но может вызвать взрыв котла или создать очаг пожара. В промышленных жидкотопливных агрегатах к эксплуатации допускаются лица, которым исполнилось 18 лет, аттестованные на знание правил безопасной эксплуатации.

В бытовых топочных, установленных в жилых домах, ответственность за безопасную эксплуатацию несет владелец такого домостроения. Поэтому он обязан выполнять все заводские инструкции по эксплуатации установленного котла. Это касается процедур включения, выключения, настройки рабочего режима и эксплуатации топливного хозяйства.

Заводом-изготовителем указывается периодичность и виды работ по техническому обслуживанию агрегата. Оно, как правило, проводится ежегодно перед запуском агрегата в эксплуатацию. Сюда входит очистка наружных и внутренних поверхностей котла и дымовентиляционных систем. Проверка состояния конвективных поверхностей нагрева, трубопроводов, запорно-регулирующей арматуры и первичных датчиков системы безопасности.

Жидкотопливные котлы или котлы на жидком топливе

Что такое жидкотопливный котел?

Современные жидкотопливные котлы представляют собой технологичные и безопасные устройства с ярким набором полезных потребительских характеристик. Котлы и котельные установки на жидком топливе не только прекрасно справляются со своей основной задачей – обогревом помещения (плюс подготовка горячей воды, в зависимости от типа жидкотопливного котла и/или особенностей системы отопления). Они разработаны для максимально комфортного для владельца недвижимости использования, основанного на полноценной автоматизации процесса отопления. Стоит учесть, что потребуется дополнительное освещение и вентиляция плюс разрешение на подключение электрической мощности. В настоящем материале рассматриваются основные моменты, которые необходимо знать о жидкотопливных котлах при их выборе.

Виды жидкотопливных котлов на наглядных примерах

Бытовые двухконтурные котлы отопления на жидком топливе для загородного дома

Топливо:
отопительный керосин, дизельное топливо по ГОСТ-305

Назначение:
Отопление жилых и нежилых объектов, нагрев горячей воды (ГВС) для бытовых нужд

Отапливаемые объекты:
коттеджи, частные дома, дачные дома с постоянным проживанием, здания СТО, магазины, уличные павильоны

Двухконтурные жидкотопливные котлы отопления для загородного дома и речных судов

Топливо:
дизельное топливо по ГОСТ-305

Назначение:
Отопление жилых и нежилых объектов, нагрев горячей воды (ГВС) для бытовых нужд

Отапливаемые объекты:
коттеджи, частные дома, торговые центры, парковки, гостиницы, школы, детские сады, здания СТО, магазины, речные суда

Одноконтурные водогрейные котлы на жидком топливе для отопления разноплановых зданий

Топливо:
отработанное автомобильное масло, картерное масло трансмиссионное масло, ATF на минеральной и синтетической основе, с температурой вспышки на выше 204°С – масла без абразивных частиц, примесей и воды

Назначение:
Отопление жилых и нежилых объектов различного назначения

Отапливаемые объекты:
коттеджи, частные дома, торговые центры, парковки, гостиницы, школы, детские сады, здания СТО, магазины, базы отдыха, санатории

(нет в наличии)

Очевидные преимущества жидкотопливного котла

  • Независимое, автономное отопление;
  • Широкая сфера применения: жидкотопливные котлы успешно используются как в жилых помещениях, так и на предприятиях, включая предприятия, связанные с ГСМ, а также речных судах
  • Отлаженная, полностью автоматизированная работа котла;
  • Высокий коэффициент полезного действия (до 95%);
  • Работа котла требует минимальное внимание со стороны человека;
  • Котлы обладают низким уровнем шума и запаха.

Возможные недостатки в использовании котла на жидком топливе

  • Стоимость жидкотопливного котла может быть на порядок выше обычного, к примеру твердотопливного;
  • Котел на жидком топливе потребует установки соответствующей емкости для хранения топлива;
  • Для организации системы отопления на основе жидкотопливного котла необходимо отдельное помещение с дымоходом – котельная.

Устройство котла на жидком топливе

Те, кто сталкивался с газовыми котлами, – легко могут представить внутреннее строение котла на жидком топливе. Основным отличием жидкотопливного котла от газового – является наличие вентиляторной горелки, которая призвана обеспечить надежную и продуктивную работу котла. Горелка распыляет жидкое топливо, которое потом подается в камеру сгорания, где смешивается с воздухом и воспламеняется. В остальном, жидкотопливный котел состоит из теплообменника, непосредственно горелочного устройства и автоматики. Жидкотопливный котел может быть как одноконтурным (и служить только для обогрева помещения), так и двухконтурным, где помимо тепла, он может приготовить и горячую воду (ГВС). В таком случае, помимо входа/выхода для теплоносителя, в конструкции жидкотопливного котла предусматриваются вход для холодной воды и выход горячей воды.

Топливо для котла на жидком ресурсе

Виды жидкого топлива включают в себя широкий диапазон распространенных ресурсов, к которым относятся:

  • Для дизельных котлов: отопительный керосин, дизельное топливо (предпочтительно по ГОСТ-305);
  • Для котлов на отработанном масле: отработанные автомобильные масла, картерные масла, трансмиссионные, ATF на минеральной и синтетической основе с температурой вспышки не выше 204°С, масла без абразивных частиц, примесей и воды;
  • Другие распространенные варианты: смеси отработанных масел и дизельного топлива.

Стоимость и расход жидкого топлива для каждого конкретного потребителя рассчитывается в индивидуальном порядке. Связано это с тем, что для каждой жидкотопливной системы отопления цена будет “своя”. Упрощенно, ее можно прикинуть и самому, стоит лишь соотнести площадь отопления к расходу топлива, где
для дизельного топлива расход в час будет равен мощность горелки, умноженной на 0,1. Для отработанного масла есть данные проводимых в свое время исследований: 1 литр топлива позволяет отопить помещение площадью до 100 кв.м в течение 1 часа. Конечный расход топлива определяется согласно мощности котла из расчета площади помещения: 1 кВт мощности “согреет” 10 квадратных метров.

Цена жидкого котельного топлива в индивидуальном использовании может рассчитываться не только согласно текущим ценам на продукты нефтепереработки. Объективный выбор котла на жидком топливе всегда связан с постоянным наличием этого топливного ресурса. Соответственно, выбирая жидкотопливный котел для отопления объектов определенной направленности, можно снизить стоимость жидкого топлива до минимального уровня. Так, жидкотопливный котел является экономичным приобретением для предприятий, заводов, промышленных или торговых помещений, где специфика производства, продаж или другого вида деятельности, непосредственно связана с различного рода ГСМ. Такие котлы повсеместно используются на речных судах ввиду очевидных причин. Использование жидкотопливного котла не менее широко распространено среди владельцев загородного жилья для организации долговечной, автоматизированной и экономичной отопительной системы.

Топливо для котла на жидком ресурсе

Для установки жидкотопливного котла потребуется отдельное помещение с отверстием под дымоход и вытяжкой. Это помещение, то есть – котельная, должно включать в себя необходимое место для емкости для топлива. В свою очередь, емкости для жидкотопливных котлов обычно обладают большим объемом для запаса и хранения жидкого ресурса, это нужно учесть. В остальном, необходимо помнить о наличии подающего насоса, который будет осуществлять передачу топлива из емкости к котлу, а также необходимой трубопроводной арматуры. Котельная на основе котла на жидком топливе – это всегда индивидуальное решение, которое можно построить на основе проекта. Все мероприятия по организации и запуску такой системы проводятся заранее с учетом множества нюансов, которые может помочь разрешить только специалист.

Управление жидкотопливным котлом

Автоматизированные системы котлов на жидком топливе позволяют использовать котельное оборудование с максимальным комфортом и, надо отдать должное разработчикам – управление работой котла построено с учетом практически всех потребностей его владельца.

Автоматика жидкотопливных котлов KITURAMI

На корпусе жидкотопливных котлов Kiturami расположены датчик низкого уровня, датчик температуры и датчик перегрева. Плюс, каждый жидкотопливный котел марки Kiturami сопровождается электронным блоком управления: CTX-1500/CTX-1500G для дизельных Kiturami TURBO и CTX-1500MW/CTC-2201MW для жидкотопливных котлов Kiturami KSO. Такой пульт дистанционного управления котлом обладает рядом функциональных индикаторов, которые отражают работу котла в соответствующем режиме. К ним относятся индикация “Температура теплоносителя в теплообменнике” (“менее 60°С”, “60°С и более”, “max t 85°C”), индикация “Циркуляционный насос”, индикация “Горелка”, индикация “сеть” и Выключатель.

Помимо основного управления, работа жидкотопливных котлов Kiturami может регулироваться посредством дистанционного комнатного терморегулятора, что несомненно, привносит дополнительные преимущества в использованиии такого котла. Терморегулятор для серии TURBO обладает весьма широким набором настроек: “Температура в комнате” (min 0 max 45°C), “Температура в комнате. Режим: Отсутствие”, регулятор “Таймер”, “Температура воды”, а также кнопки “Присутствие”, “Сон”, “Душ”, “Вкл/Рестарт”.

Комплекс регулировок позволяет программировать работу жидкотопливного котла. Можно не только задать необходимую температуру в помещении, но и заранее установить параметры горячей воды с функцией “Душ”, или использовать предварительные настройки времени работы котлы с функцией “Таймер” и многое другое.

Автоматика жидкотопливных котлов DANVEX

Панель управления жидкотопливных котлов DanVex обладает оптимальным набором регулировок, рассчитанных на различные потребности системы отопления. Блок управления регулирует работу горелки и циркуляционнго насоса, обладает термометром и включает себя Главный переключатель, Предохранитель, а также комплекс регуляторов температуры:
Т1 – Регулятор температуры с функцией запуска/остановки работы горелки;
Т2 – Регулятор температуры с функцией запуска/остановки работы циркуляционного насоса отопительной системы;
ТА – Аварийный термостат с функцией остановки работы горелки при достижении предельной температуры теплоносителя в котле.

Жидкотопливные котлы DanVex снабжены цифровым термоконтроллером с платиновым термочувствительным элементом PT100?, управляет нагревом с точностью до 0,1°С в широких пределах в зависимости от сорта жидкого топлива.

Жидкотопливные котлы в Балашихе

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

Чтобы узнать, как купить жидкотопливный котел в Балашихе по доступной цене, воспользуйтесь нашим сервисом. Вы найдете дешевые товары и самые выгодные предложения с описанием, фото, отзывами и адресами. Цены и магазины недорогих котлов можно посмотреть в нашем онлайн интернет каталоге товаров Балашихи, а так же узнать, где продаются жидкотопливные котлы оптом в Балашихе. Если Вы представитель компании или магазина, добавьте свои товары бесплатно.

Ссылка на основную публикацию